В феврале в Центральном Манеже открылась выставка «ДК СССР», приуроченная к столетию со дня образования СССР. В масштабной экспозиции представлено более 700 предметов, которые раскрывают идею Домов культуры, появившихся при Советском Союзе. Тринадцать тематических разделов выставки представляют восемь видов искусства советского периода: архитектуру, живопись, скульптуру, графику, кино, театр, музыку и фотографию.

Кураторами разделов стали приглашенные специалисты, руководители современных культурных институций. Среди них — Зельфира Трегулова (Третьяковская галерея), Евгения Петрова (Русский музей), Александра Селиванова (Музей Москвы), Ксения Кокорина (Музей архитектуры), Наталья Мокрицкая («Москино»), Алла Есипович-Рогинская, Ирина Горлова (Третьяковская галерея), Наталья Козырева (Русский музей), композитор Алексей Ретинский, Ольга Галактионова (РОСИЗО), Дина Иващенко (РОСИЗО) и Андрей Райкин (РОСИЗО).

1. Иофан Б. М., Гельфрейх В. Г., Щуко В. А.


Москва, Дворец Советов. Конкурсный проект. Перспектива.

1933 г.

Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева

Фото предоставлено Государственным музеем архитектуры имени А. В. Щусева


Дворец Советов — неосуществленный проект архитекторов Бориса Иофана, Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха, который планировалось построить на месте снесенного храма Христа Спасителя. Этот проект представлял собой башню, высота которой вместе со 100-метровой статуей Ленина на верхушке составляла более 400 метров. Дворец Советов должен был стать не только главной административной и общественной постройкой страны, но и зданием-символом, демонстрирующим идеологическое торжество нового мира над старым. Окончательный проект утвердили в 1933 году после нескольких туров конкурса, его строительство началось в 1939 году, однако начавшаяся война перечеркнула все планы.

2. Сергей Эйзенштейн


Эскиз женского костюма. Первая дамочка. «Хорошее отношение к лошадям»

1922 г.

Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина

Фото предоставлено Государственным центральным театральным музеем имени А. А. Бахрушина


Сергей Эйзенштейн начинал как театральный художник. Его эскизы выразили эпоху и вошли в золотой фонд отечественного театра.

Эскиз костюма 1-й Дамочки был сделан для спектакля «Хорошее отношение к лошадям» в московском театре МАСТФОР. Он выразил смелый дух поэзии Маяковского, эпоху глобальных экспериментов в культуре и в жизни. Костюмы по эскизам Эйзенштейна не сохранились, однако сами эскизы будущего кинорежиссера являются одними из самых ценных экспонатов Бахрушинского музея.

3. Манизер М. Г. с бригадой: Епифанов Д. М., Гликман Г. Д., Соколов В. Н., Риттер В. Н.


Скульптура «Юность мира»

1950 г.

Государственный Русский музей

Фото предоставлено Государственным Русским музеем


Композиция 1950 года «Борьба за мир» создана Матвеем Манизером совместно с бригадой скульпторов: Дмитрием Епифановым, Гавриилом Гликманом, Вадимом Соколовым, Владимиром Риттером. В нее входят «Юность мира», «Американские снаряды — в воду», «Раймонда Дьен» и другие скульптуры. Демонстрировалась композиция чрезвычайно редко.

Это аллегорическое произведение было решено в форме фронтона. Тема борьбы за мир отражена во множестве работ, но данное произведение — одно из самых удачных.

В первый же день кампании по сбору подписей на собрании Академии художеств СССР ее вице-президент Матвей Манизер заявил: «Перед нами поставлена ответственная задача — бороться за мир своим искусством». Речь шла о конфликте в Корее, где за мирный процесс выступали и советские скульпторы.

Отмеченная многословием, почти газетной политической дидактичностью, с одной стороны, она репрезентирует упадок официоза, но, с другой стороны, Манизеру удалось эти уязвимые моменты превратить в выигрышные: вместо официальной, пьедестальной скульптуры получилась контактная, прямо апеллирующая к зрителю пластика. Сегодня ее можно было бы назвать коммуникативной.

4. Джазофон


Фирма Wunderlich C. А.

Начало XX века

Российский национальный музей музыки

Фото предоставлено Российским национальным музеем музыки


На выставке представлен один из самых необычных музыкальных инструментов из коллекции Российского национального музея музыки — джазофон. Внешне изогнутая форма инструмента напоминает саксофон, однако у него не один, а два раструба. Причем один выглядит вполне стандартно, а второй закрыт джазовой сурдиной, которая среди духовиков называется «вау-вау» — она издает звук, похожий на кваканье. Для управления этой сурдиной мастер сконструировал специальный рычаг, прикрепленный к раструбу.

