От винного автомата до прокладок: 23 текста о российском бизнесе
Истории, которые мы рассказывали в 2022-м
Едва оправившись от пандемии и сопутствующих ей локдаунов, весной 2022-го российский бизнес пережил новую встряску: поиск альтернатив сырью и комплектующим, новых логистических цепочек, разрыв контрактов с зарубежными партнерами и полную перестройку рынка в целом списке отраслей в связи с уходом западных брендов. Одним удалось встретить 2023 год без потерь, вторые нашли новые ниши, третьи и вовсе сумели запустить бизнес. Рассказываем 23 истории о бизнесе в России — о сыроделах и ракушечных фермерах, брендах одежды и обуви, спортивных стартапах и компаниях по производству косметики.
Гастрономия
Eggsellent: Как начать бизнес с завтраков
Полина Юрова и Света Михалева начали свой бизнес в 2017 году — с завтраков в кофейне Les, за которыми каждые выходные выстраивалась очередь. Название Eggsellent появилось позже, как и идея «креативной кулинарной группировки», которая делает фотогеничные блюда с яйцами. Сейчас у предпринимательниц два кафе в Петербурге и в Москве, а еще готовится открытие третьей точки в Хамовниках. Они разрабатывают новогодние блюда для «Яндекс Лавки» и ищут новые каналы расширения аудитории. «Большой Город» поговорил с Полиной и Светой о том, как они развивали свой бизнес и на чем концентрируются теперь.
Grand Vyatka: Как итальянцы начали делать пармезан в вятском селе
Сыроварня Grand Vyatka располагается в селе Богородское Кировской области — сюда несколько лет назад приехали итальянцы и начали делать пармезан. Имя для бренда выбрали по старинному названию региона — Вятский край. Сейчас Grand Vyatka поставляет в разные города страны сыры от 6 до 18 месяцев выдержки, а недавно на сыроварне открыли форму с двухлетним пармезаном. Сооснователь компании Филиппо Спади рассказал «Большому Городу», как удалось наладить производство, как планируется его развивать и каким должен быть хороший пармезан.
Как на Урале придумали торговый автомат с вином по бокалам
Специалисты екатеринбургской компании «Недремлющее око» занимаются разработкой систем наблюдения и распознавания лиц. А еще они придумали «Виномат» — первый в мире автомат, который разливает по бокалам вино и оснащен системой распознавания лиц, чтобы купить алкоголь могли только совершеннолетние. Летом прототип такого автомата представили на «Вин Фесте» в Волгограде, а зимой будут готовы пять моделей, которые установят в разных ресторанах и винотеках. «Большой Город» пообщался с его создателем Леонидом Стариковым о том, как устройство может избавить от ошибочных покупок в винном магазине, а также как создавался винный автомат: от идеи до патента и предзаказов по всей стране.
«Дивноморская Rakushka»: Как из премиального деликатеса сделать популярный на юге стритфуд
У группы компаний «Дивноморская Rakushka» 130 гектаров плантаций под Геленджиком, где выращивают около 100 тонн мидий и 200 тысяч устриц в год, а затем поставляют их в свои точки стритфуда на черноморском побережье — четыре в Геленджике и четыре в Сочи (еще две готовятся к открытию в Анапе). «Большой Город» поговорил с основателем фермы и стритфуда «Дивноморская Rakushka» Александром Поповым об истории создания бизнеса, технологии выращивания мидий и устриц, работе фермы и о том, как из премиального деликатеса сделать массовый продукт и зачем это нужно.
Nature’s Own Factory: Как подруги-предпринимательницы сделали бизнес на гречишном чае и шоколаде
Продукты Nature’s Own Factory с семенами татарской гречихи придумали две подруги из Москвы практически без опыта в бизнесе. Седа Хункаева и Анна Хабарова сами искали поставщиков, проводили дегустации, продвигали свои продукты в супермаркеты, привлекали блогеров-амбассадоров, а сейчас Nature’s Own Factory выходит на рынок Ближнего Востока. Мы поговорили с предпринимательницами о том, как сделать гречишный чай и шоколад массовым продуктом и зарабатывать на нем больше 300 миллионов рублей в год.
