Мы типа грибы: Почему «Одни из нас» — это хороший сериал и плохая экранизация
Какой получилась первая серия одного из самых ожидаемых проектов года
15 января на HBO Max вышла первая серия сериала The Last of Us — экранизации одной из самых популярных видеоигр последнего десятилетия. Постапокалиптическая история уже получила один из высочайших зрительских рейтингов на IMDb и 99%-ное одобрение критиков на Rotten Tomatoes.
Автор: Иван Бочаров
Редактор «Большого Города» Иван Бочаров сравнивает пилотную серию с опытом прохождения игры, рассказывает, чего ждать от сериала, и грустит о том, что критикам из России больше не присылают целые сезоны проектов HBO для рецензий.
The Last of Us/«Одни из нас»
В РОЛЯХ
Педро Паскаль, Белла Рамзи
Где смотреть
HBO Max
Дата выхода
с 15 января
Вирусы — это далеко не самое страшное, чего надо бояться человечеству. К примеру, существуют грибы, которые поселяются в муравьях, через кровеносную систему попадают в мозг и наполняют его галлюциногенами, подчиняя сознание насекомого своей воле. Гриб управляет поведением муравья — диктует, что ему делать. Ему нужна пища, и он начинает пожирать хозяина изнутри — не до конца, конечно: гриб не допустит смерти своей марионетки. Контролировать подобным образом людей грибы не могут — они не выживают, если температура тела хозяина выше 34,5 градуса. Но что, если климат слегка изменится — и грибам придется эволюционировать?
Так говорит ученый-эпидемиолог в телепередаче в 1968 году. Склейка: 2003 год, мужчина средних лет, Джоэл, просыпается в свой день рождения, и дочка Сара готовит ему завтрак. Они об этом еще не знают, но guess what? Мир стал чуточку теплее. Грибы пришли, и конец близко.
Пройдет полчаса экранного времени, которые вместят в себя общественный и персональный конец света, еще склейка — на 20 лет вперед. Контрабандисту Джоэлу предложат перевезти из точки А в точку Б необычный груз — девочку Элли с иммунитетом, которая может стать спасением для человечества. Их путь будет сложен, тернист и вымощен грибными зомби, бандитами и познанием себя.
Творческие разногласия
The Last of Us — экранизация феноменально популярной игры в жанре постапокалипсиса, в которой действие происходит через 20 лет после конца света. Сериал не первая попытка перенести игру на экраны; до этого уже планировался полнометражный фильм, застрявший в «производственном аду» на самых ранних стадиях, и анимационное шоу, которое заказала и отменила Sony. Примечательно, что в фильме соглашалась сыграть Мэйси Уильямс (Арья Старк из «Игры престолов»), а в сериале роль в итоге исполнила другая выпускница того же проекта — Белла Рэмси, юная и воинственная Лианна Мормонт.
В итоге миссию экранизации взял на себя HBO, шоураннером стал создатель прославленного «Чернобыля» Крэйг Мэйзин, вместе с ним за шоу отвечает автор и гейм-дизайнер игры Нил Дракманн. Незнакомый с игрой отечественный зритель мог слышать о проекте, когда было объявлено, что первые эпизоды снимет тандем Кантемира Балагова и Ксении Середы — крупнейшая победа для молодых кинематографистов из России.
Балагов в какой-то момент вышел из проекта «из-за творческих разногласий» — указания его в титрах первых двух серий в качестве режиссера в итоге вырезали. Два эпизода Балагова, возможно, объединили в один (первый), так как количество серий изменилось с планируемых десяти до девяти. Некоторые сцены пересняли, но, очевидно, основная часть эпизода была снята Балаговым, несмотря на титры.
Режиссер после выхода из проекта говорил в интервью, что если ему понадобятся деньги, то снимать рекламу проще и быстрее, чем браться за еще один сериал. Оператор Ксения Середа осталась в проекте и в итоге сняла три серии — первую, вторую и восьмую.
