Открытия, закрытия и главные выставки. Что важного произошло в российском искусстве в 2024 году
Выбор «Большого Города»
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, гастрономии, архитектуре. В первом дайджесте — современное российское искусство в Екатеринбурге, фламандцы в Санкт-Петербурге, «амазонки русского авангарда» в Москве и другие знаковые события.
Автор: Ирина Костарева
❤️ В Екатеринбурге выставили современное искусство из коллекции Антона Козлова
В экспозицию с поэтическим названием (позаимствованным у инсталляции группы «МишМаш») «Двадцать один длинный, один короткий» вошли 70 произведений, которые позволяют проследить историю современного российского искусства от начала 2000-х годов до настоящего времени. Среди хрестоматийных имен вроде Анатолия Осмоловского, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова фигурируют более молодые художники: Алина Глазун, Михаил Добровольский, Петр Кирюша и другие. По задумке кураторов, выставленные произведения касаются каждого, потому что освещают события, которые случались в нашей жизни за последние 20 лет. При этом они не провокативные и исполняют, скорее, терапевтическую и гуманистическую функции.
💔 Третьяковка закрыла свой отдел новейших течений...
Он был создан в 2001 году и занимался современным искусством России. В коллекции, которая исчислялась несколькими тысячами экземпляров, числились работы таких художников, как Комар и Меламид, Павел Отдельнов, Игорь Макаревич, Сергей и Владимир Мироненко, Ростислав Лебедев. Художники и искусствоведы назвали закрытие отдела грубой и непростительной ошибкой, «которая нанесет серьезный урон современному искусству и музейному делу в России». В Третьяковке заверили, что экспериментальный фонд никуда не денется и будет перераспределен внутри нового структурного подразделения галереи, а «Третьяковская галерея, безусловно, продолжит заниматься современным искусством».
❤️ ...И открыла новый корпус, который строили 30 лет
Закладной камень на Кадашевской набережной появился в апреле 1995 года, стройку пытались запустить в 2007 году, но на этап котлована вышли только в 2013-м. Компании-подрядчики менялись, проектировочные решения пересматривались, и это не пошло на пользу: снаружи новое здание выглядит морально устаревшим. В октябре здесь открылась первая выставка — масштабная ретроспектива «Передвижники», посвященная «Товариществу передвижных художественных выставок», художественному движению XIX века, одному из важнейших в истории российского искусства.
💔 Музей истории ГУЛАГа закрыли [временно]
Официальная причина временной приостановки работы музея, посвященного жертвам репрессий советской эпохи, — нарушения требований пожарной безопасности. Но в нее поверили не все. Опасаясь, что музей больше не откроют, директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева назвала это решение «глупостью, граничащей с преступлением». В департаменте культуры Москвы поспешили успокоить и пообещали, что музей возобновит свою работу, как только все нарушения будут устранены. Музей ГУЛАГа открылся в 2001 году, в его постоянной экспозиции собраны воспоминания и личные вещи бывших заключенных и вещи, найденные на территории лагерей, а также архивные материалы, рассказывающие о карательной системе, существовавшей на протяжении 1918–1956 годов.
❤️ В Эрмитаже прошла выставка фламандцев — с впечатляющим оформлением
Пышные натюрморты со свежей дичью и цветочными гирляндами были дополнены оформлением художников Юрия Сучкова и Эмиля Капелюша, а также барочной музыкой и светом, имитирующим мерцание свечей. Пространство экспозиции поделили на несколько смысловых зон: сад фламандского дома, кабинет редкостей и уличный театр. Все это позволяло увидеть основные этапы развития натюрморта и призывало поразгадывать «пасхалки», которые спрятали среди свеклы и кроликов художники, включая Франса Снейдерса — крупнейшего мастера жанра из Антверпена. Из Эрмитажа выставка-блокбастер перекочевала в Пушкинский, в коллаборации с которым и была организована. Ее можно увидеть до 26 января, правда, не в таком богатом оформлении, как в Эрмитаже.
❤️ В «ГЭС-2» прошла выставка про «Черный квадрат» и его роль в искусстве
Блокбастер о влиянии творчества Казимира Малевича на искусство ХХ века приняли неоднозначно: кто-то посчитал экспозицию невнятной, другим не понравилось спекулятивное заявление куратора Зельфиры Трегуловой о том, что все последующее западноевропейское искусство вышло из «Черного квадрата». И все-таки не оценить масштаб экспозиции, включившей работы важнейших художников ХХ века — Герхарда Рихтера, Пабло Пикассо, Фрэнсиса Бэкона, Эрика Булатова, Ильи и Эмилии Кабаковых, Василия Кандинского, Александра Родченко, Энди Уорхола, — невозможно.
💔 В музеях и институциях прошли обыски
Сначала с обысками нагрянули в «Гараж», затем серия обысков прошла у московских, петербургских, самарских, ульяновских, нижегородских и екатеринбургских художников и активистов. Эти следственные действия связывают с уголовным делом о госизмене Петра Верзилова*, продюсера арт-проекта Pussy Riot и бывшего издателя «Медиазоны»**. Помимо этого, обыски прошли в музее современного искусства «ПЕРММ» и институте «База» на «Винзаводе» — уже по другим делам.
* Власти считают иноагентом.
** Признана СМИ-иноагентом и заблокирована.
❤️ В Пушкинском и Еврейском музее показали работы выдающихся художниц XX века
Летом в ГМИИ имени Пушкина открылась выставка «Подруги. К юбилею Варвары Степановой»: произведения «амазонки русского авангарда» были дополнены работами других женщин — революционерок в искусстве XX века — Ольги Розановой, Любови Поповой, Александры Экстер. Все они занимались не только живописью, но и текстильным дизайном, театральными декорациями, книжной и экспериментальной графикой — шли в те сферы, которые мужчины считали второстепенными. Выставка рассказывает о художественном процессе 1910–1930-х годов, наконец давая слово его не менее важным, чем Александр Родченко и Казимир Малевич, представителям.
Как бы в дополнение к «Подругам» осенью в Еврейском музее и центре толерантности открылась экспозиция, посвященная Любови Поповой, — ее первая за 35 лет монографическая выставка. Живопись и графика художницы была дополнена работами ее современников: Пабло Пикассо, Андре Дерена, Казимира Малевича, Надежды Удальцовой, Варвары Степановой. Выставка заняла семь залов, она продлится до 27 февраля.
❤️ Музей «Гараж» открыл архивы
После заявления о прекращении выставочной деятельности в 2022 году музей «Гараж» запустил проект «Открытое хранение. Пролог» — по сути, начал работать в формате постоянной экспозиции. Коллекция музея начала формироваться недавно, но включает немало знаковых имен, среди которых: Никита Алексеев, Миша Ле Жень, Кирилл Глущенко, Михаил Максимов, Андрей Монастырский. Художники разных поколений объединены общей задачей — изобрести новый язык, которого требует новое время, а также символическим восприятием мира. По задумке, проект будет меняться и расширяться. Все это происходит на фоне слухов о продаже «Гаража» (официально руководство музея эту информацию не подтверждает).
Фотографии: обложка, 5 — Эрмитаж, 1 — «Ельцин Центр», 2, 3 — Третьяковская галерея, 4 — Музей истории ГУЛАГа, 6 — Даннил Анненков/«ГЭС-2», 7 — «Гараж», 8 — Пушкинский музей, 9 — Варвара Топленникова / «Гараж»