Чем заняться в Москве с 13 по 19 января
Телесмотрение, кондитерская фабрика и недооцененный авангард 20-х
Понедельник
13 января
Выставка «Не только буквы»
где
«ГЭС-2», Болотная наб., 15
Азбука — это не только способ обучения, но и социальный инструмент, литературно-художественный жанр, попытка объяснить и систематизировать мир и многое другое. Большинство таких книг выполняют утилитарные функции, однако время от времени появляются уникальные попытки иллюстрировать алфавит с максимальной выразительностью, превращая его в индивидуальное высказывание.
Выставка-калейдоскоп азбук, приурочена к презентации книги Родиона Китаева «Азбукварь». Большинство экспонатов взяты из коллекции Людмилы Федоровны Суховой, заведующей библиотекой гимназии № 5 Сергиева Посада.
Выставка «...One Artsapiens ID»
где
МОММА, Ермолаевский пер., 17
Новый выставочный проект Анны Кабировой «...One Artsapiens ID», посвящен феномену синестезии — состояния, при котором ощущения, исходящие от одного органа чувств, проецируются на другой.
В ходе исследования семь основных цветов были преобразованы в звуковые волны с помощью специально созданной для этих целей программы. Затем эти аудиосигналы трансформировались в цифровые скульптуры и воплотились в реальности с помощью 3D-печати. После этого Анна Кабирова создала систему, по которой можно преобразовать в аромат любой цвет. Такие манипуляции позволили дополнить визуальную информацию о цвете слуховыми, осязательными и обонятельными формами.
Выставка «Идеальные формы и живая реальность»
где
HSE Art Gallery, ул. Малая Пионерская, 12
Выставка фотографии про современную жилую архитектуру от звездной команды современных художников, PENNLAB Gallery, Школы дизайна НИУ ВШЭ и при поддержке сервиса Яндекс Недвижимость.
В проекте «Идеальные формы и живая реальность» авторы осмыслили роль новой жилой архитектуры, которая становится ландшафтом для жизни современного человека, и отразили то незаметное, «фоновое», но прекрасное, что нас окружает и в чем мы живем. Объектами съемки выступили жилые кварталы девелоперов MR Group, Самолет, ЛСР, ФСК и Sminex, а авторами — известные художники, работающие в том числе с архитектурной фотографией: Юрий Пальмин, Оля Пегова, Анастасия Литвинова, Владислав Ефимов, Елена Каратун, Алексей Корси, Анастасия Цайдер.
Вторник
14 января
Выставка «Во всем блеске. Хрусталь от формы до огранки»
где
Музей декоративного искусства, ул. Делегатская, 3
Всероссийский музей декоративного искусства представляет знаковые образцы стекла и хрусталя XVIII–XXI веков из своего собрания в сопровождении работ художников авангарда, оттепели и современности из частных коллекций. В экспозиции зритель проходит путь создания предмета: от состава стекольной массы и определения формы будущего изделия до его художественной обработки.
В восьми разделах выставки, каждый из которых соответствует технике работы или свойству материала, представлены фондовые предметы музея и работы-ассоциации: живопись, графика, фотографии, видео и арт-объекты. Так прослеживается единая линия в развитии русского искусства — станкового, декоративного, прикладного и тиражного — от классицизма до постмодерна, а произведения художников-стеклоделов — Веры Мухиной, Бориса Смирнова, Лейды Юрген — демонстрируются наряду с работами Александра Родченко, графикой Юрия Пименова и живописью Дмитрия Гутова.
Концерт Веры Воронежской «Космическое рождество. Бах, Мессиан, Крам»
где
ДК «Рассвет», Столярный пер., 3, корп. 15
Рождественская программа клавиристки Веры Воронежской сводит вместе барочные сочинения для клавесина и рождественскую музыку авангардистов Оливье Мессиана и Джорджа Крама, написанную для рояля. Объединяет их тяга к симметрии, порядку и числу, воплощенному в музыке. Первое отделение концерта будет исполнено на клавесине и состоит из рождественских пьес Пьера Дандриё и страстно тяготевшего к арифметике Иоганна Себастьяна Баха.
Вторая часть программы — рождественская музыка Оливье Мессиана и Джорджа Крама. Традиционная картина — Мария, Иосиф, Богомладенец, пастухи и волхвы — расширяется до пределов космоса, и мы смотрим на вертеп взглядом небесных светил, Отца и ангелов. А когда появляются космические звуки «подготовленного» фортепиано в «Маленькой сюите на Рождество» Крама, кажется, что Рождество совершается не только в церкви в Падуе, где находятся вдохновившие композитора фрески Джотто, но и во всей Вселенной.
