Настя Пронина: «После спектакля все шли тусоваться, а я — домой печь»
Как актриса стала кондитером, открыла кафе и управляет всем этим с ребенком на руках
Бывают люди, которые поражают своей скоростью и многозадачностью. Настя Пронина — одна из них: она и актриса, и кондитер, и предпринимательница. Она играла, например, в спектаклях «Как важно быть серьезным» в Театре Моссовета и «Мученик» в «Гоголь-центре». Параллельно открыла кондитерский цех «Торт Прониной», чтобы продвигать культуру эталонных французских десертов в массы, и свое кафе. А еще Настя — мама, которая растит дочку одна. «Большой Город» встретился с Настей в ее кафе «Твоя булочка» и расспросил о профессии, бизнесе, материнстве, личной жизни и источниках энергии.
Автор: Валерия Перфильева
«Всегда хотела стать актрисой»
— Я из такой семьи, где приготовление еды и выпечки много значит. У меня светлые воспоминания о наших семейных завтраках. А с мамой мы часто ходили на рынок. Она, сама того не подозревая, и научила меня выбирать продукты: ничего мне не рассказывала специально, но я ее сопровождала и училась.
С детства я мечтала поступить в театральный институт, хотя моя мама — инженер-строитель плиточник-мозаичник, а папа — инженер-электрик. Я провела детство на стройке.
В 2007 году я поступала на курс Серебренникова. С первого раза, конечно, не поступила — конкурс был 400 человек на место. Поступили все мои друзья, с которыми я играла в музыкальном театре юного актера. Было очень обидно. Но я не пошла в какой-то «второсортный» театральный институт, хотела в лучший, поэтому решила поступать на следующий год.
Тогда я пошла работать в популярное в то время кафе «Кризис жанра». Мне так понравилось взаимодействовать с гостями и вся эта многозадачность. Была классная команда, готовили хорошо, и мне очень нравилось эту еду презентовать и получать обратную связь. Своего менеджера вспоминаю как строгую, но справедливую учительницу.
На следующий год я поступила в Школу-студию МХАТ на курс Константина Аркадьевича Райкина. Я училась круглосуточно шесть дней в неделю, как и все в театральном институте. Ничем другим заниматься было почти невозможно. Но я умудрялась быть старостой и параллельно играть моноспектакль в центре Казанцева и Рощина. Когда мне интересно, я очень трудоспособная.
Первый Париж
На втором курсе, на первый серьезный гонорар от съемок в сериале, я поехала с мамой в Париж, где она внезапно поняла, что, видимо, в прошлой жизни была француженкой — все эти походы на рынок с тележкой нам так легли на душу! Мы были в шоке и от того, как там было вкусно. Я влюбилась в Париж.
Это время совпало с периодом, когда я столкнулась с реальностью актерской профессии. Она очень романтизирована — начиная с того, что каждый второй говорит «Я тоже всегда хотел стать артистом!», до иллюзий о свободе самовыражения и независимости. Реальность другая: в театрах зарплаты маленькие, но при этом устроиться туда очень трудно — 80 % выпускников театральных вузов безработные.
В тот момент я решила, что больше не хочу так работать — мне нужны эксперименты и творчество, я хочу получать хорошие деньги. Работа в кино оплачивается очень хорошо, но это отдельная лотерея, где ты вообще ничего не контролируешь. Кто-то снимается не вылезая, а кто-то сидит и ждет. И это страшно.
Это осознание и недавняя поездка в Париж, видимо, подвигли меня попробовать приготовить пирожные макарон. У меня ничего не получалось, я извела килограммы дорогущей миндальной муки. Я нигде не могла найти корректного описания технологии — и тогда нашла школу Александра Кислицына.
Оказалось, что кондитерское искусство — это огромный мир, который незнаком большинству россиян. И до сих пор, несмотря на весь прогресс, мы мало понимаем в среднем в десертах. Собственно, моя миссия — ускорить этот процесс и помочь людям разбираться в десертах. Готовить что-то дома и выйти на другой уровень потребления. Это меня заряжает.
