Симбиоз классики и электроники: Новое звучание в концерте Николы Мельникова на «Суперметалле»
Как композитор сочетает эксперименты в музыке и любовь к Рахманинову
10 августа композитор Никола Мельников выступит с концертом Receptio в сопровождении симфонического оркестра LS Orchestra. Событие охватит открытый двор культурного кластера «Суперметалл». Программа вдохновлена письмами и произведениями Сергея Рахманинова, чье 150-летие широко отмечается в этом году во всем мире.
Никола Мельников известен своей любовью к классической и электронной музыке. В коллекции его достижений — выступление на открытии выставки Захи Хадид в Эрмитаже, на гала-открытии чемпионата мира по шахматам в Нью-Йорке и другие проекты, а первый сольный альбом музыканта попал в топ-100 iTunes.
Автор: Юлиана Максимова
Специально для «Большого Города» Никола Мельников рассказал о своем творческом пути и грядущем концерте, а также составил плейлист из произведений, где классика сочетается с электроникой.
Никола Мельников
композитор-неоклассик и электронный продюсер из Москвы
— В детстве родители обнаружили у меня абсолютный слух и в районе трех лет отдали в музыкальную школу имени Гнесиных. Конечно, мне в этом возрасте больше хотелось ползать под роялем, чем играть на нем, но преподаватели заметили во мне потенциал.
Учебная программа в школе включала в себя как обычные предметы, так и музыкальные дисциплины — сольфеджио, гармонию и хор. Нас готовили к тому, чтобы стать профессионалами. После школы я продолжил обучение в академии Гнесиных, где начал немного уставать от интерпретаций классических произведений. Мне захотелось создавать нечто новое и уникальное — так я стал писать свою музыку.
Первое произведение написал в 19 лет. Типичная история: мне нравилась одна девушка, и я записал импровизацию для нее на рояле, потом прислал послушать, и ей понравилось. Музыка стала для меня языком, через который я мог выразить чувства, а не оставлять их внутри себя.
Раньше я писал музыку, когда испытывал грусть или сталкивался с трудными ситуациями — ссорами, конфликтами, неудачами. Если у меня было все хорошо, я мог по полгода не создавать новые композиции из-за плотного графика. Активно давал концерты, играл на рояле, с оркестром, трио, выступал с диджей-сетами и электронными лайвами. Однако с рождением сына я научился транслировать положительные эмоции через музыку. Например, недавно выпустил сборник колыбельных.
Inception
Я написал первый сольный альбом в 22 года. Он так и назывался «Album #22» — это число всегда было для меня значимым. Особое место в альбоме занимала композиция «Inception». Зрители всегда восторженно реагировали, когда я ее исполнял на концертах. Сейчас она звучит совсем по-другому: изначально произведение было написано для фортепиано, но затем я адаптировал его для симфонического оркестра.
После выпуска альбома ребята из британской группы Above & Beyond позвали меня на презентацию Above & Beyond Acoustic. У нас должно было состояться пять концертов в Лондоне — четыре в Куин-Элизабет-Холл и один в Роял-Альберт-Холл. Все билеты были проданы, но из-за ковида концерты перенесли — мы ограничивались стриминговыми платформами.
Когда я выходил на международный рынок, менеджмент предложил мне удалить альбом со всех стримингов, хотя он попал в топ-100 мирового iTunes. Я понимал, что на тот момент был известен только в России и меня послушала всего лишь часть аудитории. Мы планировали представить композиции в других странах и затем перевыпустить альбом.
К сожалению, пока нам не удалось это реализовать. Сначала бушевал коронавирус, теперь кэнселлинг российских музыкантов на фоне событий в Украине (Страны отказываются от выступлений и работы с артистами, имеющими отношение к России. Например, в 2022 году в Польше отменили премьеру оперы «Борис Годунов», а Мюнхенский оркестр расторг контракт с дирижером Валерием Гергиевым. — Прим. ред.). Мы приостановили все контракты и договоренности с менеджментом, лейблом, а также европейскими и американскими организациями.
Сейчас я вижу огромную аудиторию в России, планирую продолжать развиваться и за ее пределами. Людям нравится моя музыка, они приходят на мои концерты. Я рад, что у меня есть возможность донести свои мысли и эмоции через музыку — языком, которым владею лучше всего.
Симбиоз классики и электроники
Мне всегда очень нравилась классика и электроника — я старался добиться симбиоза этих жанров. Поначалу мешало идеализированное представление о гармонии, полученное в ходе образования, но со временем мне удалось найти свой уникальный стиль.