Grow Food: Что изменилось во вкусах горожан и зачем нужен сервис доставки дешевой еды
Сервис доставки готовых наборов еды Grow Food появился в Петербурге в 2015 году. С тех пор его основатели Даниэль Гальпер и Павел Паскарь привлекли несколько раундов инвестиций, вышли на московский рынок, построили фабрику-кухню в Петербурге и готовят такую же в Москве. Недавно компания провела ребрендинг и запустила новый сервис «Прием» — с более дешевыми (от 330 рублей в день) наборами еды без возможности выбора блюд. «Большой Город» поговорил с основателем и СЕО Grow Food Даниэлем Гальпером о том, как живет компания и что изменилось во вкусовых предпочтениях горожан.
Как основатель сети Cofix запускает в России новые франшизы
Израильская сеть кофеен с фиксированными ценами Cofix пришла на российский рынок в 2016 году. Компания задала тренд на недорогой кофе по фиксированной цене, который подхватили похожие проекты. Правда, цены с тех пор пришлось поднять: если раньше напитки стоили по 50 рублей, то теперь — от 90 рублей. Выросло и число точек, которые открываются в разных городах России по франшизе: их уже более 250, что в два раза больше, чем в Израиле. В отличие от Starbucks компания не собирается покидать российский рынок.
Сейчас Cofix в России активно развивается без непосредственного участия основателя сети Ави Каца. Он сосредоточил свое внимание на новом проекте — лавках с орехами и сухофруктами «Щелкунчик», которые уже открылись в ТЦ «Водный» и «Райкин плаза». На очереди еще одно открытие — сеть израильского фастфуда. «Большой Город» поговорил с Ави Кацем о его бизнесе в России.
Михаил Гончаров: «„Макдоналдс“ — это Ferrari, а „Теремок“ — это КамАЗ»
Основатель и управляющий сетью ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров развивает свой бизнес с 1998 года. Начав с киосков и точек с блинами на фуд-кортах, он постепенно перешел к ресторанам с отдельным залом и без пластиковой посуды. В этом году их ежемесячная выручка уже превысила доковидную. Но предприниматель не связывает это с приостановкой работы сетей «Макдоналдс» или Starbucks — у них другая концепция, и заменить их «Теремком» невозможно. «Большой Город» поговорил с Михаилом Гончаровым о том, как изменился его бизнес и что сейчас происходит с московским общепитом.
Спорт и уход
«Мы не Lush»: Дмитрий Азаров — о новом бренде косметики Oomph
В декабре в России открылись первые восемь магазинов косметического бренда Oomph. Его развивает та же команда, что занималась Lush в России до того, как компания объявила об уходе с рынка. «Большой Город» поговорил с основателем Oomph Дмитрием Азаровым о том, как за несколько месяцев удалось запустить новый бренд и как на него реагируют покупатели.
Не женский секретик: Как основательницы российского «бренда о сексе» Purpur разработали прокладки
В конце марта всех нас напугали тревожные новости о том, что привычные производители прокладок и тампонов приостанавливают поставки в Россию. К счастью, этого не случилось, но остался вопрос: почему российские бренды не могут сделать хорошие прокладки? Кажется, теперь он отпал. Мы поговорили с основательницами Purpur Еленой Захаровой и Анфисой Савченко о том, почему они решили начать выпускать свои прокладки и почему на них стоит обратить внимание.
Fitmost: Как сервис записи на тренировки вырос, несмотря на пандемию и кризис
Александра Герасимова запустила сервис Fitmost в 2016 году — тогда, купив баллы, с его помощью можно было записаться на тренировку в один из сотен спортивных клубов, фитнес-центров, йога-студий. Позже к ним добавился массаж, спа и услуги салонов красоты, а в этом году — классы по лепке и рисованию. Сейчас компания позиционирует свой продукт как единый абонемент на спорт и заботу о себе. Несмотря на пандемию, сервис продолжал расти, рост (пусть не такой значительный, как ожидалось) продолжился и в этом году. «Большой Город» поговорил с Александрой о поиске новых возможностей, работе в сложных условиях и запуске за границей.
