От соцреализма до неофициального искусства: Что можно купить в галереях Москвы и Петербурга
Рассказывают основатели «Изпрофессорскойквартиры», LithoArt и Sovart Gallery
Галереи в Москве и Петербурге не только собирают советскую живопись и графику, но и рассказывают об искусстве этого периода: организуют лекции, мастер-классы и восстанавливают биографии художников. Мы поговорили с основателями и кураторами разных галерей про их коллекцию, отбор работ и планы на будущее.
Автор: Катя Полонская
«Изпрофессорскойквартиры» by KGallery
Рассказывает куратор проекта Тамара Кубанеишвили
Как появился проект
— Проект был создан шесть лет назад при поддержке команды петербургской галереи KGallery. Нам важно, чтобы все желающие могли сделать первые шаги в собирании или пополнить уже сложившиеся коллекции. Поэтому мы стараемся придерживаться ценового диапазона 1–150 тысяч рублей. А еще «Изпрофессорскойквартиры» продолжает традицию послевоенного времени, тогда искусство стало доступным, и коллекционирование приобрело чуть ли не массовый характер.
Какие работы представлены
— Работы художников-нонконформистов, которых в советское время очень поддержала ленинградская профессура. Например, это художники газаневщины — первая их выставка состоялась в Ленинграде, в ДК имени И. И. Газа в 1974 году.
В нашей коллекции — ленинградские художники, работавшие в технике литографии, — Александр Ведерников, Вера Матюх, Борис Ермолаев, Миней Кукс. Художники книжной графики — Г. А. В. Траугот (подпись, под которой публиковалась книжная графика Георгия Траугота и его сыновей Александра и Валерия), Владимир Лебедев, Юрий Васнецов. Но мы не ограничиваем коллекцию специально — у нас много прекрасных работ и неизвестных авторов, выполненных в разных техниках.
Мы на стыке популяризации графики советских и современных художников и ностальгии. Иногда выставляем на продажу какой-то незамысловатый дворик, и нам пишут: «Я выросла в таком же дворе. А сейчас живу в Лондоне, и мне нужен этот осколок детства».
Как проект работает сейчас
— В течение года мы существуем в онлайн-формате, два раза в год устраиваем ярмарку-продажу — зимой и летом. Зимой арендуем классные пространства в центре Питера, устраиваем лекции и продаем картины. Летом уезжаем в Репино или Комарово на берег Финского залива: проводим экскурсии, организуем лекционные программы и продаем работы.
Например, в прошлом году мы провели курс по печатной графике вместе с куратором образовательного проекта CUT Даной Макаридиной. Участники курса познакомились с разными техниками, поучаствовали в мастер-классах. Создание литографии и линогравюры — это долгий процесс, когда сам погружаешься в него, лучше понимаешь, почему печатная графика не всегда стоит дешево. А в этом году мы провели цикл лекций по ленинградской школе литографии. Это довольно большая часть нашего собрания, и важно рассказывать людям, как и почему создавались эти работы.
Надеемся в этом году провести лекционный цикл с коллекционерами, художниками и издателями Петербурга: они поделятся опытом и расскажут про свои коллекции.
LithoArt
Рассказывает основательница галереи Ольга Лукьянова
Как появилась галерея
— Первые работы в коллекции появились еще в детстве. Я выросла в творческой семье, а любовь к графике привил мой дядя, который был художником. Я наблюдала за его творческим процессом и уже тогда понимала: мне интереснее коллекционировать, а не творить самой. Я взрослела, работала в других сферах и в 2016 году поняла, что пора заняться тем, что искренне люблю. Так и появилась галерея LithoArt. Это дело тоже семейное, всего нас трое: я, мой муж Сергей и сын Егор.
Коллекция началась с оттисков мастодонтов графики — Юрия Злотникова и Олега Кудряшова. Несколько литографий из тиража этих авторов спас мой дядя. После развала СССР литографии часто выбрасывали как ненужный хлам вместе со всем дорогостоящим оборудованием, офортными станками и кипами офортных листов. Но художники часто являются коллекционерами и настоящими ценителями — в нашей семье эти вещи сохранялись.
Какие работы представлены
— Нам интересны работы с ярко выраженным советским характером и, наоборот, — совсем не характерные для этого времени. Ценна для нас графика 30-х и 40-х годов — работы Александра Дейнеки, блокадная серия Алексея Пахомова, любим и ценим размашистые литографские портреты Юрия Злотникова. Конечно, в первую очередь нам интересно само произведение, но обращаем внимание и на художника, его творческий путь и достижения.
Мы часто находим работы благодаря художникам и их родственникам. Почти никто из них не хочет и не может заниматься продажей, но все знают, что есть LithoArt.
планы на будущее
— Со временем концепция изменилась, нам самим, как коллекционерам, стало нравиться не только советское искусство, но и дореволюционное. Из примечательного: в ближайшее время планируем пополнить собрание литографиями Марка Шагала, Михаила Ройтера и даже Леона Бакста.
Sovart Gallery
Рассказывает основатель галереи Артур Нисимов
Как появилась галерея
— Интерес к коллекционированию проснулся в студенческие годы. Большую часть свободного времени я проводил в музеях, на антикварных выставках и блошиных рынках Москвы и Подмосковья. Позже осознал, что коллекционирование — приятная зависимость увлеченных людей, и решил преобразовать хобби в арт-проект Sovart Gallery.
Галерея существует с 2018 года, наш небольшой штат состоит из экспертов в сфере живописи и графики, фотографов, публицистов и менеджеров по работе с клиентами и музеями.
Какие работы представлены
— Одним из моих первых приобретений была серия автопортретов известной художницы и преподавательницы ВХУТЕМАСа Нины Нисс-Гольдман, потом один из автопортретов передали в дар Третьяковской галерее. Сегодня у нас можно найти не только живопись и графику советской эпохи, но и работы современных российских художников.
Если говорить об отборе работ для галереи — стараюсь не привязываться к жанрам и именам, это вновь затягивает в коллекционирование. Но если говорить о моих предпочтениях — люблю соцреализм, хотя сегодня это направление не всегда востребовано коллекционерами и кураторами выставок.
Как находятся авторы
— Мы работаем над восстановлением биографий советских художников, о которых, к сожалению, почти нет информации в свободных источниках. Несколько лет назад я приобрел портреты художницы эпохи СССР, они были подписаны лишь фамилией Иванова, никакой другой информации не было. Найти информацию о художнице Ивановой в России — как найти иголку в стоге сена. После неудачных попыток определить авторство, мы выложили портрет как работу неизвестной художницы.
Однажды в наш офис позвонила девушка и сообщила, что на одном из портретов ее бабушка узнала себя — она хорошо помнит, кем, когда и где он был написан. Конечно же, я напросился на встречу с этой женщиной.
Бабушка назвала имя художницы — Марина Иванова, передала нам ее фотографию из личного семейного архива. И самое главное — передала вырезку о художнице из советского журнала. Так мы узнали не только имя художницы, но и то, что ее дипломная работа хранится в Дрезденской галерее.
планы на будущее
— Наши работы уже пополнили коллекции Третьяковской галереи, музея наивного искусства в Екатеринбурге, Академическую библиотеку Латвийского университета, дома-музея чешского писателя Алоиса Ирасека в Находе в Чехии, дома-музея Марка Твена в Хартфорде в США. Мы ежедневно пополняем свою коллекцию, ищем информацию о художниках и дарим работы музеям — продолжим делать то же самое.
Фотографии: обложка, 3 — Sovart Gallery, 1 — «Изпрофессорскойквартиры», 2 — LithoArt