Эпоха «домашний кондитер»
К тому моменту, когда я научилась печь макаронс, я выпустилась из института, много где играла и снималась, была частью большого актерского сообщества.
В том числе я репетировала одну постановку в «Гоголь-центре», и был его день рождения. Нужно было сделать торт. А люди же не видят разницы: если я пеку, то и торты должна уметь делать. А это вообще другое! Но я разобралась, сделала торт раз, другой, третий. И начала зарабатывать на этом деньги. Сначала пекла дома одна, потом мне помогала мама, мы переехали в другую квартиру. Мой дом долгое время был кондитерским цехом. Это было просто ужасно! Но прикольно.
Благодаря растущим доходам я наконец стала очень много путешествовать, параллельно снимаясь. Круг знакомств благодаря тортам расширился. Хотя я очень редко куда-то ходила, потому что постоянно пекла. После спектакля все шли тусоваться, а я перлась домой печь. Однажды попала в аварию, когда везла торт заказчику. Разбила и торт, и нос.
Никаких вложений в продвижение я не делала, работало сарафанное радио среди друзей и их друзей. В какой-то момент даже стало обидно: я хотела, чтобы меня все знали как известную артистку, а меня все знают как поставщика офигенных тортов. Вот я приходила куда-то на мероприятие, а все говорят: «Настя, твой торт просто супер! Лучший в моей жизни!»
Постепенно жить в режиме «пеку много тортов и много путешествую» стало невыносимо. Я два года все делала сама: принимала заказы, сама пекла, сама доставляла. Поэтому, когда я уезжала, все останавливалось, приходилось говорить людям: «Простите, я не могу сейчас испечь вам торт». Было страшно, что после такого никто уже ко мне не придет.
Кондитерский цех «Торт Прониной»
В декабре 2019 года я подумала: «Ну все, я больше не могу. Либо я открываю цех, либо надо с этим завязывать». Нашла готовый цех, заехала, а 30–31 декабря помещение закрыли на каникулы. Пришлось перевозить все торты и использовать балкон как холодильник. Утром 31 декабря я упала в обморок после того, как отдала первый заказ. Просыпаюсь, а я на полу. Переработала. Когда я говорю, что могу много работать, не лукавлю.
Когда началась пандемия, я подумала: «Ну все, мне конец!» Но эффект был прямо противоположный: выручка увеличилась в четыре раза!
Я сейчас смотрю на десерты, которые делала тогда, и думаю, что я молодец. Да, они ниже уровнем, но я всегда готовила из хороших продуктов и было вкусно.
Первое время обходились собственным оборудованием, что-то брали в аренду. Но был один нюанс: в нашем цехе летом было плюс 36, а это практически несовместимо с бесперебойной работой кондитеров. И тогда я вписалась в стройку собственного цеха в том же здании.
Из ремесленничества в предпринимательство
В какой-то момент я поняла, что, конечно, люблю готовить, но не хочу превращать это в свою ежедневную работу. Мне интересно придумать, разработать, а дальше это должно работать без меня. Мне интересно общаться с людьми, я люблю организовывать и отлаживать процессы. Командир я, короче.
Я начала заниматься продвижением, вести прямые эфиры. В ответ сразу пришло несколько крупных корпоративных клиентов, мы начали хорошо на этом зарабатывать.
Тогда я задумалась о фирменном стиле, и судьба свела меня с классной художницей — Юлей Нефедовой. Я хотела что-то вроде татуировки, но яркое, вызывающее, сексуальное. Так и получилось — мне кажется, наш стиль уникален, ни на что не похож.
Учеба в Париже и «Твоя булочка»
В 2021 году случилось так, что я, будучи беременной, решила осуществить-таки свою мечту и отучиться на кондитера в Париже. Долго выбирала школу: в Le Cordon Bleu не пошла, так как хотелось индивидуального подхода в обучении. Выбор пал на школу при знаменитом отеле Ritz Paris, где жила, например, Коко Шанель.
Мы работали на лучшем оборудовании и лучших продуктах. Это было невероятно, незабываемо и очень поучительно.
