Текст: Яся Контарь

Чаще всего музыку The Omy относят к психоделическому року, хотя участникам группы не нравятся такие строгие определения. Живые барабаны у них соседствуют с драм-машинами, а саксофон с фанковыми грувами, тяжелыми риффами и джангловыми битами. Единственный подходящий жанр — это «экспериментальный» джаз, рок... Неясно. 11 июля столичный квинтет выпустил второй студийный альбом «Слон» — квинтэссенцию характерного для The Omy свободного музыкального полета, дополненного агрессивным речитативом, брейкбитом и семплом из прощальной речи Бориса Ельцина.

Из-за спецоперации во время записи и сведения альбома участники находились в разных странах: Игорь Волков (вокал) — в Армении, Сергей Храмцевич (саксофон) с Ильей Кручининым (барабаны) — в Грузии, а Глеб (бас) — и вовсе в Бразилии. Даниэль Измайлов (гитара, электроника) всю работу делал в Москве. «Случайное стечение обстоятельств и людей — именно так можно описать наше творчество», — говорят музыканты. И «Слон» — отличное тому подтверждение. «Наш новый альбом — это искусно препарированный беспорядок, преломленный в новые музыкальные идеи, звуковая оверсатурация, полная разнообразных отсылок: от Danny Brown и Death Grips до Badbadnotgood и Мэрилина Мэнсона», — продолжают они.

«Дебютный EP „In My Blood“ и два последующих полноформатных альбома „The Omy“ и „Слон“ — три вехи, которые отражают разные периоды времени и нашего творчества. Но во многом есть преемственность. Мы не бросили то, с чего начинали, — оставили саксофон и много хаотичной импровизации», — подмечает Игорь Волков.

«Первый релиз „In My Blood“ звучал как The Stooges и The Black Angels — такой современный психодел-рок, — рассказывает гитарист группы Даниэль Измайлов. — Со временем наше звучание многократно менялось, а „In My Blood“ стал нашим первым и последним моностилистическим треком. Во время записи дебютного альбома „The Omy“ к нам присоединился барабанщик Илья Кручинин, и мы попали под сильное влияние импровизационной музыки и фри-джаза. Второй альбом „Слон“ и вовсе должен был напоминать Death Grips или Machine Girl, но получилось иначе». Впрочем, подобная непредсказуемость в группе касается не только написания музыки, но и текстов. Так, большая часть композиций с нового альбома «Слон» была придумана музыкантами в процессе словесных импровизаций на выступлениях, случайного генерирования слов и даже пересказывания снов. Точное происхождение песни «ОК» и вовсе неизвестно.

«Большой Город» попросил музыкантов The Omy рассказать о том, как создавалась вторая пластинка группы и при чем тут слон.

«Бабла»

Трек стал заглавным на альбоме, иронично открыв наше выступление на шоукейс-фестивале New/Open в Екатеринбурге. Он о том, что всем нам нужны деньги на хорошие дела и не только. А еще в нем поется: «Дай мне бабла, дай мне денег», а затем: «Новый год в тюрьме». Надеемся, что, несмотря на то, что мы выиграли денежный грант на фестивале, наш новый год не случится в месте из песни.

«Только не я»

Это стремление высмеять себя и свое поведение, которое мы можем наблюдать и среди других людей. В основе сингла — история о герое, который иронизирует над самим собой, национальным конформизмом и несостоявшимся будущем (за которое, кстати, Ельцин в треке извиняется), резюмируя, к чему приводит отсутствие позиции. С лирической точки зрения — не факт, что главный герой остался на родине. Возможно, он эмигрировал и сейчас переживает это состояние в другом месте. Отчасти лирическая составляющая — фотографическая. Изначально, когда Игорь уехал в Армению, он остро чувствовал свою невысказанность — ничего особо не постил, на митинги не ходил. Отсутствие своих действий он решил осудить в этом треке.

«Dope»

C этого трека все началось. Был Международный день пива, мы пришли на репетиционную точку и решили впервые добавить в нашу музыку больше электроники. У нас был один ноутбук и драм-машина — в итоге получилась битовая история, которая предвосхитила отношение к звуку в последующих треках на нашем альбоме. Это была полная музыкальная импровизация, текстом же стал поток сознания Игоря Волкова. «Dope» — это заговор на кайф и гедонизм, состояние, которое ты не в силах остановить. Для большей иллюстративности можно представить животных, совокупляющихся на Discovery Channel, или рейверов во время танца «святого Вита» (танец с беспорядочными, нерегулярными движениями во время рейва. — Прим. ред.).

