В июле более 300 жителей Тюмени приняли участие в создании мозаики, которую делала московская художница Светлана Растебина в рамках фестиваля уличного искусства «Морфология улиц». А во время фестиваля стрит-арта Stenograffia в Екатеринбурге этим летом появилось даже две мозаичные работы. Маленькие мозаики-послания от уличных художников можно встретить практически в любом мегаполисе. «Большой Город» пообщался с дизайнером и мозаичистом Анастасией Москвиной из Екатеринбурга о том, как создание мозаик на улицах снова становится популярным, какие школы появляются в стране, как материал влияет на восприятие работы и какие тренды существуют.

Автор: Соня Глухова

Бесплатные материалы со складов и мини-работы в путешествиях

Мне кажется, что часто большие творческие дела начинаются с похожей истории: у тебя нет денег, но нужно сделать подарок дорогому человеку — и ты решаешь создать что-то своими руками. Вот мое увлечение мозаикой и началось в 2015 году при подготовке подарка ко дню рождения моей подруги. В тот момент я вернулась из Греции, вдохновленная древними мозаиками, а еще декоративными мозаичными номерками на большинстве домов. И все совпало: день рождения, вдохновение греческими мозаиками и сама плитка, которую мне накануне по случайности отдали как остатки от ремонта. Так я сделала свою первую мозаичную работу — квартирный номерок для подруги. От подарка была в восторге не только она, но и все гости, и так по сарафанному радио мне начали поступать первые заказы.

Работы я делала из дефектной плитки, которую забирала со склада стройматериалов. Материал доставался мне бесплатно — ведь если на большом куске появится трещина или даже небольшой скол, то его утилизируют. Сначала я ездила на склад плитки каждую неделю, а потом попросила просто оставлять мне дефектную плитку и стала забирать накопленное раз в два месяца. Можно делать что-то и из толстой керамической плитки, но я начинала с панно из мозаичных кубиков, поэтому брала себе не всю плитку, а только с мелкой сеткой. Но все равно спустя какое-то время у меня дома стало храниться около 300 килограммов плитки.

Затем я начала делать небольшие мозаичные работы, которые размещала на улицах городов: в Екатеринбурге появилось небольшое панно с кувшинками, на Ямале — мозаичный маяк на месте настоящего старого маяка, а еще в Испании — мозаику с апельсинами. Я брала с собой в поездки мини-набор с кусачками, плиткой разных цветов, основой и клеем, а сами идеи панно появлялись уже на месте.

Мозаика в рюмочной «Мелодия», Екатеринбург

Первое большое панно

Мозаика долгое время была для меня просто хобби, которым я периодически занималась. Вообще, я работаю графическим дизайнером — разрабатываю логотипы, фирменные стили и в общем все то, что можно напечатать: от постеров до открыток. Каждый в какой-то момент приходит к мысли о том, как в жизни важен баланс работы и отдыха, а до меня это доходило десять лет. Прошлым летом я поняла, что устала, и ушла в отпуск на три месяца. Тогда я решила снова активно заняться мозаикой, прошла испанский мозаичный курс меньше чем за тысячу рублей и задумалась о том, что хочу сделать большую работу. В тот же момент со мной связались друзья из екатеринбургского бара «Мелодия» и предложили сделать для них большую мозаику.

Идея панно появилась за две минуты: на нем изображен вид на улицу рядом с баром, как если бы вы смотрели сквозь стену. Эскиз мы довольно быстро согласовали. Выкладывать девятиметровое панно в квартире было невозможно, поэтому я сняла для работы мастерскую, о которой долгое время мечтала. Создание работы от эскиза до монтажа заняло примерно три месяца. Разные текстуры и небольшие геометрические формы появились на работе уже в процессе выкладки, потому что заранее такое спланировать трудно, глядя на эскиз с экрана компьютера, не осознавая масштаба панно. В процессе я поняла, что мне очень нравится работать руками: возиться с цементом, взаимодействовать с инструментами и плиткой. В моменте у меня даже пошли мурашки от осознания того, что это моя работа, а не то, чем я просто могу позаниматься в свободное время. И решила развиваться в этом направлении.

Я мозаичистка-самоучка: первые мозаики я делала путем собственных экспериментов и пары роликов на ютьюбе — столько их и было в 2015 году. Например, нужный клей мне просто порекомендовали в строительном магазине. В последнее время мозаика возрождается: в Москве и Петербурге появились мозаичные школы «Сад Гранат» (он же Wow Mosaic)* и Art-Worker* с акцентом на римской мозаике (Opus Tessellatum), когда все панно складывается из кубиков натурального камня одного размера.

