Этим летом в 16 регионах России прошел фестиваль «Ночь заводов». Мероприятие посетили более 20 000 зрителей, а его сайт обещает стать каталогом-путеводителем по промышленным объектам страны, где можно будет найти не только действующие производства, но и живописные исторические руины. «Большой Город» поговорил с представителями часового завода, винодельни, металлургических и нефтехимических предприятий о том, как заводы, их сотрудники и посетители ощущают себя в присутствии искусства и почему эти коллаборации важны.

 

 

Екатерина Крещик

руководитель арт-пространства часового завода «Ракета»

 «Ракета» — одна из немногих часовых мануфактур в мире, которая изготавливает все детали механизма внутри предприятия, включая спираль баланса — сердце механических часов. В отличие от других мануфактур мы проводим регулярные экскурсии по производству и показываем весь цикл изготовления собственного часового механизма.

 

 

Арт-пространство, в котором экспонировали мультимедийные инсталляции студии dreamlaser на «Ночи заводов» — это действующая гостевая зона завода, дизайн-проект которой был разработан совместно с основателем Crosby Studios Гарри Нуриевым. Важную роль в интерьере играют мотивы, вдохновленные космическим кораблем, поскольку бренд был создан в 1961 году в честь первого полета в космос Юрия Гагарина. Crosby Studios разработали современный технологичный ретро-футуристический дизайн с различными элементами декора: постерами, изображениями, фактурами и формами с ярко-красным фирменным цветом — отражающими суть «Ракеты» и ее идей. В помещении обновленного магазина Завода посетители попадают в «космическую капсулу», служащую витриной для полной коллекции современных часов «Ракета».

Истории

Как устроен петербургский часовой завод «Ракета»

Я считаю, что искусство — это то, что движет нашим брендом в принципе, ведь часовое искусство уникально и удивительно. А «Ракета» старается сделать предметом искусства все, что сопутствует производству часов: современное стильное арт-пространство, тематические «ракетовские» бутики и масштабные художественные проекты вроде «Ночи Заводов». В широком смысле завод будущего должен стать «иным» в массовом сознании, и именно такие инициативы наверняка очень сильно повлияют на этот глобальный сдвиг — когда индустриальное перестанет казаться грустным и суровым, а станет интересным и стильным. 

 

 

Варвара Новикова

куратор арт-направления Дербентской винодельческой компании, музейный сотрудник

 Наше современное производство в самом сердце одного из древнейших городов России, Дербента. Завод построили с нуля в черте города на берегу Каспийского моря. Созвучие новых технологий и традиции — один из принципов, отраженный в самом расположении завода, по территории которого проходит Северная крепостная стена Дербента. Этот наиболее сохранившийся памятник древнеперсидского фортификационного зодчества внесен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. 

 

 

«Ночь заводов» в этом году прошла накануне сбора урожая. В эти дни завод работает особенно активно: огромные фуры выстраиваются в очередь на разгрузку в цех приемки винограда. Расположение винодельни рядом с дербентской крепостной стеной VI века создает вдохновляющий контекст для создания искусства. Наш проект к «Ночи» назывался «Хамрийят о Дербенте: древность и технологичность». Он был создан в партнерстве с резиденцией «Сильно», с которыми мы начали сотрудничество в этом году. Хамрийят (с араб. «винная поэзия») — поэтический жанр, посвященный воспеванию вина в литературе Ближнего и Среднего Востока. Сочинить свой хамрийят об одном из древнейших городов России мы пригласили современных художников, открыв для них технологичное пространство завода.

 

 

Инсталляция ольфакторной художницы Анны Кабировой вызвала особый отклик у главного винодела завода Шамиля Алиева. Перед созданием запахов Анна провела исследование: посетила виноградники, заводские цеха винодельни, узнала, как осуществляется работа в лаборатории и провела интервью с главным виноделом. Вместе они сравнивали профессиональный язык виноделия и парфюмерии, находя точки пересечения и серьезные отличия. Результат так впечатлил Шамиля, что он планирует сделать совместную научную работу с Анной.

Что касается жителей города, то искусство на заводе — это также и инструмент коммуникации с местной публикой. Для религиозного населения алкоголь — это табу, поэтому прийти на завод они никогда бы не захотели. Искусство же здесь является неким «дипломатическим» связующим звеном завода и города. Все работы художников, прошедших резиденцию, так или иначе осмысляет контекст местности, дают возможность представителям локальной культуры взглянуть на себя самих с неожиданных ракурсов. Современное искусство дает ту степень рефлексии на актуальные для людей темы, которые могут расшевелить и взбудоражить публику.