«Слон»

После начала спецоперации Даниэль вместе с Ильей и Сережей начали жить в одном районе. В этом районе есть прекрасное место — кафе «Северянин», где 50 граммов водки стоят 50 рублей. Там всегда происходит одновременно очень психоделическая и бардовская движуха, участниками которой становятся как местные забулдыги, так и милые студентки из общежития ВГИКа. Обычно в это место мы приходили выпить по 100 граммов перед студией и обсудить дальнейший план действий. В момент обсуждения «Слона» все закончилось литром водки и не только. После чего мы приехали на студию и поняли, что просто не можем ничего сделать. Тогда на студию приехал Сережа Храмцевич с подругой и предложил записать старую демку «Шмон». Желая выпендриться перед подругой, Сережа сделал из пятиминутной демки 20-минутный луп и отыграл под него на баритон-саксофоне так хорошо, что трек выстроился сам по себе. Ближе к вечеру Сережа уехал в клуб Козлова (джаз-клуб Алексея Козлова. — Прим. ред.) и вернулся из него с контрабасистом, который записал нам бас. Когда дело дошло до голоса, Игорь спел только половину трека, а потом заболел ангиной, и мы решили позвать нашего друга Андрея Тарасова («Источник»), который спел партию тигра и помог довести песню до конца.

«Заслон»

Это продолжение «Слона» — результат всех музыкальных сессий, связанных с ним. Когда мы открыли для себя, что эта песня отлично собирается, мы начали слой за слоем писать барабанные и гитарные импровизации, вставили партии саксофона и контрабаса. Так постепенно образовалась красивая визионерская история. С каждым разом можно раскрыть для себя новые слои — это своеобразный инструментальный заслон.

«Flows»

«Flows», как и «Dope», транслирует одержимость. Однако если в «Dope» речь идет о гедонизме и плотских утехах, то во «Flows» поется о душевном состоянии, моральных вопросах и принятии зла (и добра) в себе. По сути, это путь признания самого себя. Изначально трек назывался «Новый год», потому что главный риф был придуман в Новый год, который мы отмечали вместе с Даниэлем, Игорем и нашим бывшим клавишником Сережей. При этом ничего про сам праздник в песне нет и не было. Название «Flows» трек получил в момент отправки на стриминги.

«Умереть/воскреснуть»

Изначально текст состоял из абстрактного набора слов — каждый концерт он придумывался на ходу и никогда не был оформлен до конца. У нас было несколько записей с концертов, во время которых у Игоря была «рыба» (набор случайных слов. — Прим. ред.), которую он произносил. Мы собрали из записей абстрактный кусок прикольных текстовых материалов: сначала подбирали слова, а только потом смотрели, что они значат. Сам же припев был создан случайно.

«ОК»

В начале марта этого года Даниэль находился в состоянии стресса и аффекта. Однажды утром он проснулся и увидел у себя в компьютере готовый проект в Ableton Live. Он не помнил, как и когда его записал, и, решив, что трек создался сам по себе, назвал его «ОК».

«Ulady Woilokoff»

Примерно в одно время с «ОК» Даниэлю приснился странный сон, где он со своей подругой оказался около местной достопримечательности — крематория, в который весь город ходил как на аттракцион. Поднявшись на второй этаж здания, он попал на техно-вечеринку, а затем обнаружил другую комнату со стульями, расставленными как на семинаре Тони Роббинса. Даниэль сразу понял, что сейчас там будет «инфоцыганское» выступление, и решил разоблачить спикера. Тот [спикер] согласился на авантюру, но попросил называть его не Влэди Войлоков, а Улэдий Войлоков (Ulady Woilokoff). Оказалось, что это было заклинание. После произношения «Улэдий Войлоков» голос Даниэля сломался и над ним начали смеяться все гости встречи. Расстроившись из-за неудачного разоблачения Даниэль пошел в гримерку, а затем встретил в дверном проходе Илью, который пригласил его в 303 аудиторию для обсуждения «философского вопроса». На этом моменте Даниэль проснулся и предложил создать персонажа Ulady Woilokoff.

«16 words»

Свинское хулиганское отродье. 23 февраля к Игорю в гости приехал Глеб, чтобы составить расписание работы над альбомом и записать тромбон. Однако из-за того, что Глеб не умел играть на тромбоне, звучание было настолько отвратительным, что стало гениальным. Мы решили оставить только его и не добавлять никаких саксофонов. С точки зрения текста мы смешали русские и английские слова, сделав что-то вроде ложного перевода, когда ребята на английские реплики отвечают русскими.

Московская презентация альбома «Слон» состоится 4 августа на площадке Aglomerat. Билеты здесь.

ФОТОГРАФИИ: The Omy