Посуда, мебель и текстиль
Соосновательницы Tkano — о бренде и производстве домашнего текстиля после ухода Zara и H&M Home
Tkano — молодой российский бренд, который выпускает домашний текстиль из качественных натуральных материалов — хлопка, льна и шерсти. Создатели и вдохновители марки — Юлия Пашментова и Александра Хлопушина. Юлия курирует производственный цикл на всех этапах: от создания коллекций и разработки продуктов до дистрибуции к потребителю, а также отвечает за маркетинг и продажи. Александра — основательница и генеральный директор группы компаний FineDesignGroup, в которую входит Tkano. Она начала заниматься дистрибьюторским бизнесом 13 лет назад, переехав из Москвы в Лондон. В Великобритании ей удалось привлечь к своему делу производителей дизайнерских товаров для дома и ряд европейских брендов.
«Большой Город» пообщался с Юлией и Александрой о том, как они искали белые пятна в отечественном производстве текстиля, расширили ассортимент своего бренда после ухода из России основных конкурентов, а также как создают коллекции в коллаборациях с дизайнерами и бюро.
ДВКБ: Как запустить бренд современной посуды
Выпускники Строгановки Руслан Шерифзянов и Михаил Жаглин начали делать керамику еще в 2013 году. Сначала продавали ее на маркетах, потом поставляли ее в главные городские рестораны и кофейни новой волны. После начала пандемии они решили перестроить бизнес и сконцентрироваться на серийном производстве разных предметов для дома. Так появился бренд ДВКБ («Дом высокой культуры быта»), под которым предприниматели разрабатывают и продают не только керамическую посуду, но также стекло и столовые приборы. Они обещают, что со временем ассортимент станет еще шире. А пока открыли свою первую постоянную точку продаж в московском «Авиапарке». «Большой Город» поговорил с Русланом и Михаилом о том, как менялся их бизнес.
Как компания из Ивановской области производила текстиль для IKEA, а теперь для всего рынка
Компания «Шуйские ситцы» — одно из старейших текстильных предприятий России, которое начиналось с первых ситценабивных мануфактур шуйских купцов Посылиных и работает с 1820 года. За 200 лет компания выросла и стала хлопчатобумажным комбинатом «Шуйские ситцы». Сегодня это предприятие полного цикла текстильного производства — от переработки хлопка в пряжу до отделки тканей и пошива готовых изделий: постельного и столового белья, домашнего текстиля, одежды.
Компания несколько лет производила постельное белье для IKEA, а после ухода шведской компании с рынка «Шуйские ситцы» выпустили собственную импортозамещающую линейку постельного белья Yerrna из 100%-ного хлопка. «Большой Город» пообщался с генеральным директором хлопчатобумажного комбината «Шуйские ситцы» Анной Богаделиной о том, как получилось быстро перенастроить производство и создать импортозамещающую коллекцию постельного белья.
FChairs: Как устроен проект по перепродаже мебели из закрывшихся ресторанов
FChairs — проект московских ресторанных обозревателей Оли Овчаровой и Кати Калины, который появился на фоне кризиса 2014 года, когда закрылось много московских гастропроектов. Идея их проекта понятная и при этом уникальная: устраивать распродажу мебели из закрывшихся ресторанов в формате вечеринки. За семь лет у FChairs не появилось конкурентов на этом рынке. В среднем предмет мебели на ресейле можно купить за 5–50 тысяч рублей.
«Большой Город» пообщался с основательницами проекта Олей Овчаровой и Катей Калиной о том, как они уже в первый год выросли из камерных сейлов в мероприятия на тысячи человек и как в последнее время стали экспериментировать с коллаборациями, которые не связаны с мебелью и ресторанами.
Одежда и украшения
Зачем банку «Точка» свой «Универмаг» — и как сделать мерч, который будут покупать
Свой необычный мерч делают многие российские банки. И у некоторых возникает идея его продавать. Несколько лет назад Альфа-банк открыл магазин сувенирной продукции в своем головном офисе, со временем он обзавелся и онлайн-версией. Банк «Точка» сделал то же самое: полтора года назад он запустил сайт «Универмаг», где стал продаваться мерч с вдохновляющими слоганами. Сейчас там можно найти одежду, косметику и товары для дома, в том числе созданные в коллаборации с российскими брендами и дизайнерами. Руководитель «Универмага» Соня Масленникова рассказала «Большому Городу», как создавался проект, какие товары пользуются спросом и почему это важно для банка.