Чтобы прийти к нему, потребовались наслушанность, бесконечные фестивали, новые знакомства, эксперименты. В 2018 году я подписал контракт с мировым ростером артистов Red Light Management и букинг-агентством William Morris Entertainment, а в 2020-м меня пригласили на британский электронный лейбл Anjunadeep.
Своей музыкой я отдаю дань композитору Сергею Рахманинову — именно на его произведениях я вырос как музыкант. Мне кажется, моя главная задача — это совмещать два разных мира и доставлять людям эмоции, которых им не хватает. Для этого я комбинирую классические композиции и собственные электронные наработки.
Кто-то может послушать мои диджей-сеты и узнать, что я играю концерты с симфоническим оркестром. Обычно люди удивляются и открывают для себя что-то новое. Когда я играю на рояле, то чувствую правым ухом тишину в зале, которая меня очень заряжает. В то же время я люблю и громкую энергию на диджей-сетах. Для некоторых это может быть диссонанс, но для меня — консонанс.
Нью-Йорк — Стокгольм
В 2016 году я выступал на гала-открытии чемпионата мира по шахматам в Нью-Йорке в знаменитом отеле «Плаза» у Центрального парка. Это культовое место — в нем снимали некоторые сцены фильма «Один дома 2», а напротив расположился главный офис Apple.
В финале чемпионата играли российский шахматист Сергей Карякин и норвежец Магнус Карлсен. Я прилетел в Америку вместе со скрипачкой из Норвегии, и мы встретились на студии. Сначала каждый из нас играл соло, а затем мы придумали совместное произведение. Это был один из самых мощных моих концертов. Нью-Йорк встретил не только потрясающей атмосферой, но и слушающей публикой. Город буквально дышит музыкой, в нем столько музыкантов на квадратный метр!
Еще запомнилось лайв-шоу в городской ратуше Стокгольма в Швеции. В 2017 году мы объединились со студией Radugadesign: они подготовили перформанс с огромным светящимся кубом, а я написал музыку для концерта. Он проходил в зале, где вручают нобелевские премии. За проект мы выиграли награду European Design Awards в номинации Best Digital Installation, а также премию «Событие года» за лучшее применение инновационных технологий.
Концерт на «Суперметалле»
Ответ на то, почему площадкой выбрали «Суперметалл», кроется в названии концерта. «Receptio» переводится с латыни как «принятие», но более широкий смысл слова раскрывается в литературном понятии рецепции. Это теория зрительского отклика, которая подчеркивает индивидуальность восприятия и толкования музыкального материала каждым слушателем.
Проще говоря, мы по-разному интерпретируем музыку. И это зависит не только от восприятия, но и от контекста, времени и места, в котором мы ее слушаем. В эпоху Рахманинова его произведения трактовали одним образом, а сейчас совершенно под другим углом. В этом смысле площадка «Сумерметалла» тоже подходит под понятие «рецепция», потому что люди выходят из концертных залов и идут на выступления в урбанистический кластер.
Раньше я боялся переделывать произведения. Когда людям рассказываешь о сочетании классической и электронной музыки, у них часто возникают примеры Ванессы Мэй или каких-нибудь ремиксов на Вивальди. Такие композиции слушают массы, но лично для меня в них нет никакого стиля. Поэтому я очень аккуратно брался за Рахманинова.
Я уже давно работаю с ребятами из студии Signatura. Например, мы ставили с ними большой концерт «Музыка для цветов» в «Аптекарском огороде». Когда-то создатель Алексей Ложкин был в компании Radugadesign генеральным продюсером, и мы тоже делали много совместных проектов. Я всегда дополнял выступления светом и графикой, потому что люблю комбинировать разные виды искусства.
Центром постановки станет масштабная инсталляция в виде куба, которую будут просвечивать лазеры и проекторы. Внутри этой стелы есть комнаты, где существуют разные герои. Один из них — наш исполнитель, который играет на колоколах. Это очередная отсылка к Рахманинову, который провел свое детство на Новгородчине.
Тогда единственной музыкой, которую он слышал, были звуки колоколов во время службы. Этот опыт оказал значительное влияние на его творчество и четко слышится в музыкальных произведениях. Например, Рахманинов использует протяжный колокол в своих басах, а в пассажах правой руки на фортепиано как будто звучит благовест.
Колокол — это вообще очень мощный русский символ, который передавал разные состояния. Раньше звон набатного колокола давал тревожный сигнал и оповещал о том, что враг наступает, в то время как благовест приносил радость и звучал перед началом богослужения. Мы не нашли в очерках и письмах Рахманинова прямых упоминаний колоколов, но критики в один голос говорят, что он вдохновлялся ими в своем творчестве.
