Cruelty Free: Как определить этичную косметику по маркировке
И как тестируют косметику альтернативными методами — без животных
Почти идентичные кремы бренда А и бренда B могут подходить вам по свойствам, дизайну и стоимости — типичная ситуация в магазинах косметики или на маркетплейсах. Различием может быть маркировка Cruelty Free (без жестокости): это означает, что товар не тестируется на животных. Рассказываем, как сегодня устроена индустрия этичной косметики и какими методами ее тестируют.
Евгений Смирнов
руководитель отдела технического регулирования ООО «Юнилевер Русь»
— Лабораторные исследования на животных стали обязательными после кейса компании S. E. Massengill Company из Теннесси: в 1937 году от их «Эликсира сульфаниламида» скончались более 100 человек. Тогда производителей еды, лекарств, бытовой химии и косметики в США обязали проводить тесты перед выпуском продукции в продажу. Эксперименты ставились на мышах, кроликах, крысах и морских свинках — гены этих животных совпадают с нашими на 80–90 %. В лабораториях изучали влияние разных концентраций и возможность летального исхода. Тогда это было передовой сферой научных исследований, которые, скорее всего, спасли немало потребителей.
Законы о тестах на животных в России и мире
В некоторых странах уже официально запрещено тестирование парфюмерно-косметической продукции на животных. Такие запреты введены в странах Европы, в Австралии, Мексике и Колумбии. Во многих других не прекращается дискуссия на тему запрета. Обязательными тесты остаются только в Китае, но они распространяются не на всю косметическую продукцию и не на всю территорию страны.
Например, в Европе с 2013 года никакая косметика не может тестироваться на животных — допускаются только альтернативные методы. Кроме того, по закону информацию об этом не обязательно помещать на упаковку. А значит, использование европейскими производителями значка Cruelty Free — это скорее дополнительный способ информирования потребителя.
В России сегодня все косметические продукты (даже зубная паста) перед выходом в продажу обязаны пройти либо декларирование соответствия, либо государственную регистрацию в зависимости от вида продукции. Такой пункт есть в Техническом регламенте Таможенного союза ЕАЭС «О безопасности парфюмерно-косметической продукции».
Проведением госрегистрации занимается Роспотребнадзор, а само свидетельство выдают после испытаний в лабораториях. Но что касается тестирования косметики на животных, то в России производители вправе самостоятельно решать — прибегать к таким методам или нет, поскольку с 2012 года российское законодательство одобрило альтернативные методы тестирования. Это означает, что компании в России могут проводить тестирование своих косметических товаров не на животных, это не только гуманнее, но иногда и дешевле.
Многие ответственные бренды в России уже поддерживают отказ от тестирования на животных. На базе Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены (АППИК БХ) действует специальная рабочая группа, которая занимается развитием альтернативных методов тестирования, а также выступает за законодательные изменения в этом вопросе.
Альтернативные методы исследований
Каждый год 24 апреля по всему миру отмечается Всемирный день защиты лабораторных животных, а американская короткометражка «Спасите Ральфа» с 2021 года не оставляет равнодушным никого из своих зрителей. Как же тестируют косметику сегодня? Альтернативы тестам in vivo — то есть тестам на животных — это:
— Исследования в пробирке (in vitro). Для этого могут использовать искусственно синтезированные клетки человеческого эпидермиса. Кроме того, частным случаем in vitro тестирования являются испытания на тканях и клетках животных, которые были получены в рамках других целей — например, в процессе производства продуктов питания, а также на эмбрионах, отобранных, в частности, из куриных яиц в определенное время созревания. Такой вид тестирования на животных считается гуманным, но не подходит для сертификации веганской продукции;
— Компьютерное моделирование (in silico). Метод требует работы с программой с большой базой данных о теле человека. По заданным параметрам компьютер просчитывает всевозможные реакции человеческого организма на ингредиент или состав продукта;
— Тесты на добровольцах. Испытания проводятся под присмотром медиков, их участники должны быть застрахованы, а их работа — оплачиваемой;
— Другие инновационные разработки. Например, биоинженерная искусственная кожа, напечатанная на 3D-принтере, или муляжи человеческого тела (как, к примеру, тренажер компании SynDaver).
Некоторые люди полагают, что тестирование на животных необходимо проводить просто потому, что это дает дополнительные гарантии безопасности для человека. Однако сегодня можно с уверенностью сказать, что это заблуждение. Во-первых, за многие годы проводившихся тестирований сформировалась обширная база компонентов, свойства которых хорошо изучены. С помощью альтернативных методов можно тестировать косметику и ее компоненты разными способами, комбинируя различные форматы тестирования, и получать более точные результаты. Ученые используют сегодня клетки и ткани различных органов, выращенных искусственно, что дает гораздо больше возможностей для глубокого изучения влияния компонентов на живые организмы.