Буквальный ремейк
Можно ожидать скорого появления на ютьюбе десятков видео, покадрово сравнивающих игру и сериал. Вот точно такая же коробка с часами, которую дарит Джоэлу Сара, точно такое же постельное белье, точно такая же бутылка бурбона. В обсуждении на Reddit можно увидеть шутки вроде «0 из 10, Джоэл положил Сару в кровать не на тот бок» — это, возможно, максимальное несоответствие кадрам из игры.
Такое близкое следование оригиналу в сериале не делает его плохим, но превращает почти в ремейк. В первую очередь для аудитории, которая не играла в The Last of Us и не будет. Во-вторую, это фан-сервис для фанатов игры, которые смогут радостно сравнивать кадры и реквизит. Но насколько вообще актуальными будут экранизации видеоигр через несколько лет? Графика второй части The Last of Us и так неприлично близка к уровню картинки HBO, темпы развития технологий сейчас такие, что третья часть может быть реалистичнее, чем любой сериал, а с талантливыми сценаристами у гейм-студии Naughty Dog никаких проблем нет.
Игра была революционной по нескольким причинам — в первую очередь благодаря кинематографичности и сюжету. Редко в каких проектах для приставок можно было почувствовать такое потрясение или такой катарсис. Но все же это была игра — основную часть времени ты бегал, кидал кирпичи, боролся с врагами и таскал лестницы, чтобы куда-то забраться.
Подобного экшена в сериале пока не так много, но покадровая пересъемка все же удивляет. Телевидение — это другой медиум с другими художественными средствами, и в идеальном мире от сериала хотелось бы не буквального повторения кат-сцен, а собственной драматургии, усложнения персонажей, расширения мира.
Впрочем, судить о сериале на основе первой серии почти невозможно — максимум можно сделать предположения. Восторженные рецензии большинства зарубежных критиков написаны на основании если не всего сезона, то большей его части. Так как в России сериал не вышел на «Амедиатеке», возможности посмотреть сезон перед релизом у отечественных критиков не было, а «Одни из нас» точно достойны полноценного обсуждения после финала.
Отклонение от оригинала точно случится; вопрос в том, насколько оно окажется успешным и оправданным. Критики пишут, что наиболее от канона игры отходит третья серия, в которой представлены отношения двух мужчин (один из них — незначительный персонаж из игры). Здесь уже не так жалко, что на «Амедиатеке» нет сериала — судя по опыту «Эйфории» и «Белого лотоса», цензорам отечественного стриминга пришлось бы вырезать целую серию.
Далее текст содержит спойлеры к первой серии сериала и начальному сюжету видеоигры.
Трудности перевода
Несмотря на частичное восстановление начала игры кадр в кадр, в сюжете пилота все же были и отличия — до поворотного события (и переноса на 20 лет) здесь 34 минуты против 15 минут в игре. В первую очередь это связано со смертью Сары, которая может шокировать тех, кто не играл в The Last of Us, но вряд ли сможет достичь схожего с игрой эффекта.
В The Last of Us действие начинается с игры за Сару. В любой игре ты моментально ассоциируешь себя с персонажем, за которого играешь, — в конце концов, ты ведь им управляешь. И когда этого персонажа убивают (окончательно, без респауна на последнем сохранении), это немного нарушает систему координат — игроку, можно сказать, приходится переосмысливать свою идентичность. После этой смерти в The Last of Us впервые появлялись начальные титры, что тоже было куда эффектнее.
В кино привязка к герою не такая моментальная — создатели, очевидно, пытались решить эту проблему. Увеличение хронометража уходит на необязательные сцены с Сарой, которых не было в оригинале — школа, подготовка подарка отцу, визит к уже зараженным соседям. Но лишних 15 минут экранного времени и пары добавленных сцен все равно не хватает для эмоционального потрясения. Внезапная смерть главного героя в сериале может шокировать, но даже в «Игре престолов» перед этим зрители жили с Недом Старком целый сезон.
