12 фактов о симфоническом оркестре, о которых вы не знали
Рассказывает музыковед Надежда Травина
Симфонический оркестр есть в любой филармонии мира и в каждом академическом зале, где звучит классическая музыка. Публика ходит слушать сочинения современников и великих композиторов разных эпох, которые оживают благодаря музыкантам. Это целый мир со своим укладом, образом жизни, правилами.
В эпоху электронной музыки и семплирования ценность симфонического оркестра, в котором звуки извлекаются акустически, в режиме реального времени, трудно переоценить. Он способен создать безудержный вихрь звуков, погрузить в царство мелодий, дать возможность ощутить, как на наших глазах рождается магия. Уникальность симфонического оркестра — не только в мощном и богатейшем звуковом ландшафте, который может создать коллектив без подзвучки. Но и в коллективном real-time-перформансе высококлассных музыкантов, объединенных общей идеей.
14 декабря фестиваль актуальной музыки Sound Up представит премьеру концерта-перформанса Inside the Orchestra. Проект расскажет, как устроен организм симфонического оркестра, предоставит слушателям возможность узнать его изнутри и пережить особый музыкальный опыт. Фестивальный оркестр Sound Up Orchestra под управлением дирижера Станислава Малышева исполнит музыку современного композитора Ильи Демуцкого.
Специально для журнала «Большой Город» музыковед Надежда Травина составила подборку любопытных фактов о симфоническом оркестре, о которых вы, возможно, не знали.
1. «Оркестр» происходит от слова «орхестры». Так в Древней Греции называли круглую площадку перед сценой в театре, где размещался хор, актеры и ансамбль инструменталистов. Состав сопровождал сценическое действие, был частью представления. Сегодня музыканты оркестра располагаются либо на сцене — на концертах академической музыки, либо в оркестровой яме — в оперных и балетных спектаклях.
2. Первым, кто решил посадить оркестр в оркестровую яму, был немецкий композитор Рихард Вагнер. Он полагал, что аккомпанирующий оркестр должен быть скрыт от зрителя, чтобы не разрушать творящуюся на сцене магию. В 1876 году состоялось первое представление с оркестровой ямой на фестивале в Байройте. С тех пор эксперимент стал привычным явлением в любом музыкальном театре. Оркестровая яма может быть частью площадки и трансформироваться под различные художественные задумки.
3. Традиционный состав симфонического оркестра включает четыре секции инструментов: струнные (скрипки, альты, виолончели, контрабасы), деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы), медные духовые (валторны, трубы, тромбоны, тубы) и ударные (барабаны, литавры, тарелки, треугольники). Симфонический оркестр, — в том виде, в котором мы привыкли его видеть, — начал формироваться на рубеже XVIII–XIX века и окончательно сложился в Девятой симфонии Людвига ван Бетховена. Позже композиторы стали добавлять дополнительные инструменты для усиления звучания, состав значительно расширился. Сейчас оркестр может включать в себя огромное количество инструментов и даже предметов, которые могут издавать эффектный звук: пенопласт, стекло, игрушечное пианино, бубенцы.
4. В симфоническом оркестре играет от 50 человек и больше — все зависит от сочинения и площадки, на которой проходит концерт. Самое большое количество музыкантов было зафиксировано в 1964 году на стадионе «Уллевол» в Осло — 20 100 человек. В наши дни симфонический оркестр выступает не только в концертных залах, но и в музеях, лофтах и очень часто — на природе, в формате опен-эйр.
5. Изначально симфонический оркестр исполнял симфонии — трех- и четырехчастные произведения с контрастным звучанием, характером, индивидуальным темпом каждой части. Первая часть называется Allegro, и она, как правило, подвижная: в ней композитор показывает две яркие темы, которые на протяжении всего развития сталкиваются и словно соперничают друг с другом. Вторая часть — Andante, медленная, лирическая: это некая передышка после предыдущей бури. Третья — либо юмористическое скерцо, звучащее в крайне стремительном темпе, либо галантный неторопливый менуэт. Финал же — синтез всех тем симфонии, который подводит итог сочинению и ставит яркую точку в конце.
Сергей Прокофьев. «Классическая симфония»
Prokofjew: 1. Sinfonie («Symphonie classique») ∙ hr-Sinfonieorchester ∙ François Leleux
Хотя симфонии были придуманы 300 лет назад, современные композиторы также пишут музыку в этом жанре, который, приобрел другой вид. У каждого есть в багаже пьеса, созданная для симфонического оркестра — как для классического состава, так и для более экспериментального, с добавлением специфических по звучанию инструментов. Оркестр продолжает исполнять не только симфонии, но жанры другой музыки: старинной, классической, современной, музыку из кинофильмов и сериалов и даже каверы на популярные поп- и рок-хиты.
6. У симфонического оркестра есть две схемы рассадки. Первая — так называемая немецкая. Скрипки находятся по разным сторонам от дирижера: первые (основные) — слева от дирижера, вторые (аккомпанирующие) — справа. В самом сердце оркестра, в середине — виолончели, альты, а также более прозрачные по звучанию инструменты — флейты, гобои, кларнеты. Позади них восседают медные духовые, обладающие низким густым тембром, и ударные, способные заглушить целый оркестр.