 

 

Варвара Мелекесцева

менеджер по поддержке инвестиционной деятельности и социальной политики компании СИБУР (крупнейшая нефтегазохимическая компания) 

 В этом году в «Ночи заводов» принимали участие два действующих предприятия — «ЗапСибНефтехим» в Тобольске и «Сибур-Химпром» в Перми. Гостей, которые пришли на музыкальные спектакли-променады, мы обеспечили спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, так что они смогли целиком погрузиться в атмосферу промышленного предприятия, почувствовать себя на один вечер здесь «своими». Мы регулярно проводим открытые экскурсии для жителей, поэтому уже привыкли к гостям, но такой необычный формат и масштаб вызвали ажиотаж — как среди участников, так и среди сотрудников, которые с интересом наблюдали за процессом подготовки и помогали в организации.

При разработке сценария творческая группа во главе с режиссером Михаилом Патласовым полностью погрузилась в деятельность предприятия. Долгое время мы посещали разные установки внутри заводов, изучали продукцию, говорили о безопасном и экологичном производстве. Интересно было наблюдать, как режиссер, драматург, композитор видит в нашей повседневной работе элементы искусства. Так, в огромных промышленных установках может просматриваться орган, а звуках производства рождаться симфония. Думаю, нам удалось показать тонкую взаимосвязь искусства и нефтехимии.

В «СИБУРе» действует программа социальных инвестиций «Формула хороших дел», в рамках нее мы стараемся поддерживать локальные культурные инициативы, начинающих художников и привозить лучшие практики федерального уровня в регионы присутствия компании. Среди моих любимых инициатив — проект по нанесению муралов и граффити на наши производственные объекты и организация пленэров на территории предприятий. Такие проекты позволяют показать наши заводы с новой стороны, заинтересовать тех людей, кто, возможно, и не знал, что такое нефтехимия. А между тем, наша продукция используется повсеместно — 8 из 10 окружающих нас вещей сделаны из полимеров, они делают нашу жизнь комфортнее.

 

 

Антон Трошин

директор департамента корпоративных коммуникаций УК «Металлоинвест»

​​ Предприятия нашей компании расположены в небольших городах Белгородской и Курской областей — Старом Осколе, Губкине и Железногорске. Мы чувствуем ответственность за развитие этих территорий, благополучие и будущее их жителей. Совместно с фондом «Искусство, наука и спорт» мы работаем над тем, чтобы формировать насыщенную культурную среду в нашем регионе — организуем фестивали, выставки, гастроли лучших российских театров и музыкальных коллективов. Например, в сентябре прошлого года выступили генеральным партнером постановки оперы Чайковского «Евгений Онегин» в рамках фестиваля «Белгород в цвету».

Другое направление нашей работы — промышленный туризм по предприятиям «Металлоинвеста». Это важный социальный и просветительский проект, который популяризует рабочие профессии. Осенью 2021 мы запустили экскурсии на Михайловский ГОК в Железногорске, в феврале этого года — на Оскольский электрометаллургический комбинат в Старом Осколе, в начале июля — на Лебединский ГОК в Губкине. На заводских объектах уже успели побывать более 5 000 человек. 

Важная культурная точка Железногорска — Центр современного искусства «Цикорий» (в 2020 году «Цикорий» получил звание «Институции года» на выставке CosMoscow. — Прим.ред.). В сентябре 2021 года, параллельно с запуском нашей экскурсионной программы, там с большим успехом прошла выставка «Где найти касатиков?» — художественное осмысление процессов горнорудного производства, особый, креативный взгляд на взаимосвязь города, комбината и окружающей среды. Мы хотим, чтобы люди получали доступ к лучшим образцам российского и мирового искусства не выезжая из своего города — чтобы у них был стимул и интерес проводить в нем свое свободное время, а не только жить и работать. Таким и должно быть современное производство.

 

 

Анна Пьянкова

директор Центра «ЗА АРТ»

(центр поддержки и развития современного искусства, организатор «Ночи заводов»)

— Ночь заводов — проект, который не просто раскрывает и развивает туристический потенциал как промышленных предприятий, так и территорий, но и дает участникам новые инструменты для создания культурных проектов, нового зрителя, новых партнеров. Он формирует сообщество, в котором соединяются предприниматели, культурные деятели, урбанисты, архитекторы и другие творческие команды, которые готовы делать индустриальные объекты прошлого и настоящего активной частью культурной и событийной жизни.

Мария Туркина 

главный продюсер фестиваля и куратор проектов Центра «ЗА АРТ»

— Сегодняшнее искусство идет на промышленные территории за очень разными вещами — например, вдохновением. Для некоторых авторов это творческий вызов: масштабность, состояние объектов, их идентичность — довольно сложный, но притягательный материал для работы. Иногда это единственная возможность сохранить память места: когда от фабрики ничего не осталось, а вероятность реконструкции объекта невелика, художественное решение помогает облечь ценность места в визуальный образ, донести до зрителя и дать возможность объекту жить дальше. А еще это единственная возможность открыть недоступные в обычное время для посетителей промышленные пространства.

 

Фотографии: обложка, 1 - Виктор Юльев, 2 - Краева Екатерина, 3 - Сергей Русанов, 4 - УК «Металлоинвест»