Кроме того, исследования на животных в принципе не дают 100%-ной гарантии такой же реакции у человека. 25 % лекарств, которые в ходе испытаний не давали побочных эффектов у животных, после показывали разные симптомы при применении человеком. Многие методики применяются в медицине.
Подсказки на упаковке
Существуют независимые системы сертификации, которые подтверждают, что тот или иной товар произведен с соблюдением различных стандартов и принципов в области этики. Компании, например, должны подтвердить, что не используют рабский труд, соблюдают права человека, проявляют уважение к разным национальностям, поддерживают гендерное равенство, стремятся минимизировать ущерб окружающей среде и так далее.
Сюда же могут включаться пункты об отказе от тестирования на животных или производстве без использования компонентов животного происхождения. Все подобные системы сертификации носят добровольный характер, и, если компания решается пройти процедуру, это говорит об ответственном подходе, так как получение сертификата предполагает сложный внешний аудит всех этапов производства.
Есть, например, международные сертификаты стандарта COSMOS. Также существуют отдельные маркировки, свидетельствующие, что продукт не тестируется на животных:
● Маркировка Cruelty Free организации Cruelty Free International говорит о том, что сам продукт не тестируют на животных;
● Маркировка Cruelty Free организации PETA говорит о том, что продукция конкретного бренда не тестируется на животных нигде в мире, но может содержать компоненты животного происхождения. Маркировка Cruelty Free организации Choose Cruelty Free распространена в Австралии;
● Маркировка Vegan организации The Vegan Society (Vegan Society, Vegan Action) — зеленый сигнал отсутствия тестов на животных, а также отсутствия в составе продуктов животного происхождения: меда, воска, ланолина и других.
Получить такие маркировки непросто, поэтому отсутствие значка еще не говорит о том, что косметика обязательно тестируется на животных. Некоторые компании публично обозначают свою позицию по использованию только альтернативных методов тестирования. В этом плане крупным компаниям важна репутация, и они не станут вводить в заблуждение потребителей.
Для новых малоизвестных компаний маркировка — это хороший способ подтвердить свою ответственность, сформировать репутацию и в целом заявить о серьезности и долгосрочности своих намерений. Но иногда недобросовестные производители товаров могут изобразить похожий на международный сертификат рисунок как элемент дизайна. Если такие значки не сопровождаются конкретными действиями компании в плане экологии и заботы о животных, то это будет гринвошинг.
Как еще можно проверить косметику
Если вы твердо настроены собрать косметичку, в которой будут средства, протестированные с помощью альтернативных методов, или проверить средства, которые уже есть в вашей, лучше запастись терпением: не все производители готовы тратить время и ресурсы на получение международного сертификата. В таком случае есть несколько вариантов:
— Проверить производителя с помощью специальных сайтов. Например, на официальном сайте Cruelty Free Kitty есть информация о многих производителях мирового и российского рынка — достаточно ввести их название в поисковую строку;
— Проверить сайт производителя — там обязательно будет информация о подходе к тестированию на животных и о наличии дополнительной маркировки, если она есть. Плюс можно заглянуть в рубрику «вопросы—ответы» — иногда такую информацию «из первых уст» можно найти там;
— Написать производителю напрямую. Это даже может подтолкнуть его к движению в этом направлении — пара тысяч таких вопросов, и потребители будут услышаны (в некоторых случаях обращений потребуется гораздо меньше).
Cruelty free на практике
В России уже больше десяти лет можно увидеть на полках магазинов продукты, которые маркируются независимыми организациями как не проводящие тесты на животных. Добровольный переход компаний на альтернативные методы тестирования позволил избавить сотни тысяч животных от их использования в опытах.
Маркировки на косметических баночках в магазинах — лишь верхушка большой работы брендов. В случае крупных производителей это часть стратегии, рассчитанной на десятилетия работы. Например, «Юнилевер Русь» добровольно отказалась от тестирования своей косметической продукции на животных, в том числе и в России, еще в 2012 году. По усредненным подсчетам компании, за это время от опытов было спасено более 20 тысяч животных. В 2018 году вся линейка бренда Dove была сертифицирована международной организацией по защите прав животных PETA как cruelty-free-средства, а в 2020 году такую маркировку получил косметический бренд «Чистая линия». Подобный статус еще раз подтверждает, что косметика этих брендов и ингредиенты, входящие в ее состав, не тестируется на животных ни в одной стране мира.
Тенденции говорят о том, что все больше стран будут отказываться от тестирования косметики (и не только) на животных. Со временем все больше потребителей также будут приходить к пониманию, что испытанная таким образом косметика абсолютно безопасна, а значит, нет никаких оснований проводить эксперименты над животными.
Обложка: brizmaker — stock.adobe.com