Вторая схема — американская, ее придумал в 40-х годах дирижер Леопольд Стоковский. Группа первых скрипок соединена по своему местоположению с группой вторых — слева от дирижера. Альты, виолончели и контрабасы — справа, а в центре все также царствуют деревянные духовые. Выбор схемы зависит от акустики зала, расположения сцены и количества оркестрантов. Например, в Московской филармонии используют американскую рассадку, а Национальный филармонический оркестр — немецкую. Композиторы, желающие достичь особого акустического эффекта или добавить в исполнение элемент перформанса, могут изобретать новую рассадку.
7. Наверное, каждый слушатель хоть раз обратил внимание, что перед началом концерта музыканты что-то проверяют на инструментах, издают звуки без указания дирижера. Так происходит настройка оркестра, которая необходима для качественного благозвучного исполнения. Чистоту и строй звучания определяет одна-единственная нота — ля. Именно ля музыканты всегда берут, перед тем как начать играть.
Почему ля? В 1711 году придворный трубач английской королевы Джон Шор изобрел металлический предмет, похожий на вилку, и назвал его камертоном. Если по нему ударить, концы начинали свободно колебаться и появлялся звук, который стал эталоном высоты при настройке инструментов. Музыканты присвоили звук ноте ля, и от него решили отсчитывать настройку и других инструментов.
8. Сначала композиторы не уточняли, для какого инструмента писали партию, они в принципе могли исполняться на любом инструменте. Революцию совершил в XVII веке Клаудио Монтеверди. Композитор четко обозначил, какие инструменты должны сопровождать его оперу «Орфей», и указал для них партии. С тех пор сложилась традиция записи всех инструментов в партитуре. Сегодня музыканты играют по партии своего инструмента. Они сопровождают детальные указания композитора по поводу штрихов, приемов взятия звука, обозначения темпа и характера той или иной темы. Дирижер же ориентируется на партитуру — сведенные воедино партии. Партитура — это большая увесистая книга объемом в сотни страниц, в которой партия каждого инструмента записана друг под другом.
9. Дирижер — лидер симфонического оркестра. Он не только помогает оркестру исполнить произведение, но и берет на себя художественную функцию интерпретирования. Дирижер задает темп сочинению, следит за качеством звучания всех оркестровых групп, точностью взятия штрихов, динамики и других элементов партитуры. Имеет узнаваемый почерк, индивидуальную трактовку произведений, которая отличает его от других. У каждого маститого дирижера есть свои фишки. Например, Теодор Курентзис любит подчеркивать контрасты: оркестр musicAeterna быстрый темп превращает стремительный, а неторопливый — в крайне медленный. А Валерий Гергиев обращает внимание на мелкиее детали сочинения, благодаря которым оно звучит по-новому, свежо. Такие любопытные интерпретации могут быть характерны не только для разных пьес, но для одного и того же сочинения.
10. Долгое время функции дирижера выполнял один из музыкантов оркестра — он играл на клавесине, скрипке или органе и визуально не выделялся. Но когда состав инструментов и оркестр стал увеличиваться, необходимость отдельного музыканта, контролирующего исключительно исполнение партитуры — того, на кого будут смотреть остальные, — стала крайне необходимой. Дирижер стал самостоятельной единицей оркестра. Первыми, кто встал перед оркестром, были Гектор Берлиоз и Рихард Вагнер. Стоит ли говорить о том, какой ошеломительный эффект они тогда произвели.
11. Есть и симфонический оркестр, который всегда выступает без дирижера. Это Первый симфонический оркестр Моссовета, или Персимфанс. Музыканты ориентируются на концертмейстера — первую скрипку, который сидит чуть в стороне, на возвышении. В 1922 году Персимфанс создал скрипач Лев Цейтлин, взяв за основу идеологическую составляющую: все музыканты равны и самоценны, никто никем не управляет, каждый может во время репетиции высказать свою точку зрения. Следуя концертной практике того времени, Персимфанс выступал не только в академических залах, но и на заводах и в рабочих Домах культуры с музыкой Чайковского, Рахманинова, Бетховена. Это было не любительское музицирование, а профессиональное исполнение, не имеющее аналогов в мире. Теперь Персимфанс играет самую разную музыку — от барокко до пьес современных композиторов.
12. Дирижерская палочка была изобретена в 1812 году Игнацем фон Мозелем. Она делает дирижерский жест более точным и фиксированным, служит ориентиром музыкантам. Дирижер либо направляет ее к конкретной группе инструментов или к солисту, либо дает общий посыл всему оркестру. До изобретения палочки использовались разные предметы — рулон нот, трубка из шерсти и массивная трость под названием баттута. Последняя даже стала причиной смерти композитора и дирижера Жан-Батиста Люлли, который ранил себя этим предметом во время исполнения.
Сочинения для симфонического оркестра, которые рекомендуется послушать
1. Йозеф Гайдн. Симфония № 103
2. Гектор Берлиоз. Фантастическая симфония
3. Густав Малер. Симфония № 3
4. Владимир Горлинский. «Терракотовый»
5. Людвиг ван Бетховен. Симфония № 9 в исполнении Персимфанса
6. Джон Лютер Адамс. Вecome Ocean
7. Мика Леви. Creation
Фотографии: Sound Up