В рубрике «Машина недели» мы рассказываем о необычных автомобилях горожан — восстановленных машинах со сложной судьбой, раритетных моделях, современных электромобилях, классике немецкого автопрома, американских маслкарах и дедовых «копейках». В этом выпуске — история петербургского инженера-конструктора Евгения Жвикова, которого страсть к марке «Москвич» сделала высококлассным автомехаником. За последние 20 лет у Евгения было 11 ретроавтомобилей советской марки, завод которой недавно пообещал возродить мэр Собянин.

Автор: Анна Коварская
Фотограф: Виктор Юльев

Марка

«Москвич»

Модель

2140

Год выпуска

1976

Объем двигателя

1,5 л

Мощность

75 л. с.

Максимальная скорость

145 км/ч


В семье Евгения, инженера-конструктора на судостроительном заводе «Звезда», автомобили «Москвич» были с 1976 года. Отец купил новую на тот момент модель 2137 в кузове «универсал» небесно-голубого цвета «пицунда». Евгений рассказывает, что любит марку «Москвич» столько, сколько себя помнит. В 2000 году, на 13-летие, отец подарил ему ту самую 2137. Машина была в плохом состоянии, но на ходу. Началось восстановление. Евгений самостоятельно поменял лист крыши, задние крылья, пол в багажнике. Так как искусством сварки он в тот момент не владел, все это было установлено на заклепки.

За последние 20 лет Евгений был владельцем десяти «Москвичей». Какие-то были проходными и ушли на запчасти, другие были проданы. Все свои автомобили Евгений ремонтирует сам; помогает технический склад ума и интерес к машинам, который передался от отца: «Папа ездил на любой технике от грузовика до трактора». Если нужно, например, поменять глушитель, Евгений едет в автомобильный сервис самообслуживания с подъемником или к малярам на покраску. Ретродетали ищет на «Авито» и в трех интернет-магазинах; удобно, что все три базируются в Петербурге.

«Меня с самых ранних лет тянуло к автомобилям, и „Москвич“ я сразу полюбил. Папина машина всегда у дома стояла, помню, ходил вокруг, разглядывал детали, любил колеса помыть. Я уже в пять лет интуитивно понимал, что машина должна быть чистая и сверкать. Свои машины храню в гаражном кооперативе. Перед поездкой обязательно открываю капот, подкачиваю бензин в карбюратор. В отличие от современных авто, где стоит электробензонасос, в моем „Москвиче“ за несколько дней бензин уходит. На прогревание трачу семь минут. Иногда бывают сюрпризы. Карбюратор начинает чихать, хотя фильтры в идеальном состоянии. По электрике что-то может случиться: лампочка перегореть, как в любом современном авто, или переключатель выйти из строя, но в целом надежно.

За 25 лет любви к „Москвичу“ я стал и механиком, и историком марки, и коллекционером. Кроме двух авто, есть еще детский педальный „Москвич“ и редкий двухколесный — садовая тележка производства АЗЛК. Четыре года профессионально занимался реставрацией: из кузова на колесах вместе со сварщиком, маляром и специалистом по перетяжке салонов восстановил „Москвич-403ИЭ“ 1963 года выпуска. Я давно думал открыть свою мастерскую, чтобы развиваться уже более масштабно, но пока поставил эту идею на паузу — вернулся в инженерную сферу, в которой работал до реставрации».

Сегодня у Евгения два «Москвича» — модель 21412 1989 года, которую он купил совсем недавно, и «Москвич-2140» — седан 1976 года. Цвет 46-летней машины по классификации АЗЛК называется «страдивари» — коричневый металлик, в этом цвете модель шла на экспорт. За шесть лет Евгений довел свой автомобиль до идеального состояния, собрал максимальную комплектацию а-ля «машина главного инженера»: фароочистители с омывателями, обогрев заднего стекла, инерционные ремни, ворсовые ковры на полу, зеркала и насадка на выхлопную трубу. Восстановил уникальную функцию — сигнализатор непристегнутых ремней, эта опция массового распространения не получила. Табло напечатал на 3D-принтере, электропроводку смастерил сам, защелки ремней купил у коллеги по увлечению. Когда Евгений заводит автомобиль, загорается табло «Ремни» отдельно для водителя и отдельно для пассажира. Единственное отступление от аутентичности — переделанный другом-программистом музыкальный приемник и скрытые в задней полке динамики.