С двумя героинями есть еще одна проблема — в кастинге. Дочь Джоэла, Сару, тут играет актриса Нико Паркер (дочь звезды «Мира Дикого Запада» Тандиве Ньютон). Некоторые фанаты предсказуемо остались недовольны тем, что на роль белой девочки (в игре) взяли актрису mixed race. Но куда важнее цвета кожи тут возраст — в сериале Сара выглядит взрослым подростком, Элли же кажется ребенком, и тут есть вопросы не к повестке, а к драматургии.
В игре две девочки были практически идентичны — это не могло не бросаться в глаза, и Джоэл, очевидно, сразу видел в Элли свою дочь. С этим была связана и его боязнь привязаться к ней, и дальнейшая привязанность, и это было одним из главных внешних триггеров всех его эмоциональных реакций. Тут девочки просто не похожи — как бы нас ни пытались убедить, что герой видит в Элли свою дочь, это не работает так, как работало в игре, несмотря на монтажную склейку с флешбэком в конце серии.
Привычный конец света
Многие критики хвалят сериал за человечность — но насколько уместно хвалить сериал за заслуги игры? В рамках человечного постапокалипсиса уже была «Станция Одиннадцать» и «Оставленные», куда более новаторские проекты в жанре. «Одни из нас» никак, в отличие от всех знаковых проектов HBO, не раздвигают границы жанра. Даже если опустить то, что это экранизация, перед нами очень качественный сериал, который мы уже видели, и намного более близкий к классическим «Ходячим мертвецам», чем упомянутые выше проекты.
Постапокалипсис все же остается одним из наиболее популярных жанров, и постапокалипсис, представленный здесь, — привычный и уютный. Разрушенные города, резервации выживших, контролируемые милитаристскими формированиями, более-менее классические зомби. Несмотря на придумку с грибами в качестве поражающего элемента, сеттинг здесь призван не отвлекать зрителя от героев и их отношений. В этом контексте «Одни из нас» — идеальный массовый продукт, сочетающий классическую жизнь после конца света с более тонкой драматургией.
Прорастающая франшиза
«Одни из нас», очевидно, новый большой сериал HBO — если у «Дома Дракона» была сформированная аудитория от «Игры престолов», в этом случае есть сравнимая по масштабам аудитория игроков PlayStation. Из «Игры престолов», тут, конечно, и актеры: Педро Паскаль играл принца Оберина, Белла Рэмси — Лианну Мормонт. Но забавно, что два проекта больше всего похожи друг на друга начальными титрами — обе заставки делала студия Elastic, и грибы в графике The Last of Us растут примерно так же, как крепости в «Игре престолов».
Ну и еще одно сходство — если сериал уместил в первый сезон весь сюжет первой игры, то материала на второй хватит (на данный момент последняя серия игры — The Last of Us Part II), а дальше начнутся проблемы. То есть не проблемы, а то же, что случилось с «Игрой престолов», когда телевидение обогнало своего автора и начало придумывать сюжеты самостоятельно, пусть и при участии автора. Писать книги — это долго, разрабатывать видеоигры — еще дольше.
HBO обычно умеет заканчивать вовремя, но при желании это удовольствие можно растянуть на 15 сезонов и десять спин-оффов, превратив в немного более современную и немного более умную версию «Ходячих мертвецов». Остается надеяться, что этого не произойдет.
Post Scriptum
Игра The Last of Us вышла в 2013 году, и действие начиналось тоже в 2013-м. Флешфорвард на 20 лет показывал нам героев в мире 2033-го. Сериал HBO откатывает начало пандемии к 2003 году, и здесь основное действие происходит в 2023-м.
Зачем? Возможно, потому, что мы уже живем в постапокалипсисе. Возможно, нас уже контролируют грибы. Это бы многое объяснило. Мы типа грибы.
Типа грибы.
Фотографии: HBO Max