Еще одна важная особенность инструмента: вместо традиционной саксофоновой трости в нем используется трубный мундштук. А еще, кроме обычной системы трех вентилей, в джазофоне есть дополнительный четвертый. Он-то и переключает звук с первого, обычного, раструба на второй — тот, на котором закреплена джазовая сурдина. Открывая или закрывая с помощью рычага клапан сурдины, музыкант может мгновенно подключать характерный квакающий звук — что особенно ценно и интересно в джазовых пьесах.

Возможно, отсюда и название инструмента — джазофон.

5. Гитара-цитра 23-струнная, трехгрифная


Мастер Штрянин М. Н.

1934 г.

Российский национальный музей музыки

Фото предоставлено Российским национальным музеем музыки


23-струнная трехгрифная гитара-цитра из собрания Российского национального музея музыки была изготовлена как единичный экземпляр мастером-любителем Михаилом Штряниным в 1934 году. Это гибридный инструмент, сочетающий в себе признаки гитары, арфы и цитры. Для лучшего звучания мастер сделал корпус из деки старого фортепиано.

Этот инструмент был задуман мастером Штряниным в 1932 году как электрогитара. Работавшему в тяжелых условиях коллективизации сельского хозяйства 30-х годов в одном из первых колхозов «Гигант» в селе Бессоновка Куйбышевского края, мастеру не хватало средств на приобретение задуманного адаптера и электроусилителя.

В течение более чем двух лет изобретатель вел активную переписку с чиновниками всех уровней с ходатайством о материальной поддержке в размере 500 рублей (в то время это приблизительная стоимость радиоприемника). Последним шансом был запрос через газету «Известия» директору Государственного института музыкальной науки Николаю Александровичу Гарбузову с просьбой сообщить информацию о судьбе изобретения. Целью мастера было не только завершение нового типа электрогитары, но и возможность сыграть на ней концерт в деревенском клубе. Материальной поддержки мастеру так и не оказали. И, вероятно, поэтому гитара-цитра не получила окончательного вида электроинструмента. Тем не менее Штрянин все-таки отыграл концерт на своей акустической гитаре-цитре в деревенском клубе в 1936 году, о чем сообщил в последнем возмущенном письме: «Вы, товарищи, — заявил он, — вообще не коммунисты. Пока вы возитесь, я инструмент уже доделал, концерт отыграл и приступил к созданию новой гитары — 34-струнной».

6. Евгений Халдей


Атомоход «Ленин», 1959 г.

Ручная печать.

Собрание Анны Халдей

Фото предоставлено семьей фотографа


Атомоход «Ленин» был первым в мире судном в своем роде. Его спуск на воду стал событием международного масштаба. В первый рейс за репортажем от газеты «Правда» отправился Евгений Халдей. В течение месяца фотограф сделал целую северную серию снимков. Он показал мощь отечественных технологий, бескрайние просторы советской Арктики, работу и жизнь команды корабля. На его снимках люди в условиях Крайнего Севера полны оптимизма, они трудятся и культурно проводят свой досуг.

Фотография с отражением огромного ледокола в линзах очков смеющегося гражданина — репортерская удача, остроумно подмеченный мотив. Евгению Ананьевичу всегда особенно удавалось продемонстрировать масштабность значимых исторических событий Союза через деталь, простую и понятную.

7. Документальный студенческий фильм «Быть или не быть»


1971 г.

Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина

Кадр из видеоматериала предоставлен Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина


На выставке демонстрируются фрагменты документального фильма «Быть или не быть» о репетициях спектакля «Гамлет» в Театре на Таганке. Фильм создан в 1971 году студентами ВГИКА, которые смогли передать дух захватывающих репетиций Юрия Любимова и энергетику будущего спектакля с Владимиром Высоцким в главной роли.

8. Гелий Коржев


Триптих «Коммунисты»

1958–1960 гг.

Государственный Русский музей

Фото предоставлено Государственным Русским музеем


В разделе «Суровый стиль» представлен триптих Гелия Коржева — эпическая поэма о героизме и самоотверженности людей, завоевывающих свободу и искренне верящих в свое правое дело.

В своей работе, посвященной Великой Октябрьской революции, художник воссоздал характерные черты той эпохи.

В центральной части «Поднимающий знамя» художник с документальной правдивостью передал нечеловеческое усилие рабочего, который поднимает выпавшее знамя из рук убитого товарища. Это живописное полотно принесло известность художнику и стало его своеобразной визитной карточкой.

В левой части под названием «Гомер. Рабочая студия» — недавно воевавший красноармеец пробует себя в роли художника. В правой части триптиха «Интернационал» изображены два других красноармейца. Они воссоздают недавнее «лихое» время революции и ее главные атрибуты: один играет на трубе революционный гимн, другой держит в руке Красное знамя.

За триптих в 1961 году Коржев был награжден золотой медалью Академии художеств СССР, в 1963-м получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Фотографии: обложка — Зыков Кирилл / Агентство «Москва», 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 — РОСИЗО