Стартовавший 15 января сериал по знаменитой серии The Last of Us уже называют в числе лучших телешоу года. Что важнее — это один из немногих примеров, когда адаптацией довольны и фанаты оригинальной дилогии игр, и те, кто с ней вообще не знаком. Кинокритик Иван Афанасьев собрал десять примеров других удачных экранизаций — тут нет привычных «Мортал Комбата», «Сайлент Хилла» и «Анчартеда», зато есть несколько сюрпризов.
Автор: Иван Афанасьев
Редактор: Иван Бочаров
«Последняя фантазия»
режиссеры Хиронобу Сакагути, Мото Сакакибара
«Что фильм, в момент выхода провалившийся в прокате, делает в этом списке?» — скажете вы. На самом деле экранизация Final Fantasy, сделанная автором самой серии Хиронобу Сакагути, была по-своему революционным зрелищем для того времени: первый взрослый 3D-мультфильм, с впечатляющими спецэффектами и серьезной, даже мрачной историей. Ну и стилистику видеоигр он передает на ура, хоть и не имеет ничего общего с предыдущими частями — впрочем, не стоит забывать, что то же можно сказать и про любую игру серии.
«Сирена»
режиссер Юкихико Цуцуми
Сделали удивленное лицо из-за того, что никогда не слышали о таком фильме? Это нормально — экранизация культового в узких кругах хоррора Forbidden Siren не выходила за пределами Японии. Настоятельно советуем ознакомиться: это классический j-horror про жуткий остров и его странных жителей, и атмосферу игры он передает очень удачно. Больше всего похож по задумке на «Сайлент Хилл» (игру, а не фильм): упор делается не на экшен, а на погружение в атмосферу ужаса и исследование мира, в котором герои чувствуют себя абсолютно беззащитными.
«Подобный дракону»
режиссер Такаси Миике
Еще один фильм, о котором вы, скорее всего, даже не слышали, и он тоже не выходил за пределами Японии. Между тем это первая экранизация знаменитой серии Yakuza. Сюжет на самом деле оригинальностью не блещет: эдакая азиатская версия фильмов Гая Ричи, в которой есть вышедший из тюрьмы гангстер, наемные убийцы, грабители банков и прочие колоритные персонажи, чьи истории переплетаются в хитрую мозаику. Сам же по себе фильм — типичный для Такаси Миике боевик с немалой долей насилия, что, в общем-то, подходит под описание самой игры, по которой он сделан.
«Космос: Территория смерти»
режиссеры Чак Паттон, Курт Геда, Винтон Хёк
Под хитроумным названием скрывается анимационный приквел серии Dead Space под заголовком Downfall, рассказывающий о первом столкновении людей с некроморфами. Если вы фанат оригинального сай-фай-хоррора, то почти наверняка почувствуете себя как дома: жуткие космические чудовища вытворяют страшное с человеческими телами. Да настолько, что мультфильм в 2021 году даже решили запретить к распространению решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга за сцены чрезмерной жестокости. К просмотру не призываем, но экранизация — очень приличная.
«Эпоха дракона: Рождение искательницы»
режиссер Фумихико Сори
Аниме-фильм, который, очевидно, был сделан, чтобы поддержать аудиторию знаменитой RPG-вселенной Dragon Age в ожидании третьей части. Это история, раскрывающая персонажа Кассандры Пентагаст, одну из главных звезд серии, и со своей задачей мульт справляется неплохо. Здесь есть и знакомые герои, и узнаваемая вселенная (правда, чуть более аляповатая, чем подобает жанру темного фэнтези), и характерный вайб драконьего века, с эпичностью, масштабными сражениями и, конечно же, грозными тварями, пышущими огнем.
«Кастлвания»
режиссеры Сэм Дитс, Адам Дитс, Спенсер Ван и другие
Вообще, аниме оказалось чертовски удачным вариантом для переноса игр в видеоформат, и сериал по знаменитой вампирской серии Castlevania это подтверждает. Однозначно одна из самых удачных адаптаций видеоигр в истории: все ключевые персонажи на месте (от Бельмонта до Алукарда), характерная готическая атмосфера и мрачность сохранены, сюжет складный, картинка сочная и яркая. А самое главное — можно включить «Кастлванию», даже не имея представления о существовании первоисточника, и не разочароваться на протяжении всех четырех сезонов.
«Рэмпейдж»
режиссер Брэд Пейтон
Что вообще можно снять по игре, в которой три чудища (гигантские горилла, ящерица и волк) разрушают здания и жрут людей, повторяя эти действия из уровня в уровень? Тем не менее киноверсия Rampage с приснопамятной приставки NES вышла и даже стала одним из немногих фильмов по видеоиграм, которые окупились в прокате (да еще как!). Почему это хорошая экранизация? Потому что это то, чем она должна быть: есть три гигантских монстра, сметающих города, есть монструозный Дуэйн Джонсон, пытающийся их усмирить. Глупо, зрелищно и захватывающе — что еще нужно?
«Охотник на монстров»
режиссер Пол У. С. Андерсон
Главный по переносу видеоигр в кино после печально известного Уве Болла, режиссер «Смертельной битвы» и «Смертельной гонки» (негласной экранизации всех гонок на выживание разом) очень постарался, чтобы серия Monster Hunter на большом экране выглядела достойно. Коммерчески фильм провалился, но многие ключевые фишки игры (огромные мечи, поиск слабых мест у гигантских монстров и сами чудища, впечатляющие размерами) были перенесены с большой заботой. В целом лучше кино из такого материала не снимешь, а то, что есть, сделано весьма недурно.
«Оборотни внутри»
режиссер Джош Рубен
Если до этого были малоизвестные фильмы по известным играм, то тут случай особый: малоизвестный фильм по малоизвестной игре! Вообще Werewolves Within — это небезынтересная VR-версия «Мафии», где участники, сидя в кругу, пытаются выяснить, кто из них является оборотнем. Похожая история обыграна в фильме, только тут действие перенесено из Средневековья в современность, а местом для поиска вервольфов становится целый город. Главное — этот комедийный хоррор отлично переносит ключевые механики и специфический черный юмор, за которые полюбили и игру, и ее экранизацию.
«Киберпанк: Бегущие по краю»
режиссеры Хироюки Имаиси, Юити Симодаира, Ёсиюки Канэко и другие
А вот редкий случай, когда сторонний продукт по видеоигре хвалят больше, чем саму игру. Спин-офф хитового Cyberpunk 2077 от создателей «Ведьмака» расхвалили и критики, и зрители — за отличный сюжет, шикарную аниме-рисовку в характерной стилистике культовой студии Trigger («Академия ведьмочек») и, главное, за тщательный перенос стилистики и механик. Персонажи тут тоже накачивают себя разнообразными имплантатами и ловят от этого разнообразные баги, но в отличие от оригинала багуют только они, а не само произведение. Однозначно «Бегущие по краю» — один из главных примеров бережного отношения к первоисточнику.
обложка: СППР