Я же хочу, чтобы каждый для себя что-то понял из моего концерта. Чтобы человек задумался о своих чувствах и как реагировать на происходящее вокруг. Это может быть как положительная эмоция, так и воспоминания о чем-то негативном. Главное — чтобы слушатель мог проанализировать свои ощущения и найти свою собственную интерпретацию музыки.
Будущее
Пока что в планах провести новое шоу в нескольких российских городах. Сейчас, мы подтверждаем даты в Казани, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и Перми.
В октябре собираюсь поехать в Германию, чтобы наконец выпустить альбом с виолончелистом Гаго Макичяном. Еще мы думаем записать этот концерт в «Суперметалле» и, возможно, выпустить симфоническую версию альбомом.
Наше шоу будет интересным не только для российской, но и для европейской аудитории. Мне кажется, что рано или поздно это все начнет заканчиваться (Речь о кэнселлинге артистов. — Прим. ред.). К тому же, когда что-то запрещено, это вызывает у людей еще больший интерес. Русская культура уже переживала такие вещи, и я считаю, что она всегда будет. Я вижу себя даже ее неким проводником, поэтому очень хочется выступить с концертом не только в России, но и в Европе, США и других странах.
Плейлист Николы Мельникова
«3 Years of Leaden Sky»
Nikola Melnikov & Octo Ensemble Live
— Композиция из моего фортепианного концерта «Octo», которую мы исполняем с прекраснейшим виолончелистом Гаго Макичяном. Вообще виолончель — мой самый любимый инструмент после рояля. Она существует во всех звуковых регистрах: может играть как низко, так и высоко. Сейчас я готовлю версию для симфонического оркестра — я исполню ее на концерте 10 августа. Сочетание электронного баса и пронизывающее звучание синтезатора Prophet-6 наберет иную мощь.
«Says»
Nils Frahm (Live from BBC Proms 2015)
Легендарное выступление немецкого пианиста и композитора Нильса Фрама в Роял-Альберт-Холл. Для моих ушей абсолютный мед — выдержанные линии секвенсора, приправленные реверберацией винтажного Roland Space Echo, кастомное фортепиано, которое собрал сам Нильс, и мощное завершение на концертном рояле.
Нильс — один из моих любимых композиторов. Мы познакомились с ним, когда мне было 16 лет. Он приехал в Россию с концертом в первый раз. Я подарил ему диск со своей музыкой, которая ему очень понравилась. Периодически я участвую в его международном фестивале Piano Day — он проводится в 88-й день года в честь 88 клавиш фортепиано.
«Live»
Ólafur Arnalds, from Hafursey, in Iceland for Cercle
Новый лайф от композитора из Исландии Оулавюра Арнальдса — покровителя звучания нежного фортепиано. Его умение вплетать струнные и подбирать исполнителей — еще одно подтверждение тому, что в «ледяной стране» живут необыкновенно талантливые музыканты. Для меня творчество Оулавюра стоит на одном уровне с современным композитором Максом Рихтером.
«Zosmo»
Nikola Melnikov & Max Sorokin
Один из моих первых релизов на лейбле Anjunadeep из топ-3 мира танцевальной музыки. Ребят зацепило то, как я использую сочетание фортепиано, аналоговых синтезаторов и мощной танцевальной бочки. «Zosmo» я написал лет шесть назад, когда ездил с объединением Esthetic Joys на летний Bosco Fresh Fest. Тогда его темой был космос — нам показывали телескопы и рассказывали о двойных звездах. В честь одной из таких звезд я и решил назвать композицию.
«The Melody»
francesco tristano & carl craig
Звучание Франческо Тристано более дерзкое, чем в предыдущих композициях из подборки. Интересно, что именно этот человек «притащил» рояль на вечеринки и привлек таких пионеров техно, как Деррик Мэй и Карл Крейг. Сейчас Тристано отошел от электроники и вернулся к классическим корням, но его эксперименты сильно вдохновляли меня в мои 18−19 лет.
«Piano Day»
Hania Rani
Возвращаемся к нежному звучанию. Каждый лайв Хании Рани — яркое и захватывающее музыкальное путешествие. Она поет и использует различные клавишные инструменты, причем с глубочайшим погружением. А еще у этой девушки из Польши невероятная визуальная составляющая. Когда я снимал клип на Байкале, мы вдохновлялись ее видео.
«Arte Concert»
Grandbrothers from Cologne Cathedral
Уже в названии дуэта подчеркивается его принадлежность к grand piano (рояль на русском). Музыканты сочетают электронику и инструмент, который препарируют особым образом. Некоторые струны заворачивают в оболочки, какие-то обвязывают металлическими лесками. В результате из клавиш получаются ударные звуки, а рояль превращается в драм-машину.
Фотографии: обложка, 1, 2, 3, 4 — Даниил Никулин/Никола Мельников