В июне Дом культуры «ГЭС-2» представляет российскую театральную премьеру — перформативную инсталляцию об отношениях человека и насекомых по мотивам бестселлера Хью Раффлза.

«Инсектопедия» — книга американского антрополога Хью Раффлза, составленная в алфавитном порядке по типу энциклопедии (отсюда название «Инсектопедия»). На первый взгляд, новый проект «ГЭС-2» рассказывает о насекомых: как и в книге Хью Раффлза, в нем собраны явления, факты и истории из их жизни. Однако на самом деле авторы «Инсектопедии» — режиссер Полина Кардымон, сценограф Анастасия Юдина, драматург Егор Зайцев, композитор Владимир Бочаров и видеохудожник Михаил Заиканов — вслед за антропологом рисуют панораму наших отношений с «другими».

Жанр перформативной инсталляции соединяет в себе стационарность выставки и временную сущность театрального спектакля. Изначально зрители попадут на экспозицию и самостоятельно исследуют объекты: микроскопы, личинки насекомых, гигантского богомола. А после в этом же пространстве появятся перформеры, которые раскроют темы «Инсектопедии» через другой медиум. Рассказываем, как устроен проект.

Полина Кардымон

режиссер «Инсектопедии»

— Мне нравятся насекомые, они меня завораживают и удивляют. Когда я была в первом классе, нужно было написать сочинение о нашей дружбе с животным, и моя одноклассница написала сочинение «Моя дружба с саранчой». Над ней половина класса смеялась, а учительница сказала, что саранча — это плохо и дружить с ними нельзя, представляете? Меня это тогда очень задело. Насекомые — это древний мир инопланетной красоты, они были задолго до человека и превышают нас по численности. Мы затеяли этот огромный проект, чтобы дать зрителю вглядеться, усомниться в своем масштабе.

В «Инсектопедии» нет декораций, есть выставка с объектами. Каждый объект мы создавали под определенную тему, связанную с человеком и насекомым, некоторые темы взяли из книги Хью Раффлза, а другие наметили сами, так как не во всем совпадаем с книгой, а где-то, прямо скажем, не согласны с автором.

Егор Зайцев

драматург «Инсектопедии»

Мы максимально подробно поработали с материалом Хью Раффлза, пережили несколько фаз притяжения к тексту (больше со стороны Полины), отторжения от него (больше с моей стороны), чтобы наконец найти подходящую форму. Сейчас в перформансах есть целые куски из книги, принявшие формы монологов, вставшие в нужное место. В других сценах мы, напротив, уходили очень далеко от «Инсектопедии», опирались на книги других ученых, таких как Жан-Анри Фабр, религиозные тексты, создавали собственные сюжеты. То же, в общем, касается и выставки: связь с Раффлзом, безусловно, есть, но там очень много того, чего вы не найдете в книге.

Самым интересным было найти решение для такого сложного, не вполне художественного материала. Найти конструктивный принцип, соединяющий выставку и перформанс. Найти во всем этом сюжет — не драматический, разумеется, нащупать некоторое движение от сцены к сцене, от объекта к объекту.

Анастасия Юдина

сценограф «Инсектопедии»

— Проект изначально задуман как междисциплинарный и в ноябре будет функционировать как самостоятельная выставка с сессией перформансов внутри нее. Можно посетить как отдельно выставку, так и перформанс. Пространство «Инсектопедии» включает в себя как физические объекты, так и свето-, звуко- и видеоэкспонаты, среди которых существует зритель. Именно поэтому во время перформанса у нас нет стационарных мест: посетители могут в любой момент поменять свое положение в пространстве — отойти на необходимое расстояние, сесть или лечь. Это дает возможность своего рода мимикрии в пространстве инсталляции и, как мне кажется, становится важным для более полного восприятия проекта.

Аня Ильдатова

куратор театральных программ фонда V—A—C и Дома культуры «ГЭС-2»

— Мы очень давно хотели поработать с Полиной Кардымон и ее командой. Я безоговорочно доверяю ее театральному видению, поэтому, когда она предложила сделать «Инсектопедию», я сразу поняла, что это наше. До встречи с «Инсектопедией» мы разрабатывали спектакль, посвященный пчелам, поэтому тема эта для нас была не новой. В 2023 году театральная программа в «ГЭС-2» стала «животной»: мы, с одной стороны, рассуждаем о теме одиночества и изолированности человека, а с другой — стараемся уйти от антропоцентричности и поговорить о другом — о животных, насекомых, о мире, который человека окружает и который намного больше, чем человек.

Живое искусство в музейном пространстве — это, с одной стороны, очень распространенная практика, а с другой — совсем нет. Мне кажется, что нашей задачей стало движение в сторону разнообразных экспериментов по сращиванию разных видов искусства друг с другом. В «ГЭС-2» мы стараемся показать разные формы современного театра — например, когда в спектакле играют профессиональные психотерапевты или предметы повседневной жизни выполняют роль актеров. Дом культуры — не театральная площадка, здесь нет глубокой сцены с кулисами или зала blackbox. Мы не пытаемся вступить в соревнование с театром. Мы — площадка современного искусства, где разные практики пытаются заговорить друг с другом на одном языке.

Фотографии: Дом культуры «ГЭС-2»