Сеанс «Телесмотрение. Январь 2025»
где
ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., 1/8, стр. 6
Художник Юрий Чернышев активно исследует взаимодействие зрителя и с телевизором в различных форматах. Сеанс телесмотрения проходил на различных площадках и представляет собой калейдоскоп видеофрагментов, снятых в течение четвертого квартала 2024 года.
Проект заставляет по-новому взглянуть на телевидение — не как на привычный фон, а как на активный объект художественной рефлексии. Все видео созданы Юрием как часть его художественной практики на тему «застенчивости» и переосмысление понятия «смотрения». После просмотра состоится обсуждение увиденного вместе с автором.
Среда
15 января
Премьера нового фильма Франсуа Озона «Что случилось осенью»
где
«Октябрь», ул. Новый Арбат, 24
Мишель, образцовая бабушка и великодушная соседка, наслаждается жизнью в бургундской деревне. Однажды в нетерпеливом ожидании гостей она отправляется с подругой Мари-Клод за грибами. Впереди — обед с дочерью и долгожданные каникулы с любимым внуком. Но досадный инцидент рушит все планы, лишая Мишель покоя и радости. Тогда Венсан, сын подруги, который недавно вышел из тюрьмы, решает исправить ситуацию по-своему.
«Что случилось осенью» — история одного идеального преступления от режиссера Франсуа Озона, мастера психологических головоломок и детективных сюжетов. Фильм получил две награды на кинофестивале в Сан-Себастьяне: за лучший сценарий и лучшую роль второго плана (Пьер Лоттен). После показа пройдет онлайн-сессия Q&A с Озоном.
Фортепианный фестиваль Pianissimo
где
«ГЭС-2», Болотная наб., 15
В зимнюю программу 2025 года войдут концерты ярких представителей нового поколения мировой фортепианной сцены из Италии, Китая и Бразилии: на сцене Актового зала Дома культуры «ГЭС-2» сыграют Джакомо Менегарди, Цзыюй Шао и Талис Машаду.
Главная идея фестиваля — познакомить широкую аудиторию с молодым поколением музыкантов в новых для академической музыки пространствах. Фестиваль стремится к синергии разных видов искусств и выбирает для концертов залы, где музыка встречается с живописью, архитектурой или природными ландшафтами.
Анималистика из собраний Московского зоопарка и музея-заповедника «Царицыно»
где
Музей-заповедник «Царицино», ул. Дольская, 1
В экспозиции — десятки акварелей, гравюр, карандашных зарисовок, коллажей, литографий, керамических и стеклянных скульптур, декоративных панно, расписных чашек и тарелок, а еще восемь раритетных рекламных плакатов 50-х годов и несколько раритетных книг из фондов зоопарка и музея.
Выставка посвящена не только животным (хотя они этого заслуживают более кого бы то ни было), но и художникам, всю жизнь рисовавшим, лепившим из глины и выдувавшим из стекла птиц и зверей. Творческий путь каждого автора неповторим, но есть одна общая черта, которая их объединяет: все они обожали наблюдать за птицами, зверями, земноводными, насекомыми и окружающими их растениями.
Четверг
16 января
Лекция «Архитектура начала III тысячелетия н. э. Тренды прежние и новейшие»
где
HSE Art Gallery, ул. Малая Пионерская, 12
Обсудим тенденции, согласно которым развивается современная архитектура, проследим ее связи с модернистской и классической парадигмой, а также попробуем заглянуть в будущее и представить, как будет меняться облик городов.
Лектор — Сергей Кавтарадзе, старший преподаватель направления «Архитектура и дизайн среды», академический руководитель образовательной программы «Дизайн среды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Искусствовед, историк архитектуры, лауреат премии «Просветитель» (2016), автор книги «Анатомия архитектуры», выдержавшей несколько переизданий.
Выставка «Формы и образы. Стекло»
где
Петроверигский пер., 4, стр. 1
Выставка дает старт серии выставочных и культурно-просветительских мероприятий в рамках нового проекта, посвященного различным видам художественных промыслов. Первая выставка серии посвящена истории, эволюции и развитию обработки художественного стекла в России. Представленные экспонаты иллюстрируют основные этапы развития отечественного стеклопроизводства: строительство завода в Гусь-Хрустальном, появление в Ленинграде по инициативе Веры Мухиной художественной лаборатории и многое другое.
