Автор: Кирилл Зайцев

Если рынок новых автомобилей подчиняется каким-то понятным правилам и оберегается как минимум «Законом о защите прав потребителей», рынок подержанных машин куда более хаотичен. На нем высока вероятность купить неисправное и юридически проблемное авто, особенно в первый раз. При этом выбор новых машин в России в этом году значительно сократился, многие известные марки ушли с рынка и перестали поставлять новые модели. Их поклонникам приходится изучать сайты с объявлениями, ходить на авторынки и надеяться на удачную покупку. «Большой Город» рассказывает, как выбирать подержанную машину, если опыта в этом деле у вас нет.

Где покупать

Формально вторичный рынок поделен между частными продавцами, которые размещают объявления в интернете, мелкими автосалонами (авторынками) и крупными автосалонами. Идеального варианта нет: обмануть могут как на рынке, так и при сделке с частным продавцом, который на деле — перекуп и клейма негде ставить.

Крупные салоны на базе дилерских площадок чуть лучше в плане послепродажной защиты — многие крупные холдинги предлагают гарантию и расширенную гарантию, кто на полгода, кто аж до двух лет. Но (как и везде) надо читать мелкий шрифт: на что конкретно гарантия распространяется. Может статься, что год-два — это гарантия на случай сквозной коррозии кузова (вероятность которой мизерная, если это не Opel Kadett постарше вас).

Так что неважно, куда вы пойдете за своим первым автомобилем: это будет лотерея. Держите в уме эти советы.

На что обратить внимание при юридической проверке

Отсутствие банковского залога

Подержанный автомобиль может быть в залоге у банка — например, если он кредитный. Это чревато тем, что, если прежний владелец перестанет по кредиту платить (а он перестанет), банк за своим залоговым имуществом придет к новому собственнику — то есть к вам. Проверить авто на залоговость можно на сайте ГИБДД или Федеральной нотариальной палаты.

Отсутствие криминала

Подержанный автомобиль может быть криминальным, проще говоря — угнанным. Если всплывет это все при регистрации в ГИБДД уже после сделки купли-продажи, вернуть свои деньги назад будет почти невозможно. Так что не поленитесь проверить интересующее авто по VIN-номеру — на том же сайте ГИБДД.

Формат использования

Машина может продаваться после работы в таксопарке. В регионах в зоне риска — бестселлеры вроде Polo, Rio, Solaris, Vesta, Granta, в столицах — Škoda Octavia, Hyundai Sonata и KIA K5/Optima. Чем плохи такие машины: пробеги в таксопарках большие, износ ускоренный, а обслуживание — спустя рукава. Такая машина должна отъездить свой лизинговый срок, уйти на вторичку, а таксопарк получит новую машину, поэтому качество содержания — очень условное.

На таких машинах может быть и не написано, что они из-под такси, но есть несколько вероятных признаков: белый или характерный желтый цвет кузова, следы от снятой оклейки, начальные комплектации (с текстильным салоном и минимумом опций). Более-менее наверняка можно вычислить машину после таксопарка, если такая строчка есть в отчете об истории авто.

Да, такой документ есть. И для проверки авто перед покупкой можно не изучать отдельно сайты ГИБДД и нотариальной палаты, а заказать отчет у одной из множества подобных компаний. Например, их делают avto.ru, drom.ru и другие, цена — около 100 рублей. Это стоит сделать, и даже больше: отчеты надо скупать пачками, потому что у всех компаний сводка идет примерно по тем же базам данных, но есть своя специфика. К примеру, использование в качестве такси: у некоторых компаний в отчеты попадает информация о работе в корпоративном парке, в других отчетах на это может указывать строчка «Лизинг» — в него обычно берут автомобили юрлица, чаще всего таксопарки.

В отчетах также есть данные по угону, нередко — по ДТП и ремонтным работам. Последнему пункту доверия меньше всего: компании — составители отчетов работают только с несколькими крупными сетевыми сервисами и дилерскими холдингами, не стоит ждать полноты информации. Там точно не будет «гаражных» сервисов, а значит, относиться к этой графе надо скептически.

Как оценить техническое состояние

Неважно, автомобиль какой марки вы хотите купить — любая машина после 3–5 лет эксплуатации несет на себе отпечаток своего хозяина. Был он аккуратный и любящий или агрессивный, хамоватый и безалаберный — состояние двух авто одной и той же марки и с одинаковым пробегом будет совершенно разным. Здесь играет роль множество вводных: какое масло и как часто лил, соблюдал ли регламент по другим жидкостям, заботился ли о техобслуживании коробки передач, вовремя ли «лечил» сколы на кузове — у каждой машины могут быть свои скрытые проблемы.

Поэтому при первом осмотре необходимо взять в напарники диагноста-подборщика, который оценит общее состояние автомобиля. У него можно заказать выездную оценку выбранной машины, «арендовать» его на день и посмотреть разные варианты или доверить ему подбор авто «под ключ». Кроме того, он может помочь аргументированно поторговаться с продавцом. Диапазон цен на услуги — от 2 до 50 тысяч рублей.

Если у специалиста возникнут вопросы (и даже если нет), надо ехать в сервис — желательно, профильный. То есть «немца» везти в сервис по немецким авто, «корейца» — по корейским. Там и оборудование для диагностики найдется, и опытные специалисты, и время не будет поджимать — можно оценить все без спешки.

Резюме: что нужно проверить перед покупкой машины:

  • юридическую историю;
  • корпоративную историю;
  • банковскую историю;
  • техническое состояние.

После этого можно выходить на сделку, с которой вас хочется искренне поздравить — все-таки это первая машина.

обложка: Dmitry Dven — stock.adobe.com