«Машину я берегу, в год проезжаю не больше 4 тысяч километров. Езжу только в теплый период, зимой соли портят кузов. Поездка — это всегда событие. Могу после работы надеть белую рубашку и поехать в центр пить кофе. В выходной к маме в Лампово езжу — около 100 километров от города. Автомобиль — постоянный участник всех культурных ретромероприятий. Друзья говорят: „Ты зачем на ней вообще ездишь, такой раритет должен под стеклянным куполом стоять!“ Но я же получаю удовольствие от эксплуатации. Автомобиль выжимает 140 километров в час, но я так не гоняю, комфортная крейсерская скорость — до 90 километров. К тому же если ехать быстрее, то по уровню шума будет некомфортно.

Мой 11 по счету „Москвич“ 1989 года цвета „атилла“ — тоже из экспортной партии и тоже металлик, только кофейного оттенка. Около года искал в этом цвете. Автомобиль мне обошелся в 300 тысяч рублей, машина в идеальном состоянии, всего 25 тысяч пробежала. У нее и пятая передача есть, и коэффициент аэродинамики более оптимальный, она может легко ехать 110–120 киломестров в час — и в салоне будет тихо. Нет только климат-контроля и подушек безопасности. Это будет мой рабочий автомобиль, на нем можно чаще ездить».

Когда Евгений едет по городу на своем «Москвиче», люди часто восторженно реагируют: улыбаются, палец кверху поднимают. Многие подходят, просят сфотографировать авто. Некоторые говорят: «У меня от деда осталось 100 килограммов запчастей, не хотите принять в дар?» Но в городе Евгений не оставляет машину без присмотра надолго. «Вдруг какому-то доброжелателю захочется зеркало оторвать на память?» Мама Евгения оценила редкое постоянство сына и стала положительно думать о его хобби. «Это раньше она была недовольна, говорила: „Жизнь проходит, а эти старые машины тебя на дно тянут“». Теперь мама читает про сына в СМИ и гордится, видит результаты его труда. Жена Евгения раньше редко с ним ездила, а последнее время втянулась, стала проявлять интерес, ездит с мужем на ретроралли и встречи комьюнити.

«Я с детства люблю „Москвич“. Наверное, это любовь на всю жизнь. Меня друзья все время спрашивают, когда поменяю „Москвич“ ну ту же „Волгу“, или „Победу“, или „Мерседес“, но меня не интересуют другие марки старых автомобилей. Вижу силу в таком осмысленном постоянстве, в чем-то ведь должна быть стабильность. На ремонт и уход трачу много времени, но это все в удовольствие. Я человек увлекающийся, могу в гараже провести восемь часов, иногда поесть забываю. Чтобы снять и перебрать карбюратор до болтика с моим педантичным подходом, может и целый день потребоваться. Тем более в гараже у меня классный свет, музыка, даже мини-бар из передней части „Москвича“ есть — брат-краснодеревщик сделал столешницу.

Меня многие спрашивают, во сколько обходится содержание такого автомобиля. В среднем 50 тысяч рублей в год. Это взнос за гараж, страховка, ТО, редкие запчасти про запас, полироли, расходы на участие в ретромероприятиях, бензин АИ-95».

Четыре года Евгений профессионально занимался реставрацией ретроавтомобилей на территории заказчика и почти открыл свою мастерскую, но помещение купить не удалось, и он вернулся в судостроительный бизнес. «Москвич» остается любимым хобби. Для заработка пробовал использовать автомобиль для свадебных съемок, но все хотят «Волгу» или «Чайку». Хотя, объясняет Евгений, «Москвич» тесноват для пассажиров заднего ряда, но за рулем гораздо комфортнее, чем в вазовских и газовских машинах 70-х. А еще «Москвич» прогрессивнее по конструкции, чем та же «Волга». «Москвич» может нравиться, может не нравиться, но внимание на машину обращают все.

В середине мая мэр Москвы Сергей Собянин анонсировал возобновление производства автомобилей под брендом «Москвич». Их будут собирать на базе бывшего московского завода Renault. На эту новость Евгений реагирует сдержанно и с легким недоумением.

«Насколько я знаю, план состоит том, чтобы начать отечественное производство гибридных машин или электрокаров, чтобы они со временем заменили машины с бензиновыми двигателями в центре Москвы. Идея отличная, и „Москвич“ — удачная марка, которая прошла испытание временем и отлично себя зарекомендовала. Из 5 миллионов, произведенных с 1947 по 2001 год, 1,5 миллиона автомобилей ушли на экспорт. Но вопрос: как это сделать? Нельзя с нуля создать автомобиль, а оборудование АЗЛК 20 лет назад сдали в металлолом. Восстановление моделей „Москвич“ по старым чертежам было бы гипотетически возможно, но на это уйдут годы и миллиарды рублей. Связь поколений разорвана. Скептически отношусь к этой идее, сложно представить, что из этого получится».