Галереи в Москве и Петербурге не только собирают советскую живопись и графику, но и рассказывают об искусстве этого периода: организуют лекции, мастер-классы и восстанавливают биографии художников. Мы поговорили с основателями и кураторами разных галерей про их коллекцию, отбор работ и планы на будущее.

Автор: Катя Полонская

«Изпрофессорскойквартиры» by KGallery

Миней Кукс. Охотники на Алтае

Рассказывает куратор проекта Тамара Кубанеишвили


Как появился проект

Проект был создан шесть лет назад при поддержке команды петербургской галереи KGallery. Нам важно, чтобы все желающие могли сделать первые шаги в собирании или пополнить уже сложившиеся коллекции. Поэтому мы стараемся придерживаться ценового диапазона 1–150 тысяч рублей. А еще «Изпрофессорскойквартиры» продолжает традицию послевоенного времени, тогда искусство стало доступным, и коллекционирование приобрело чуть ли не массовый характер.

Какие работы представлены

Работы художников-нонконформистов, которых в советское время очень поддержала ленинградская профессура. Например, это художники газаневщины — первая их выставка состоялась в Ленинграде, в ДК имени И. И. Газа в 1974 году.

В нашей коллекции — ленинградские художники, работавшие в технике литографии, — Александр Ведерников, Вера Матюх, Борис Ермолаев, Миней Кукс. Художники книжной графики — Г. А. В. Траугот (подпись, под которой публиковалась книжная графика Георгия Траугота и его сыновей Александра и Валерия), Владимир Лебедев, Юрий Васнецов. Но мы не ограничиваем коллекцию специально — у нас много прекрасных работ и неизвестных авторов, выполненных в разных техниках.

Мы на стыке популяризации графики советских и современных художников и ностальгии. Иногда выставляем на продажу какой-то незамысловатый дворик, и нам пишут: «Я выросла в таком же дворе. А сейчас живу в Лондоне, и мне нужен этот осколок детства».

Как проект работает сейчас

В течение года мы существуем в онлайн-формате, два раза в год устраиваем ярмарку-продажу — зимой и летом. Зимой арендуем классные пространства в центре Питера, устраиваем лекции и продаем картины. Летом уезжаем в Репино или Комарово на берег Финского залива: проводим экскурсии, организуем лекционные программы и продаем работы.

Например, в прошлом году мы провели курс по печатной графике вместе с куратором образовательного проекта CUT Даной Макаридиной. Участники курса познакомились с разными техниками, поучаствовали в мастер-классах. Создание литографии и линогравюры — это долгий процесс, когда сам погружаешься в него, лучше понимаешь, почему печатная графика не всегда стоит дешево. А в этом году мы провели цикл лекций по ленинградской школе литографии. Это довольно большая часть нашего собрания, и важно рассказывать людям, как и почему создавались эти работы.

Надеемся в этом году провести лекционный цикл с коллекционерами, художниками и издателями Петербурга: они поделятся опытом и расскажут про свои коллекции.

LithoArt

Юрий Злотников. Прокофьев

Рассказывает основательница галереи Ольга Лукьянова


Как появилась галерея

Первые работы в коллекции появились еще в детстве. Я выросла в творческой семье, а любовь к графике привил мой дядя, который был художником. Я наблюдала за его творческим процессом и уже тогда понимала: мне интереснее коллекционировать, а не творить самой. Я взрослела, работала в других сферах и в 2016 году поняла, что пора заняться тем, что искренне люблю. Так и появилась галерея LithoArt. Это дело тоже семейное, всего нас трое: я, мой муж Сергей и сын Егор.

Коллекция началась с оттисков мастодонтов графики — Юрия Злотникова и Олега Кудряшова. Несколько литографий из тиража этих авторов спас мой дядя. После развала СССР литографии часто выбрасывали как ненужный хлам вместе со всем дорогостоящим оборудованием, офортными станками и кипами офортных листов. Но художники часто являются коллекционерами и настоящими ценителями — в нашей семье эти вещи сохранялись.

Какие работы представлены

Нам интересны работы с ярко выраженным советским характером и, наоборот, — совсем не характерные для этого времени. Ценна для нас графика 30-х и 40-х годов — работы Александра Дейнеки, блокадная серия Алексея Пахомова, любим и ценим размашистые литографские портреты Юрия Злотникова. Конечно, в первую очередь нам интересно само произведение, но обращаем внимание и на художника, его творческий путь и достижения.

Мы часто находим работы благодаря художникам и их родственникам. Почти никто из них не хочет и не может заниматься продажей, но все знают, что есть LithoArt.

планы на будущее

Со временем концепция изменилась, нам самим, как коллекционерам, стало нравиться не только советское искусство, но и дореволюционное. Из примечательного: в ближайшее время планируем пополнить собрание литографиями Марка Шагала, Михаила Ройтера и даже Леона Бакста.

Sovart Gallery

Юрий Манаев. Быт. В быту

Рассказывает основатель галереи Артур Нисимов


Как появилась галерея

Интерес к коллекционированию проснулся в студенческие годы. Большую часть свободного времени я проводил в музеях, на антикварных выставках и блошиных рынках Москвы и Подмосковья. Позже осознал, что коллекционирование — приятная зависимость увлеченных людей, и решил преобразовать хобби в арт-проект Sovart Gallery.

Галерея существует с 2018 года, наш небольшой штат состоит из экспертов в сфере живописи и графики, фотографов, публицистов и менеджеров по работе с клиентами и музеями.

Какие работы представлены

Одним из моих первых приобретений была серия автопортретов известной художницы и преподавательницы ВХУТЕМАСа Нины Нисс-Гольдман, потом один из автопортретов передали в дар Третьяковской галерее. Сегодня у нас можно найти не только живопись и графику советской эпохи, но и работы современных российских художников.

Если говорить об отборе работ для галереи — стараюсь не привязываться к жанрам и именам, это вновь затягивает в коллекционирование. Но если говорить о моих предпочтениях — люблю соцреализм, хотя сегодня это направление не всегда востребовано коллекционерами и кураторами выставок.

Как находятся авторы

Мы работаем над восстановлением биографий советских художников, о которых, к сожалению, почти нет информации в свободных источниках. Несколько лет назад я приобрел портреты художницы эпохи СССР, они были подписаны лишь фамилией Иванова, никакой другой информации не было. Найти информацию о художнице Ивановой в России — как найти иголку в стоге сена. После неудачных попыток определить авторство, мы выложили портрет как работу неизвестной художницы.

Однажды в наш офис позвонила девушка и сообщила, что на одном из портретов ее бабушка узнала себя — она хорошо помнит, кем, когда и где он был написан. Конечно же, я напросился на встречу с этой женщиной.

Бабушка назвала имя художницы — Марина Иванова, передала нам ее фотографию из личного семейного архива. И самое главное — передала вырезку о художнице из советского журнала. Так мы узнали не только имя художницы, но и то, что ее дипломная работа хранится в Дрезденской галерее.

планы на будущее

Наши работы уже пополнили коллекции Третьяковской галереи, музея наивного искусства в Екатеринбурге, Академическую библиотеку Латвийского университета, дома-музея чешского писателя Алоиса Ирасека в Находе в Чехии, дома-музея Марка Твена в Хартфорде в США. Мы ежедневно пополняем свою коллекцию, ищем информацию о художниках и дарим работы музеям — продолжим делать то же самое.

Фотографии: обложка, 3 — Sovart Gallery, 1 — «Изпрофессорскойквартиры», 2 — LithoArt