В марте в Доме культуры «ГЭС-2» завершается проект «Настройки-3», осмысляющий взаимодействие музыкальных произведений, визуального искусства и архитектуры. Кураторы выставки создали семь пространств, которые посвящены музыке разных композиторов с XII по XX век: Бетховена, Вагнера, Листа, Штрауса и других.

Чтобы придать проекту новое прочтение, редакция «Большого Города» в коллаборации с командой «ГЭС-2» попросил художников создать иллюстрации, которые передадут их опыт посещения выставки. В проекте приняли участие Екатерина Макарова, Егор Бигдан и Маша Базилевская. Рассказываем, как им удалось интерпретировать ощущение и концепцию павильона Штрауса — Шёнберга, где высказывание выстраивается на стыке музыки, визуального искусства и архитектуры.

Автор: Аня Кузнецова

«Настройки-3»/Штраус/Шёнберг

Каждое пространство и музыкальную композицию «Настроек» дополняют визуальные работы. Например, духовные песнопения монахини Хильдегарды Бингенской встречаются с инсталляцией Ирины Кориной, а вагнеровские «Тристан и Изольда» исполняются в окружении работ Хироси Сугимото и Наири Баграмян.

Важной исторической параллелью павильона Штрауса — Шёнберга оказываются концерты Общества частных музыкальных представлений, основанного в 1918 году австро-американским композитором и теоретиком Новой венской школы Арнольдом Шёнбергом. Эти вечера проходили исключительно в камерных залах, в атмосфере напряженного лабораторного поиска модернистской музыки, соответствующей «не календарному — Настоящему Двадцатому Веку», как выразится позже Ахматова.

Кураторы поставили цель — передать ощущение разлома эпох и предчувствие нового времени. На это работало переизобретение старого искусства, осмысление перехода в новый век через дизайн (ар-нуво, ар-деко, орнамент, изменение пространства комнаты), фиксация перехода от романтизма к модернизму. Так, музыка Штрауса и Шёнберга сосуществует с триптихом «Парадный вход/Мэпп и Лючия/Мэпп» Люси Маккензи, работами Марка Камиля Шемовича, живописной серией Ирины Наховой и другими визуальными работами.

Выставка продлится до 12 марта.

«Музыка — это защитный купол, в котором ты выстраиваешь личное пространство»


Екатерина Макарова

О павильоне Штрауса — Шёнберга как пограничном пространстве

— Когда звучит музыка, чувствуешь себя отгороженной от мира и людей, которые находятся рядом. Музыка — это защитный купол, в котором ты выстраиваешь личное пространство.

Арки и лестницы работы Люси Маккензи в павильоне резонировали с моим восприятием: проходя по ним, я чувствовала связь между двумя мирами — настоящим и тем, который создается музыкой. Мне казалось, что настоящее дематериализовалось, а мир моего «я» стал более осязаемым, реальным. Эта комната стала для меня переходом между этими двумя мирами, поэтому в моих картинах много арок и переходов: они связывают реальность и то, что навеяла музыка.

О предметах и образах, которые повлияли на иллюстрации

Меня вдохновили три самых крупных объекта павильона: стул, музыкальный проигрыватель и триптих Люси Маккензи. Все они показались магическими. В стуле было что-то загадочное и несколько мрачное: когда сидишь на нем и слушаешь музыку, льющуюся из шкатулки, то чувствуешь, что стул — единственное, что связывает тебя с реальностью. А арки, окна и лестница Маккензи — это проводник в мир фантазии.

О работе над иллюстрациями

— Я работаю с цифровой живописью, это моя любимая техника: она позволяет быстро материализовать образы из головы. Создание иллюстраций — стихийный процесс, он напоминает прослушивание музыки. А еще никогда не знаешь, что получится в конце: работа перевоплощается и создает сама себя.

Первый образ, который родился в моей голове, — волны как источник стихийной силы. Их я изобразила в своих иллюстрациях.

На первой работе я нарисовала волны на воде, расходящиеся от стула, которые показывают заключенную в моменте силу и порождают новый мир. Сам стул находится в черной комнате, которая символизирует лимб — пространство на границе реального и воображаемого.

