История вымышленного племени и фантазийный мир маленькой девочки, текстиль и «Черный квадрат» Малевича — рассказываем о выставках в Москве, которые стоит посмотреть в июле и августе. 

Автор: Ирина Костарева

 

«Чего ты боишься?»

ГДЕ

Центр современного искусства «Винзавод» 

КОГДА

до 4 августа

Масштабная групповая выставка 28 художников — резидентов Открытых студий «Винзавода» — репрезентирует тему страха в искусстве. Каждый участник размышляет о собственном страхе с помощью удобного ему медиума. Василиса Лебедева говорит о страхе смерти, помещая керамических голубей на пророщенную траву; выросшая в религиозной семье Варвара Гранкова признается в страхе перед божественным — с помощью огромной епитрахили; Саян Байгалиев, обращаясь к будничным ритуалам, делится страхом потери близкого родственника, а Лиза Штормит создает ольфакторный алтарь который воплощает ее страх нищеты. Формально выставка делится на две части. В первой художники называют свой страх, во второй пытаются его преодолеть. Например, Анна Комарова воссоздает лес, в котором предлагает спрятаться от тревог окружающего мира.

 

 

Персональная выставка «Мир Хейли» Якова Хомича

ГДЕ

Галерея Art & Brut

КОГДА

до 31 июля

Выставка Якова Хомича включает 30 новых работ и воссоздает мистический фантазийный мир девочки Хейли. На это работает не только «призрачная» живопись, где контуры людей и других фигур размыты и напоминают образ из воспоминаний, но и сценография — часть предметов с полотен будто бы материализовалась в пространстве белого куба галереи. Зритель оказывается в центре сюжета, где реальность и фантазия соединяются. Настенные часы с кукушкой, плюшевые медвежата, торт на день рождения и выглядывающие из-под кровати носы праздничных туфель — девичье сознание полно вроде бы уютных деталей, в которых сквозит беспокойство. В первую очередь о том, что все это когда-нибудь забудется. 

 

 

Dimensions

ГДЕ

Seréne Gallery

КОГДА

до 30 августа

Как глаз воспринимает изображение? С помощью цвета, текстуры и перспективы. Через фотографию, живопись и диджитал-коллаж куратор выставки Дмитрий Голубев выстраивает вокруг этих понятий диалог трех авторов: Владимира Глынина, Натальи Таранцовой и Dima Hermit. Глынин отвечает за цвет — в своих фотографиях пейзажей он использует прием мультиэкспозиции, трансформируя окружающую реальность в абстрактные миражи. С текстурами работает Таранцева. Ее работы сделаны из клея, фольги, строительных материалов, акрила, сусального золота и серебра, а сама художница размышляет о том, что важнее — цвет или текстура, первый слой или последний. В свою очередь, Dima Hermit фиксирует процесс формирования идей и концептов — с помощью техники коллажирования. 

 

 

«Нити»

ГДЕ

Фонд Ruarts

КОГДА

до 3 ноября 

Разместившаяся на трех этажах фонда выставка представляет собой оду ручному труду, реабилитируя техники и методы, которые долгое время считали, во-первых, женскими, а во-вторых, скорее ремесленными, чем относящимися к искусству. Вместе с тем это не антология русского текстильного искусства, а попытка заставить современное искусство резонировать вокруг нити, использовать повествовательную силу ткани, ведь даже само слово «текстиль» — не только про текстуру, но и про текст. В выставке приняли участие 39 художников, большая часть работ — из коллекции фонда, но есть и приглашенные авторы, в том числе Алиса Горшенина, Саша Браулов, Маша Обухова, AES+F, Мария Арендт, Таня Ахметгалиева. «Прошивающая» пространство красная нить объединяет экспозицию в единое целое.

 

 

«Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2»

ГДЕ

Дом культуры «ГЭС-2» 

КОГДА

до 27 октября

Выставка-блокбастер «ГЭС-2» затрагивает две параллельные истории. Первая — о взаимоотношениях произведений искусства с пространством (английское «square» — это не только «квадрат», но и «площадь»). Вторая — о влиянии творчества Казимира Малевича на искусство ХХ века. Безапелляционное заявление куратора Зельфиры Трегуловой о том, что все последующее западноевропейское искусство вышло из «Черного квадрата», сомнительно (художник мыслил его финальной точкой, но никак не началом), но если абстрагироваться от кураторской задачи, то можно просто посмотреть работы важнейших художников ХХ века: Герхарда Рихтера, Пабло Пикассо, Фрэнсиса Бэкона, Эрика Булатова, Ильи и Эмилии Кабаковых, Василия Кандинского, Александра Родченко, Энди Уорхола и других.

 

 

«Журнал красивой жизни» 

ГДЕ

Музей русского импрессионизма

КОГДА

до 6 октября

«Красивая жизнь доступна не всем, но она все-таки существует», — значилось в программе «Столицы и усадьбы» — культового журнала XX века, сконцентрированного вокруг балов, светских праздников и загородных имений. Обычно он остается в тени художественных изданий «Мир искусства», «Аполлон» и «Золотое руно», но представляет собой не менее ценный исторический источник. На обложках печатали репродукции признанных художников-современников, внутри публиковали обзоры вернисажей и рецензии на выставки, сегодня все это позволяет по-новому посмотреть на искусство тех лет. Первые два этажа экспозиции отданы под ностальгию по укладу усадебной жизни на полотнах художников XX века — Станислава Жуковского, Константина Вроблевского, Сергея Виноградова, Валентина Серова, Николая Фешина и Сергея Малютина. На третьем на тему «красивой жизни» размышляют современные авторы: Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, Ольга Тобрелутс и Владислав Мамышев-Монро, Кирилл Кто и Аннушка Броше.

 

 

«Среди белых лун» Ольги Аксеновой и «Раскрытые видения» Медерика Тюрея

ГДЕ

Triumph Gallery

КОГДА

до 28 июля

«Триумф» по традиции объединяет в своих стенах (но на разных этажах) двух художников, на первый взгляд непохожих, но при ближайшем рассмотрении рифмующихся друг с другом. В этот раз экспозиция открывается мистификацией Ольги Аксеновой о выдуманном племени, которое, по замыслу художницы, одновременно относится к древней цивилизации и существует в настоящем. Живопись и графика с зарисовками из жизни племени соседствует с напоминающими природные образования скульптурами — тотемами, которые символизируют сакральное и являются частью выдуманного магического ритуала.

В свою очередь, Медерик Тюрей обращается к традиционной культуре народов Африки и художественно переосмысляет изображения тотемов и масок мифологических героев. Выполненные в авторской технике работы состоят из множества наложенных друг на друга элементов, художник использует холст, мешковину, масло, масляную пастель, акрил, аэрозольную краску, кофе, природные пигменты, ореховые чернила.

 

Фотографии: обложка, 4 — фонд Ruarts, 1 — Центр современного искусства «Винзавод», 2 — галерея Art & Brut, 3 — Seréne Gallery, 5 — Дом культуры «ГЭС-2», 6 — Музей русского импрессионизма, 7 — Triumph Gallery