«Как мы создаем популярные дипфейки с Киану Ривзом и другими кумирами»
Рассказывает CEO Agenda Media Group Алексей Парфун
В начале декабря Арбитражный суд Москвы обязал платформу Roistat («Бизнес-аналитика») выплатить 500 тысяч рублей «Рефейс технолоджис» за использование созданного по ее заказу Agenda Media Group дипфейк-видео с актером Киану Ривзом. Ответчик утверждал, что на ролик не распространяется авторское право, так как он снят нейросетью, но суд встал на сторону истца и заявил, что в разработке материала участвовали другие специалисты — например, режиссер и монтажер.
CEO Agenda Media Group Алексей Парфун рассказал «Большому Городу», как они с командой создают дипфейк-ролики и по какому принципу выбирают персонажей.
Старт в тиктоке
Изначально компания занималась видеопродакшеном — от рекламных роликов до больших документальных сериалов и фильмов. В 2020 году, когда технология дипфейков стала выглядеть более-менее прилично, агентство решило ее попробовать и сделало в тиктоке несколько юмористических аккаунтов — с персонажами Джейсона Стэйтема, Марго Робби, Киану Ривза и других популярных людей.
Созданные учетные записи стали очень популярными, утверждает Парфун: «В то время, в 2020-м, это был такой полигон для тестирования технологии дипфейков, коммерческого использования изначально не было. В 2022 году мы поняли, что нам хочется выходить в рекламу. Постепенно дошли до того, что сейчас Agenda Media Group — один из мировых лидеров по производству дипфейк-видео в самых разных форматах: от полнометражных фильмов и сериалов до юмористических нарезок».
«ПМЖейсон»
Кроме дипфейков, команда Agenda Media Group создает рекламные ролики, обучающие и имиджевые видео, игровые фильмы, ведет прямые трансляции, разрабатывает SMM-стратегии, 2D-графику любой сложности, записывает подкасты и озвучивает видео, пишет статьи, дайджесты, интервью и делает многое другое.
«У нас очень много проектов, и, к сожалению, о наиболее интересных из них я рассказать не могу, так как мы их делали под NDA (соглашение о неразглашении. — Прим. ред.). Что касается самого нашумевшего, то это сериал „ПМЖейсон“ — он стал мировой сенсацией в мире дипфейк-шоу: сериал набрал более 100 миллионов просмотров, о нем написало множество мировых СМИ. На таких больших проектах мы хорошо зарабатываем», — заявил в разговоре с «Большим Городом» Алексей Парфун.
Почему Киану
При подборе персонажей для дипфейк-роликов Agenda Media Group пытается угадать, кто будет популярен у аудитории, заявил «Большому Городу» Алексей Парфун. По его словам, выбранный герой должен быть известен не только в России, но и во всем мире: «Кроме того, когда мы думаем о персонаже, ориентируемся еще и на собственное восприятие».
Киану, утверждает Парфун, один из так называемых универсальных любимцев планеты: у актера хорошая репутация, он добрый, честный, неконфликтный и очень скромный человек, поэтому его все любят — как у нас в стране, так и за ее пределами.
«Иногда выбор персонажа может быть плохим. Например, однажды мы запустили аккаунт с образом Тимоти Шаламе, и он как-то не зашел людям. Мне казалось, это хорошая идея, но статистика просмотров не радовала», — пояснил CEO Agenda Media Group.
Принцип шести
По словам Алексея Парфуна, все производители дипфейк-видео пользуются нейросетями открытого доступа, так как написать технологию самостоятельно очень трудно — нужно быть как минимум OpenAI в своем деле. Agenda Media Group использует для создания дипфейков технологическую цепочку из шести нейросетей, каждая из которых отвечает за свою область: одна делает глаза, другая — зубы и так далее.
«То есть не совсем справедливо говорить, что ReFace — это наша собственная технология, нет, это не так, однако в используемых нами нейросетях есть написанные нами куски кода — мы постоянно дорабатываем сервисы и пишем другие программы, которые помогают нам в работе. Например, у нас есть сервис, который автоматически подбирает дублеров знаменитостей для съемок дипфейков», — рассказал «Большому Городу» гендиректор Agenda Media Group.
По словам CEO Agenda Media Group, уже сейчас существуют программы, которые позволяют генерировать контент без участия человека, например, GigaChat от «Сбера», Runway или ChatGPT от OpenAI. При этом в текущих реалиях ролики, полностью сгенерированные нейросетями, выглядят довольно скромно — это не то, что можно использовать, например, в рекламе, подчеркивает Парфун.
«Второй момент заключается в том, что, насколько мне известно, максимально возможная длина сгенерированного видео составляет всего десять секунд. Конечно, можно собрать множество таких кусков и соединить их, но ведь тогда уже нужно будет говорить о том, что это не сгенерированный материал, а авторское произведение, над которым поработал монтажер», — утверждает гендиректор агентства и добавляет, что в будущем, вероятно, технологии достигнут таких высот, что будет возможно исключить участие человека в создании контента, но не сейчас.
Липсинк-будущее
Гендиректор агентства выразил надежду, что на рынке станет популярным липсинк — это технология, позволяющая переводить речь человека с точным сохранением артикуляции. Парфун также упомянул технологии копирования голоса и генеративного создания текстов, изображений и видео: «Последняя, на мой взгляд, очень перспективна — в ближайшем будущем она сильно изменит рынок контента».
Не дипфейк, а пародия
Права на образ Киану Ривза компания не запрашивала, так как использовала лицо актера лишь в развлекательных целях, а не коммерческих.
«Мы делаем с Киану юмористические ролики для тиктока — видео не порочат образ артиста, и мы на нем не зарабатываем. По действующим законам России пародийный контент разрешен, так как это то же самое, что и пародия на сцене какого-либо известного человека», — заявил Алексей Парфун.
Наоборот, продолжает CEO Agenda Media Group, если компания разрабатывает рекламный ролик, то обязательно покупает права на использование образа той или иной знаменитости: «Например, с таким видео без прав ты не выйдешь на телеканалы — у них очень строгая редакционная политика и юристы, которые попросту не позволят тебе что-либо делать незаконно».