Во второй работе волны изображены вместе с арками. Между арками парит силуэт — воплощение души. Песок образует волны, и в самом песке есть разные точки входа в миры, которые творятся в процессе.

«В своих иллюстрациях я намеренно упрощаю образы, приближаю их к абстракции»


Егор Бигдан

Об образах, которые порождает павильон

Павильон демонстрирует взаимосвязь музыки, изобразительного искусства, дизайна интерьера и промышленного дизайна. Пока я находился внутри, в моей голове родились образы венских стульев, декоративность и узоры, зеленые, бордовые и коричневые цвета, деревянные оттенки. Я думал о классическом, об изогнутых изящных формах. Мне трудно воспринимать целое, я предпочитаю делить его на понятные отдельные элементы.

О технике cabinet projection и работе над проектом

— Оказывается, «Википедия» определяет косоугольные аксонометрические проекции (oblique projection) как художественную технику. Я использовал ее в своих работах, а точнее, технику cabinet projection — такое название она получила, потому что ее применяли для изображения мебели.

Решил изобразить элементы экспозиции, которые обделены вниманием, то есть не подписаны на плане павильона, их автор неизвестен, и из-за своей утилитарной функции — помимо эстетической — не удосуживаются должного внимания. А ведь они играют важную роль в выставке!

Вообще предметы мебели меня волнуют и интересуют. Архитектоничные самостоятельные формы с простой понятной структурой и функцией — статичные, молчаливые и самодостаточные объекты. В своих иллюстрациях я намеренно упрощаю образы, приближаю их к абстракции, из-за чего некоторые из них становятся не такими очевидными. Это, кроме всего прочего, позволяет создать некоторую интригу перед посещением выставки.

О работах, которые повлияли на иллюстрации

— В получившихся работах заметна отсылка к моей октябрьской выставке «Архитектоника моющих средств» на фестивале «Черный рынок»: полуабстрактные изображения предметов в фронтальной диметрической проекции. Те же ярко выраженные текстуры материала, силуэт, случайный живой ритм цветов, текстур и форм. Еще я немного отсылаю к работам Этторе Соттсасса, Филипп Вайсбеккера — они меня вдохновляют.

«Мне было важно не воссоздать предметы, а интерпретировать ощущение и концепцию выставки»


Маша Базилевская

О выставке как превращении великого в доступное

Для меня павильон Штрауса — Шёнберга — про создание чего-то доступного из великого, переработка монументальной музыки во что-то понятное, камерное. Он про чистоту и ясность. Хорошее упрощение, но с тайной. Доступность. Чтобы создавать подобное, хочется стать Джорджо Моранди.

Для меня было важно не воссоздать предметы, которые я видела на выставке, а скорее интерпретировать ее концепцию и общее ощущение. В своих работах я использовала сухую пастель, механический карандаш с перекраской в фотошопе.

Об отсылках, зашифрованных в получившихся работах

Сам проект напомнил мне задание у детей в группах: нарисовать музыку, что-то про промежутки, музыку. Показать, как ветер рвется между домов, создает ритмы, а потом все опять склеивается в единое. Поэтому моя работа — это набор нескольких образов.

Ширма — это про таинство и камерность Общества частных музыкальных представлений, основанное Шёнбергом и ставшее важной параллелью для всей выставки.

Стакан молока — метафора книжки в мягкой обложке. К этой идее я пришла, когда прочитала, что у Общества есть современные последователи — мюнхенский ансамбль Taschenphilharmonie, название которого отсылает к немецкому слову «Taschenbuch», оно переводится как «мягкая обложка».

Другие образы — дом, дерево. Я хотела изобразить имперскость, величие, но сейчас никакой имперскости не хочется. Поэтому я изобразила величие природы и дома как символ опоры.

Фотографии: обложка, 1 — Даниил Анненков/«ГЭС-2», 2, 3 — Екатерина Макарова, 4, 5, 6, 7, 8 — Егор Бигдан, 9, 10, 11, 12 — Маша Базилевская