Отдельная часть экспозиция посвящена производству стеклянных елочных украшений. Посетители выставки узнают, с чего начиналось производство елочных игрушек, как оно менялось с течением времени, в чем особенность их изготовления, как появилась известная на всю страну фабрика «Елочка» и многое другое.
Выставка «Отец и сын»
где
«Остафьево» — «Русский Парнас», поселок Рязановское, село Остафьево
Экспозиция знакомит с творчеством художников из семьи графов Шереметевых, последних владельцев усадьбы Остафьево: отца — Павла Сергеевича и его сына — Василия Павловича. На выставке представлены портреты, пейзажи, интерьеры, выполненные в технике живописи и графики. В наше время творчество Василия Павловича забыто, его работы не увидеть в экспозициях и на выставках музеев.
Значительная часть художественного наследия Павла Сергеевича хранится в государственных музеях и доступна для изучения. Живописные и графические работы Василия Павловича в основном находятся в частных коллекциях и знакомство с ними затруднено. На нашей выставке произведения отца и сына Шереметевых соединились, пусть и ненадолго, в родных стенах усадьбы Остафьево.
Пятница
17 января
Выставка «Архитектура говорит. К 90-летию Мумзея»
где
Музей архитектуры, ул. Воздвиженка, 5/25
Чтобы посетитель смог сориентироваться в сложноустроенном мире архитектуры, музей предлагает взглянуть на этот вид искусства с восьми разных ракурсов. Разделы выставки покажут архитектуру как идею, как материал, как стиль, как тип, как город, как интерьер, как объект рисования и фотосъемки. Всего в экспозиции будет представлено более 400 предметов из фондов музея.
Архитектор Алексей Щусев, размышляя о задачах музея, писал: «Язык архитектуры всегда был одним из могучих средств выражения глубоких и заветных мыслей народа». Знание архитектурного наследия и умение понимать его — одна из важнейших основ национальной идентичности, важнейший шаг на пути формирования уважения и любви к своей стране.
Лекция-концерт «Зимние праздники, красивые песни»
где
Kozlov Club, ул. Маросейка, 9/2
Четыре девушки из группы Hodíla Ízba расскажут про зимние обряды и праздники. Вместе с ними на сцену выйдет Евгений Романов — специальный гость концерта, коллекционер русского крестьянского костюма, собиратель и исследователь русской традиционной культуры, участник петербургского проекта Теодора Курентзиса musicAeterna Folk.
Этим вечером вы узнаете о святочном периоде, Крещении: гостьи не только расскажут, но и споют обрядовые песни с большой любовью к аутентичному фольклору. В основе лекции-концерта — традиционные песни, колядки, гадания, воспоминания и дневниковые записи, а также отрывки художественных произведений
Выставка «Царица русской оперы»
где
Музей-квартира Н. С. Голованова, Брюсов пер., 7
Российский национальный музей музыки представляет выставку «Царица русской оперы» к 150-летию со дня рождения великой русской певицы Антонины Васильевны Неждановой. «Царицей русской оперы», «Орфеем в женском платье», «русским соловьем» называли Нежданову, чье искусство — исключительное в своей многогранности — было явлением мирового масштаба.
Нежданову неоднократно приглашали выступать в ведущих оперных театрах мира — Ла Скала, одном из крупнейших центров мировой оперной культуры, Парижской опере, лондонском Ковент-Гардене, нью-йоркской Метрополитен-опере, Чикагской опере. Но певица отвечала отказом. Она приняла единственное приглашение в 1912 году, с огромным успехом выступив в парижской Гранд-опера в опере «Риголетто» Джузеппе Верди.
Суббота
18 января
Artist talk Виктории Мох «Сказки в современном искусстве»
где
«Три вокзала. Депо», ул. Новорязанская, 23
В фуд-молле «Три вокзала. Депо» состоится artist talk Виктории Мох на тему «Сказки в современном искусстве». Художница поделится своим опытом в создании мифологии и познакомит с примерами сказочных миров в работах современных художников.
Локация представляет собой современный гастроквартал и уникальное многофункциональное пространство общей площадью 2,8 гектара, расположенное на территории бывшего троллейбусного парка на Новорязанской улице.