Сама я не стала поступать в профессиональные школы, потому что они построены по принципу мастер-классов. Мне всегда хотелось перенять знания от опытного специалиста, стать его подмастерье. Весной я брала уроки по работе со смальтой и камнем у мозаичистки Алины Сахаровой*, ученицы итальянской школы мозаики Фриули* в Спилимберго. Надеюсь также познакомиться с художниками-мозаичистами-монументалистами из Екатеринбурга и Челябинска.

Как материал и кладка влияют на работу

Сейчас в мозаике нет единого тренда, но определенные все же можно выделить. Например, есть множество обожателей древнеримской мозаики, которые ее популяризируют. Также сейчас популярна абстракция. А еще совсем недавно появилось направление в мозаике, когда мастер выкладывает тессеры (детали) не по андаменти (линии, заданной в графике рисунка), а специально поворачивает их разными сторонами и гранями, чтобы получилось хаотичное полотно. Меня вдохновляют советские художники-монументалисты. Из современных очень нравятся работы Дмитрия Лучинина* из Владивостока. Но в основном я наблюдаю за зарубежными авторами мозаики: мне нравится итальянская студия CaCO3, японский художник Toyoharu Kii — они работают с абстракцией и текстурами. В Европе есть много студий, которые делают потрясающие работы, закатывают стены метро квадратными метрами мозаики, и делают это высокохудожественно, из интересных материалов, например, вырезают длинные перья из витражного стекла — вот одна из них Mayer’sche Hofkunstanstanstalt*.

Мозаику можно делать из самых разных материалов: битого стекла, гальки, кирпича и так далее. И каждый красив по-своему, дает разный эффект, но из любого можно сделать классную работу. Например, в баре «Мелодия» использована стеклянная мозаика — это современный и ровный материал, поэтому поверхность панно получается очень гладкой. А еще у него ограниченное количество цветов — около 60, — поэтому работы получаются плоскими, и если хочется сделать что-то интересное, особенно в большом формате, то нужно тщательно проработать эскиз, сделать его детализированным. Для сравнения: у еще одного материала — смальты — есть около 60 тысяч оттенков. Каждый кубик смальты не похож на другой, он накалывается молотком на наковальне, и один и тот же цвет часто имеет разные оттенки, благодаря чему появляются объем, тени и блики. Работа из смальты будет выглядеть живой даже из материала узкой палитры.

Каждый материал и кладка подбирается под конкретный запрос: из стеклянной мозаики классно смотрятся минималистичные работы, из смальты — более живописные и реалистичные; если хочется воссоздать античность, то нужно использовать ровные кубики травертина или мрамора, а если передать современность — делать пиксель-арт из цельных кубиков. Мозаика — это монументальное искусство, которое воспринимается на большом расстоянии. Издалека каждый кусочек — не отдельный, а сливается с другими, создавая единую картину, которая воспринимается целиком. Как работы художников-пуантилистов, которые рисуют точками.

Мозаика подразумевает неровность, и я вижу в этом красоту — мне вообще не нравится, когда что-то сделано идеально. Поэтому больше всего люблю работать с фактурными материалами — смальтой и натуральными камнями, например, мрамором или змеевиком. Также именно с последними связаны истоки мозаики — панно из натуральных камней, созданные без помощи компьютера. Сейчас я хочу продолжать развиваться в этом направлении, работать с разными материалами и создавать большие мозаичные панно. Например, этим летом сделала в Екатеринбурге работу «Одуванчик» у кофейни Espresso Seasons в рамках фестиваля Stenograffia.

Лично мне близок советский стиль в мозаиках: с четкими графичными образами, ритмом и прямыми линиями. Сегодня в России мозаичные панно редко встретишь на улице, но если вспомнить советское время, то, наоборот, муралы из мозаики часто делали на фасадах государственных учреждений, заводов, жилых домов. Можно сделать большую мозаичную работу за короткий срок, если она не особенно художественная, а геометрическая — и ты будто раскрашиваешь раскраску, только кубиками. Но я читала и о том, что сложные работы диаметром 25×5 метров советские мастера могли делать около пяти лет.

* Meta Platforms Inc., которой принадлежат Facebook и Instagram, признана в РФ экстремистской организацией, ее деятельность на территории страны запрещена.

Фотографии: обложка, 1 — Вадим Казак, 2 — Оля Жуковская, 3 — Дмитрий Чабанов