26 октября на more.tv выходит «Аврора» — новый (и в нынешних обстоятельствах, возможно, последний) сериал Романа Волобуева, написанный в соавторстве с бывшим кинокритиком Еленой Смолиной. Кинокритик Гордей Петрик„“ рассказывает, почему он транслирует правильный феминизм и, в общем-то, получился.

Автор: Гордей Петрик
РЕДАКТОР: Иван Бочаров

«Аврора»

Режиссер

Роман Волобуев

В ролях

Лена Тронина, Полина Федина, Алексей Золотовицкий

где смотреть

more.tv

В экранах

26 октября


Саша Зорина (уже не восходящая, а полноценная звезда Лена Тронина) прославилась в девять лет. Сыграла главную роль в фильме «Аврора» (собственно, в честь «фильма в фильме» и называется сериал) про бандитов. Этот фильм в фильме российский зритель по сюжету буквально засмотрел до дыр, и, более того, даже Тарантино преклонил пред «Авророй» свое колено. В актрисы Зорина тогда, в детстве, не пошла, хотела стать ветеринаром или психологом. Девочка была глубокой. Прошло 15 лет, и с перспектив успеха Зорина, можно сказать, снялась, а от веры в значимость социальной миссии решительно отказалась. Мечта детства тем не менее сбылась ненароком — Саша дает психологические консультации суицидникам и тем, кто притворяется таковыми. То есть она волей случая стала работником тех самых контор, объявления о которых расклеены на фонарных столбах и дверях подъездов в неблагополучных районах: «Хотите покончить с собой? Звоните по номеру». У Саши ни одного мертвого за всю практику при максимальном числе прогулов; по телефону с людьми она холодна, совсем не жалеет их, работу ненавидит, а в нерабочее время людьми вокруг просто пренебрегает. Без злого умысла, но по-другому не получается. Карты по жизни сложились так, что Саша живет во лжи как в клетке, водовороте.

Актрисой она не стала, хотя теперь, повзрослев, очень этого хочет — но приглашают играть лишь изнасилованные трупы в морге за десять тысяч за смену и всерьез зовут в порно с пенсионерами. Саша благородная, в общем, тонкая — и, в частности, оттого на этот мир трезво смотреть не может и пьет запоем. Она не готова принять законы как капиталистического социума, так и элементарной этики человеческих отношений — любовных, профессиональных, дружеских, и искренне, как дитя, «юзает» людей — как сейчас еще говорится. Излучает разврат, не веря, что может проявить себя как субъект иначе как проституированием собственной сексуальности, исчезает ото всех и вся — от глубинной внутренней неуверенности. Следуя усредненной морали Зорина существо нехристианское и расхристанное, и, более того, поначалу зритель в этом с обществом и согласен. Однако вскоре становится ясно, что героиня в принципе не про это и существует в глубоком кризисе, возможно, первом кризисе в ее жизни, рефлексия которого как раз и кует личность. Еще с первой серии (пусть это и не становится заметно сразу) героиня, несмотря на общую резкость и показательное желание всегда и в любой мелочи проявить полную независимость от кого бы то ни было, выглядит крайне потерянной. Она вдруг оказалась без почвы под ногами и сомневается в правомерности каждого из своих поступков.

Роман Волобуев и дебютировавшая в качестве сценаристки бывший журналист «Афиши» Елена Смолина иногда смеются над героиней, но не обесценивают ее. «Аврора» — сериал феминистский и, что немаловажно, сделан авторами с учетом того, какая аудитория будет его смотреть, и поэтому медленно и доходчиво серия за серией объясняют, что социальный штамп на то и назвали штампом, что он в реальности не работает, а людей — какую бы часть личности они перед вами ни проявляли — нельзя вписать ни в одну из категорий морали (если дело не касается заповеди «Не убий»).

Роман Волобуев с каждым новым проектом технически совершенствуется — это непреложная истина, Елене Смолиной, пока дебютантке, совершенствование еще предстоит, и часто ее шутки не коррелируют с в общем реалистической тональностью сериала (будь то заостренный акцент на названии виски «Макдонах» или фраза «А мне насрать на Вагнера, я Ван Дамма люблю» из уст героя-виолончелиста), а некоторые драматургические ходы (как, скажем, прием героини у психоаналитика) не имеют с действительностью решительно ничего общего и списаны с других фильмов. И тем не менее уже с середины второй серии — с момента, когда героиня находит смелость посмотреть на себя извне, — хочется сказать «Я/Мы Зорина», и эту формулировку авторы, наверное, поддержали бы. «Аврора» и посвящена переосмыслению. По всей видимости, на протяжении восьми серий героиня должна путем самоанализа и закрытия гештальтов прошлого превращаться из человека в личность, приходить от безответственности к ответственности, от неуверенности к любви к себе.

Волобуев всегда снимал сериалы о понятных ему героях, будь они политиками, журналистами или актерами: их так или иначе терзали проблемы тридцатилетних или сорокалетних московских жителей спокойных и сытых времен, подошедших сейчас к концу. И если, учитывая наши политические реалии, смотреть на «Аврору» как на финал витка карьеры режиссера, связанной с сериалами, — это финал красивый. Такого кино уже не будет, потому что в России таких героев больше и нет: у тех, кто остался, банально кончились деньги и время на терапию.

Фотографии: more.tv