В третьем «Чужом», который стал для Дэвида Финчера первым голливудским блокбастером, женщину бреют налысо, а зэки бегают по мрачным коридорам и много говорят о вере. Все это в каком-то смысле присутствует и в следующем фильме Финчера, триллере «Семь», где экзистенциальная смурь стала манифестом убийцы и приговором человечеству.

 

 

«Семь» / Se7en

 

 

 

 

В ролях

Брэд Питт, Морган Фримен, Гвинет Пэлтроу

Режиссер

Дэвид Финчер

 

 

В триллере «Семь» между персонажами Брэда Питта, Моргана Фримена и Гвинет Пэлтроу много тайны. Но треугольник здесь не любовный и разыгрывается он не между мужчинами и женщиной, а между мужчинами и работой. И главным героем выступает не молодой и дерзкий детектив Миллс, герой Питта, а опытный офицер Сомерсет, герой Фримена, который вот-вот выйдет на пенсию.

 

 

В грязном и порочном городе, где вечно льет дождь, полицейские ищут серийного убийцу. Он оказывается радикалом, скрупулезным, терпеливым и проницательным почти сверхъестественно. У Финчера все серьезно. Мучая и убивая людей за смертные грехи, маньяк проповедует и воплощает тоску по смыслу жизни.

 

 

«Счастливого конца не будет», — понимает мудрый детектив Сомерсет, одетый строго по моде классического нуара. Старик посвятил всю жизнь работе. Он одинок. Ни жены, ни детей. Печатает на машинке и засыпает под стук метронома. Его напарник Миллс, напротив, живет с любящей женой и собаками. В его квартире бардак, потому что люди только что переехали, и слышно, как гремит метро, а за окном злое городское дно, вгоняющее в уныние.

Миллс думает, что дело раскроет, если хорошенько посидит над документами. А Сомерсет по старинке копается в библиотеке, где под Баха листает Данте. Между убийством и убийцей — книги. А после детектив слушает исповедь Трейси, жены Миллса, которая ждет ребенка, но боится впускать малыша в этот уродливый, жестокий и гниющий заживо мир. В финчеровском «Чужом» женщина тоже испытывает страх перед новой жизнью, поэтому бросается в огненный котел. Чужие у Финчера всегда внутри.

 

 

«Смертные грехи совершаются на каждом углу, в каждом доме, и мы терпим их», — бесится маньяк. Одни грешат, другие терпят. Такова жизнь. Его преступления поданы как искусство, будто он не мессия, а творец, концептуалист. Но может ли грешник карать или миловать? Может ли грех быть наказанием греха? Ведет ли праведную жизнь сам убийца?

Расследование разрешается само собой, когда таинственный маньяк в исполнении Кевина Спейси с окровавленными руками появляется из ниоткуда. Человек без имени и прошлого сдается полиции добровольно. Убийца приходит к следакам и делает их участниками последнего преступления, разыгрывая спектакль, где он главный актер, сценарист и режиссер.

Вопреки всему маньяк доводит дело до конца. Полицейские попадают в ловушку, безумца расстреливают, а разгневанного сыщика, который поверил, что в коробке лежит голова его беременной жены, увозят в наручниках. Грехопадение наказано.

Финчер изображает мрачный мир, где кроме фонарей человеку ничего не светит. Старик Сомерсет давно ни во что не верит и ни на что не надеется, хотя пытается убедить себя и нас, что даже за такой мир стоит бороться, и это раздражает. Мы ведь знаем, что жить страшно, а каяться поздно. Мы уже в аду.

 

Фотографии: New Line Cinema