Sintezia: Как создать бренд обуви в стиле современного искусства
Бренд Sintezia появился в Санкт-Петербурге шесть лет назад. Тогда его основатели Саша и Рита Кутуковы решили перейти от изготовления обуви на заказ к серийному производству. При этом им хотелось делать концептуальные модели, вдохновленные современным искусством. Сейчас Sintezia выпускает по тысяче пар обуви в месяц, а также одежду и аксессуары. Сооснователь компании рассказал о том, как это удалось и каких принципов он придерживается в своем бизнесе.
Пирамида Джосера, храм Парфенон и Казанский собор в ДНК молодого бренда украшений Joser
Ровно год назад архитектор и ювелир по призванию Дарья Белякова запустила проект Joser. Дебютная коллекция The Order стала переосмыслением мировых памятников архитектуры. В честь первого дня рождения команда бренда пополнила основную линию новыми украшениями, а историю марки — смыслами. Оля Шевченко поговорила с Дарьей о прошлом, настоящем и будущем вообще и Joser в частности.
Razumno: Как создать альтернативу люксовой обуви
До того как придумать бренд Razumno, Алена Лозовская работала фоторедактором, и опыт организации съемок, по ее признанию, до сих пор помогает ей в бизнесе. В нем тоже приходится постоянно бороться с форс-мажорами и стремиться к идеальному качеству в непростых условиях. История Razumno начиналась с обуви ручной работы из премиальных европейских материалов, затем к ней добавились женские рубашки и брюки. На очереди — пиджаки, куртки и мужская линия. «Большой Город» поговорил с Аленой о том, как меняется бренд, как переживает отъезд части аудитории, разрабатывает новые модели и ищет материалы для них.
St. Friday Socks: Как сделать многомиллионный бизнес на дизайнерских носках
Бренд носков с необычными принтами St. Friday Socks появился в 2015 году. Тогда его основатель Сергей Тонков ничего не знал о производстве, но мечтал о бизнесе, который совмещает творчество и создание продукта. Для этого он с партнером выкупил старую фабрику, где стал выпускать носки с дизайнерскими рисунками. Компания уже создала множество коллекций. К примеру, она продает носки по мотивам шедевров Третьяковки и Пушкинского, с цитатами из Довлатова и с рисунками подопечных фонда «Антон тут рядом». Основатель бренда Сергей Тонков рассказал о том, как с нуля запустить бизнес, создать для него нишу, бороться с плагиатом и создавать коллаборации.
Дизайнер Анна Давыдова — о кафтанах из среднеазиатского иката и марке Atlas Mira
Чапан (кафтан) — это популярная верхняя одежда в странах Средней Азии. Его делают из адраса — ткани с ярким абстрактным рисунком. Бренд Atlas Mira переосмысляет традиционный наряд, а дизайнер и основательница марки Анна Давыдова считает чапан универсальной вещью, которая подойдет к любому образу. «Большой Город» пообщался с Анной о том, как она решила сублимировать впечатления от культуры Средней Азии в собственный бренд одежды и почему это вовсе не попытка исследовать азиатскую идентичность.
Создательница бренда Granny’s — о борьбе с эйджизмом и поддержке людей в возрасте
В 2018 году Юлия Алиева запустила проект Russian Grannies. Он должен был стать социальным брендом одежды, а в итоге стал социальным маркетплейсом, который помогает бабушкам и дедушкам со всей России продавать самодельную одежду и аксессуары. Спустя три года на его основе все же появился самостоятельный бренд Granny’s, который представляет стильную одежду из качественных материалов, вручную связанную бабушками. На каждой вещи от Granny’s есть бирка с именем мастерицы, которая ее делала, а на сайте, кроме стандартных граф «цена, состав», есть еще и указание времени, которое требуется для создания конкретного элемента одежды.
«Большой Город» поговорил с Юлией о том, как популярность проекта помешала созданию бренда, а еще как именно бренд Granny’s помогает бороться с эйджизмом.
Таня Черногузова — о бренде и проекте Your Yool, исследующем татарскую идентичность
Your Yool — гибридный проект из Казани, который исследует татарскую идентичность. С татарского языка «yool» переводится как «путь», поэтому название означает «твой путь». «Большой Город» пообщался с автором проекта Your Yool и дизайнером одноименного бренда Таней Черногузовой о создании фэшн-фильма по мотивам татарского фольклора, разработке локального культурного кода и свитерах со стилизацией под работы авангардистов Татарстана.
ОБЛОЖКА: Granny’s