После учебы я родила дочь, приехала в Москву, и мне предложили открыть кофейню в уже готовом к использованию помещении. Всегда хотелось свое место и прямого контакта с гостями. До Парижа мне дважды предлагали открывать кафе, но мысли о бизнес-плане у меня вызывали паническую атаку.
А тут отступать было уже некуда. Времена резко изменились. «Когда, если не сейчас», — подумала я с восьмимесячным ребенком на руках и придумала «Твою булочку» — эдакий уголок безопасности с правильным кофе и теплой булочкой в районе Лефортово, между кладбищем и роддомом. Разбиралась во всем сама, получаю колоссальный опыт и думаю про развитие через франшизу.
Обучающий курс, тревел-шоу и приостановка производства
После обучения в Париже мне стало окончательно ясно, что я больше, чем просто человек, который делает торты. Во Франции потрясающая культура десертов, торты там почти никто не заказывает. А я профессиональная актриса, отлично рассказываю, плюс как предприниматель разбиралась во всем сама.
В общем, стало совершенно очевидно, что нужно делать обучающий курс. Под это дело я загадала продюсеров, с которыми мы уже запустили первый поток. Будем продвигать кондитерскую культуру через моих студентов и смещать акцент с тортов на сезонные классические десерты в оригинальном исполнении. Сейчас в планах обучать не только кондитеров, а всех, у кого «руки не из того места», как выражается большинство моих подруг. Десерты — это про удовольствие, вкус и коммуникацию. И как было бы здорово, если бы они стали более доступны широкой аудитории.
Чтобы успешно продавать подобный продукт, нужна медийность. Моя задача сейчас — ее поднять. Поэтому я подумала, что пора уже осуществить свою давнюю мечту — сделать гастро-тревел-шоу. Уже нашла режиссера. Скоро займусь.
Также недавно я приняла непростое решение взять паузу в собственном производстве десертов, чтобы сфокусироваться на обучающем курсе, кафе и консалтинге. Так что попробовать «Торт Прониной» можно только до конца августа.
Материнство и энергия
Моей дочке сейчас полтора года. Я ращу ее одна, но успеваю, мне кажется, больше, чем до ее появления. Но у меня и нет выбора: есть четкий дедлайн каждый день. А раньше могла до четырех утра сидеть и прокрастинировать.
Мне нравится материнство. Кажется, оно произошло в тот момент, в который мне было нужно.
У меня нет особых материальных активов или богатых спонсоров. И мне нужно выстроить сейчас все так, чтобы обеспечивать достойный уровень жизни и себе, и ребенку. Это и есть моя мотивация, у меня просто нет другого выхода. Конечно, мне очень не хватает поддержки, внешней опоры какой-то. Раньше была мама — она меня всегда поддерживала. Сейчас ее нет.
За моей спиной 11 лет личного психоанализа, и это дало очень много плодов. Например, стало очевидно, что в актерскую профессию я пошла не просто так.
Если мной не восхищаются, а ругают, особенно если я от души все сделала, у меня просто разрывается сердце. Поэтому гневные отзывы в «Яндекс Картах» мне читать каждый раз больно. Если кто-то неудовлетворен тем, что я делаю, то сначала я злюсь. Потом выдыхаю, беру себя в руки и начинаю выяснять причины, что вообще произошло. Все-таки клиент всегда прав.
Источников энергии у меня много — и внутренних, и внешних. Я нахожу счастье в простых мелочах или радуюсь неслучайным случайностям. Очень люблю путешествия, баню, спорт, йогу и своих друзей.
Вообще я люблю работать спринтами: работаю-работаю, вообще не вижу ничего вокруг, полностью поглощена работой. А после получаю удовольствие и заряд от каких-то совсем простых вещей — это могут быть десять минут с ребенком, ее улыбка, разговор с подружкой.
Я заряжаюсь от познаний и созидания. А еще меня окрыляет работающая «сила намерения» — когда только о чем-то подумаешь, и это начинает происходить.
Фотографии: обложка — Ксения Колесникова, 1, 2, 6, 7 — Мария Павловская, 3, 4, 5 — Юлия Черкасова