«Чебурашка»: Удачное кино или паразитирование на ностальгии?
Каким получился самый кассовый фильм в истории России
«Чебурашка» — новый фильм Дмитрия Дьяченко («Последний богатырь») по мотивам знаменитого советского мультфильма Романа Качанова. В главных ролях — Сергей Гармаш, Полина Максимова, Сергей Лавыгин и Елена Яковлева, а лопоухого зверька озвучила Ольга Кузьмина. За первые две недели 2023 года фильм уже собрал более 4 миллиардов рублей в прокате и стал самой кассовой лентой в истории современной России — обогнав не только «Холопа», но и первый «Аватар» Джеймса Кэмерона.
Автор: Иван Афанасьев
редактор: Иван Бочаров
Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, чего все-таки в «Чебурашке» больше — хорошего или плохого и почему к появлению такого фильма в любом случае стоит отнестись с интересом.
«Чебурашка»
Режиссер
Дмитрий Дьяченко
В РОЛЯХ
Сергей Гармаш, Ольга Кузьмина, Полина Максимова, Сергей Лавыгин, Елена Яковлева
Дата выхода
1 января 2023 года
Жил да был в неназванной южноамериканской стране загадочный зверь с большими ушами, который больше всего на свете любил апельсины и смешно падать на землю (или «чебурахаться» — отсюда и имя). Но однажды мощный ураган буквально вырвал Чебурашку из его райского бытия и вышвырнул в Сочинском дендрарии. Там его нашел Геннадий Петрович — нелюдимый и смурной садовник, у которого вечные терки с начальством и собственной родней. Более того, однажды его угораздило поучить жизни местную предпринимательницу Римму, и с тех пор та взъелась на него, добиваясь увольнения склочного старика. С появлением Чебурашки многое изменилось: поначалу доставлявший лишь проблемы, со временем загадочный зверь стал для Гены лучшим другом и помощником в налаживании связей с семьей. Правда, Римма, тоже мечтающая завоевать доверие внучки, решает во что бы то ни стало завладеть ушастым существом, которое так хочет заполучить девочка.
Давайте определимся на берегу: «Чебурашка» — на самом деле не самое плохое кино. Хотя к нему и довольно легко прикопаться, что и сделали большинство компетентных кинокритиков и особенно дотошных зрителей. И стоит сразу определиться с его ключевыми недостатками: это, во-первых, техническое несовершенство. Особенно это касается компьютерной графики и, разумеется, самой попузьяны, как поначалу называет себя сам звереныш. Временами он анимирован откровенно топорно, и буквально видно, как актеры держат в руках пустоту, в которую «вклеили» Чебурашку на постпродакшене. Не говоря уже о том, что лопоухое чудо-юдо регулярно меняет свои размеры: вот он был Гене-Гармашу почти что по пояс, а вот он уже миниатюрных размеров, слегка возвышаясь у него над коленом. Если всматриваться, все это бросается в глаза и выглядит весьма халтурно.
Что важнее, у фильма есть и странности в нравственно воспитательном поле, так скажем. Зачем было семейно ориентированный фильм обвешивать, как новогоднюю елку, разнообразными внутренними конфликтами персонажей, которые и взрослому-то порой могут показаться нерешаемыми, не то что ребенку, — категорически непонятно. Спектр психологических травм всех до одного главных героев резко контрастирует с конфетно-букетной стилистикой то ли открыточного СССР, то ли небывало пышного юга современной России (снимали в Сочи, Пятигорске и Кисловодске). У Гены и Риммы (местная Шапокляк) — проблемы с детьми в прошлом, у дочери Гены — в настоящем, у самих детей — экзистенциальная пустота внутри, и так у каждого персонажа. В итоге эти многослойные конфликты разрастаются, цепляясь друг за друга и порой приводя к печальным последствиям. В фильме, который зовет себя детским, многовато разговоров о смерти и ничем не оправданного физического насилия.
Звучит грустно, да? К счастью, даже столь скверно анимированный Чебурашка, тоже, кстати, страдающий от кризиса самоидентификации и веры («К тебе должны относиться по-человечески» — «Но я не хочу быть человеком!»), умудряется здорово раскрасить эту мрачную картину в яркие тона. Создателям удалось оживить его, превратив из «странной игрушки безымянной» в харизматичное и очень забавное существо, выступающее главным аттракционом (вообще, стоило больше внимания уделять ему, а не духовным кризисам действующих лиц). Это такой Чебурашка 2.0, у которого от старого образца остался разве что внешний облик: теперь он умеет творчески использовать свои уши, прячась за ними от стыда, играя ими в пинг-понг и даже пытаясь летать, а зубки, многих приведшие первоначально в ужас, в динамике придают ему легкую озорливость. Он больше не похож на потрепанную советскую куклу с браком (хотя в этом несовершенстве и было специфическое обаяние старого Чебурашки), а вполне напоминает именно что человека, не вызывая при этом эффекта «зловещей долины».
И, что важнее, он выступает моральным ориентиром, эдаким компасом, появление которого меняет жизнь всех этих жутко несчастных персонажей к лучшему. И это, пожалуй, хороший терапевтический эффект, который нужен нам всем в ужасных 2020-х. Если кино — это привлекательный вариант эскапизма и ухода от неказистой реальности, то «Чебурашка», что бы там ни говорили многоуважаемые коллеги и те, кому кино не понравится ни на каких условиях, дарит то, чего нам так не хватало с уходом западных блокбастеров. Наконец-то родители в праздники, выбирая между условным «Диснеем» и российским кино (или не выбирая, а просто будучи поставленными перед фактом), могли сводить свое чадо не на очередной милитаристский опус а-ля «Т-34» или, прости господи, «Союз спасения», а на действительно семейное кино, в котором много доброго и вечного.
«Чебурашка» вообще неплохо ложится во внезапно наметившийся тренд на фильмы отечественного производства для детей и подростков: в ту же степь «Чук и Гек» Александра Котта, впереди также экранизация «Сто лет тому вперед» Кира Булычева. Неужели под натиском актуальных новостей российские кинопродюсеры массового кино наконец-то осознали, что «воспитывать» детей на ура-патриотическом контенте чревато кассовыми провалами? Коммерческий успех фильма Дмитрия Дьяченко (который, конечно, нужно оценивать вкупе с отсутствием конкурентов, заодно учитывая актуальный курса рубля) должен подтвердить их догадки: хватит вещать с больших экранов о победах и подвигах, поговорите о чем-то простом и приземленном. Отнеситесь уже к зрителю, простите, по-человечески. Если «Чебурашка» поможет если не сломить, но хотя бы ослабить тенденцию накачивать публику военизированными блокбастерами, то уже за это можно будет сказать ему спасибо. Апельсины в студию!
Фотографии: «Централ Партнершип»