«Прямая кривая»: Что смотреть на IV биеннале уличного искусства «Артмоссфера»
До 31 июля на улицах Москвы
Диапазон форматов биеннале «Артмоссфера», которая проходит в Москве до 31 июля, существенно расширился в этом году: помимо муралов, без которых невозможно представить фестиваль, появилось много скульптур и инсталляций, видео-арт и перформансы. Продолжается и событийная программа: от мастер-классов по шелкограффити до Форума уличного искусства, который пройдет на Винзаводе 7 и 8 июля. Биеннале бесплатна, все объекты находятся под открытым небом — по проекту можно взять экскурсию с гидом или запланировать приятную летнюю прогулку по арт-кварталу самому. Разбираемся, что важно не пропустить, вместе с «Большим Городом».
Основной проект
«Мурмурация»
Маша Смородина
Социологическое образование Маши Смородины направило ее к фантастическим системам мироустройства. Ее фотогеничная работа с зеркальными сферами, переливающимися разными цветами на свету, — портал в будущее, где гены человека и богомола смешались в выносливый сверхорганизм без излишней эмоциональности.
Оказывается, мурмурируя, птицы и богомолы выстраиваются в фигуру, когда каждый на уровне инстинктов летит и двигается рядом, но избегает столкновения с ближним. Художница предлагает перенять эту способность для успешного сосуществования.
серия «Обводя взглядом»
Александра Кузнецова
Чтобы найти объекты художницы, нужно постараться: сначала дойти от Винзавода до остановки «Набережная Академика Туполева», а затем, двигаясь на север, погулять в деревьях сквера. Деревянные конструкции, подпертые балками, имеют окошки-прорези, фокусируя взгляд зрителей на здании Сыромятнического гидроузла 1937–1939 годов постройки. Небольшой греческий храм, который напоминает трансформаторная подстанция, скульптуры идеальных советских граждан, яблоневый сад — отсылка к утопии, которой частично посвящена тема биеннале и о которой напоминает художница. Упражнение для того, чтобы исследовать формы функционирования городского пространства и вглядываться в детали города.
мурал «Дом-призрак»
Анастасия Литвинова
Проект петербургской художницы Анастасии Литвиновой тоже про внимательный взгляд, роспись акрилом по кирпичному фасаду во Мрузовском переулке сливается со средой. Призрачный силуэт остова стоявшего здесь когда-то дома, силуэты комнат и мебели на самом деле искусственно созданы для биеннале. Остатки обоев приклеены вручную, остатки кафеля, тени — работа художницы, чтобы воплотить фантазию о бывших обитателях этих руин и показать, как частное становится публичным.
«Прямая кривая»
Филипп Киценко
Архитектор Филипп Киценко основал свою дизайн-студию в 2012 году и с тех пор реализует проекты в сфере дизайна и архитектуры в Москве и Московской области. Для биеннале он полностью преобразил Таможенный мост, создав волнообразную инсталляцию из сотен желтых цепочек, которые уже сделали незаметный мост на Яузе желанным объектом фотосъемок. Цепочки шумят от ветра и, наслаиваясь друг на друга, создают красивые цветовые переходы, и яркий акцент, видный издалека для всех проезжающих по набережной водителей машин.
«Перед Меланхолией»
Мария Боковня
Скульптура немецкой художницы русского происхождения тоже звучит от ветра, но благодаря материалу, акрилу и ПВХ, эти звуки больше похожи на дождь и создают минорное настроение. В облако из серых лент, нависшее в Зеленом ангаре Винзавода, можно погружаться, медитировать рядом с подвижной структурой объекта. Работа, посвященная неспокойствию цивилизации в целом, странным образом баюкает и успокаивает.
«Что происходит?»
«Новые городские художники» (Zoika)
Объединение НГХ вовлекает в искусство художников с непростым бэкграундом, многие из которых находились в интернатах, диспансерах, реабилитационных центрах. Одна из участниц, художница Zoika создала для биеннале информационный стенд, аллегорию на массмедиа, которыми мы окружены. Полиграфический комикс, плавающие фрагменты сообщений и заголовков втягивают зрителя в расшифровку, предлагают отстраниться от привычного восприятия информации, безумных потоков, почти заменивших многим реальную картину мира.
«проект № 1»
Андрей Шкарин и Мария Ефимова
Предлагаем присматриваться к фасадам, когда вы будете гулять по территории Винзавода: на нескольких из них расположились большие QR-коды. Это проект арт-тандема в дополненной реальности: наведя на QR-экран телефон, можно разглядеть ажурные кружевные конструкции, похожие то ли на рыцарские забрала, то ли на воротники из Средневековья. Художники предлагают задуматься о культурных рамках и наследии, которое со временем превращается в громоздкую ограничивающую конструкцию. Месседж работы — чтобы защитить себя, человечество возводит конструкции, из которых быстро вырастает.
Работы Андрея Шкарина-Ханова и Марии Ефимовой, а также бразильца Amaro, проекты Филиппа Киценко, Анастасии Литвиновой, Fork и Миши Most в этом году поддерживает Москомархитектура. По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, «временное искусство реагирует на актуальную повестку, появляется и исчезает, добавляет городу яркости и остроты. Так мы выводим уличное искусство из полулегальной зоны в реальное арт-пространство».
Событийная программа
7–8 июля
Форум уличного искусства проводится ЦСИ «Винзавод» совместно с Институтом исследования стрит-арта, бюро «Новь» и Inloco Initiative — командами, работающими с городским пространством по всей России и миру. Эксперты обсудят социальные роли искусства в общественных пространствах, нюансы правового регулирования работ в городской среде, личные находки команд и кураторов и недежурные походы художников.
Перформанс «Во что все это выльется»
когда
22 июля, 19:00
Где
Зеленый ангар ЦСИ «Винзавод»
По идее автора перформанса, художницы Юлии Баранюк, площадка наполнится очищающим и перерождающим духом карнавала с традициями древнеримских сатурналий, неугомонной живостью Ренессанса и поражающими воображение технологическими новинками. Вдохновившись творчеством Франсуа Рабле и смеховой культурой Михаила Бахтина, художники придумали сценарий, включающий исполнение электронной и акустической музыки, необычное использование бытовых предметов и технологические изюминки.
Мастер-класс по созданию шелкограффити
когда
30 июня, 8 июля, 16 июля
Где
ЦСИ «Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., 1/8
На встрече можно узнать, как делать шелкографию, используя традиционные и оригинальные методы мастера трафаретной печати Николая Куняева. Художник делится навыками применения различных приемов, например шелкограффити — нового направления, объединяющего особенности и приемы уличного искусства — граффити и печатаной техники — шелкографии.
Фотографии: «Артмоссфера»