Экскурсия по району: «Код города: Марфино»
где
ул. Ботаническая, 4с6
«Город говорит» — совместный проект Музея криптографии и «Хлебозавода», реализуемый при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, посвящен исследованию города как пространства коммуникации.
Во время экскурсии по району Марфино участники попробуют вместе расшифровать его код. Прогулка будет интересна как жителям района, которые хотели бы взглянуть на привычные места с необычного ракурса, так и тем, кто увлекается изучением городской среды и семиотики города. Экскурсию проведет Виктория Успенская, лектор и экскурсовод просветительской компании «Глазами инженера».
Курс занятий «Микробиология для детей»
где
Ботанический сад МГУ на Воробьевых горах
На этом курсе для детей восьми-десяти лет гости узнают, кто такие микробы, кто из них живет рядом с нами: в еде, в пыли вокруг и даже в самих людях. Здесь расскажут, кто полезен для человека, а кто опасен; как спастись от вредных микробов и как использовать их в своих целях; чем опасны сырые яйца, какие вирусы помогают человеку, почему бактерии управляют людьми и как микробы изменили ход истории.
Каждое занятие состоит из теоретического и практического блоков. Участники научатся пользоваться лабораторным оборудованием, узнают, как оно называется и как правильно с ним работать, как заполнять лабораторный журнал, как брать смывы и делать посевы, какие бывают микроорганизмы и чем они различаются, а также какое огромное знаечение имеет наука микробиология для человека.
Воскресенье
19 января
Экскурсия по бывшей кондитерской фабрике с посещением конторы ее директора
где
Начало экскурсии — полукруглая лавочка на углу Берсеневской набережной и Берсеневского переулка
«Красный Октябрь», или товарищество «Эйнем», — легенда кондитерского производства, которой в 2024 году исполнилось 175 лет. Сейчас в центре Москвы уже не производят сладости, но продуманные краснокирпичные корпуса по-прежнему украшают остров напротив Кремля. В XXI веке их ждет новая страница истории, но тем ценнее разобраться в том, с чего она начиналась.
На экскурсии вы увидите опенспейсы начала XX века с эргономичными дизайнерскими решениями, которые продолжают восхищать и сегодня. Поговорим о новаторских решениях прошлого, строительных материалах и технологиях и, конечно, о печенье, карамели и шоколаде, вкус которых знаком каждому с детства.
Концерт Михаила Безносова и квартета камерного ансамбля «Солисты Москвы»
где
«Башмет Центр», ул. Большая Полянка, 45
В рамках VI зимнего международного фестиваля искусств в Москве в «Башмет Центре» пройдет концерт квартета камерного ансамбля «Солисты Москвы» и кларнетиста Михаила Безносова. Вместе с ним на сцену выйдут Кирилл Кравцов (скрипка), Михаил Фейман (скрипка), Андрей Усов (альт) и Алексей Найденов (виолончель).
В программе — Квартет № 9 До мажор, сочинение 59, № 3 Людвига ван Бетховена, а также Квинтет для кларнета и струнных си минор, сочинение 115 Йоганнеса Брамса.
Концерт «Ансамбль как оркестр. Мийо и Попов»
где
ДК «Рассвет», Столярный пер., 3, корп. 15
В 20-е годы композиторы в разных странах экспериментировали с камерными составами. Отчасти это было вызвано практическими причинами: в эпоху после войн и революций компактные составы были более устойчивы экономически, а написанная для них музыка имела больше шансов быть исполненной. Авторы, однако, стремились, чтобы эти мобильные ансамбли звучали как полноценный оркестр, тщательно продумывая инструментовку и переплетение мелодических линий.
Камерный оркестр «Восхождение» представит один из самых ярких раннесоветских примеров такого подхода — Септет Гавриила Попова (1927). Это четырехчастное камерное сочинение получилось настолько масштабным, что сам автор много лет спустя назвал его «камерной симфонией». Дипломная работа вчерашнего студента Консерватории оказалась одной из самых заметных его вещей; критики писали об «ансамбле нового качества», вырастающего из «внутренней потребности и тяготению к мелосу».
Фотографии: обложка — Hodíla Ízba, 1 — МОММА, 2 — Музей декоративного искусства, 3 — A-One Films, 4 — Gallllery, 5 — Музей архитектуры, 6 — «Три вокзала. Депо», 7 — «Москва глазами инженера»