Группу «Базар» как-то называли «кальян-рэпом здорового человека», но сейчас их пестрый на аранжировки и витиеватый звук, скорее, напоминает регги и латино-эксперименты ламповых групп вроде «Паперный ТАМ» и Markscheider Kunst, которые выступали в «Китайском летчике» и «Вермеле» в середине 90-х. Слушая лирические пассажи нынешнего «Базара», вспоминаешь и о Петре Наличе — герое уже 2010-х, но музыканта, транслирующего в целом похожую атмосферу (интеллигентскую?). Нечто вроде ироничного городского романса на современный манер, назовем это так. При этом музыка «Базара» совсем не отвлеченная — они поют про здесь и сейчас. Про тяжесть разлуки, про то, «как петь о любви, когда небо горит».

Автор: Паша Яблонский

«Большой Город» представляет свежий альбом «Базара», записанный в Ереване, куда перебрались музыканты.

— Расскажите о жизни участников группы «Базар» — где вы сейчас живете, как устроились?

Устроились хорошо, живем в районе Зейтун на севере Еревана. До Каскада 40 минут пешком — это приятно, тем более что идешь временами по серпантину. Мы уехали с бандой друзей, сняли дом с 4 комнатами, нас то четверо, то двое, то трое. Платим около 25 тысяч рублей за комнату каждый.

— Почему переехали именно в Ереван?

— Вначале планировали в Алматы, но друг Артем сказал, дескать, зачем в Алматы, в Ереван чаще туристами ездят. И вот мы здесь уже пару месяцев.

— Куда ходите есть, что нравится, что не нравится? Какие планы на жизнь?

— Планы на жизнь у нас давно не меняются: пишем. Меняется только интенсивность. В Ереване красивый центр, и до декабря было тепло и солнечно. Красивых кафе в центре в достатке, и, судя по всему, даже зимой бывают дни, когда можно расположиться на веранде, пусть в зимней одежде и вблизи от пламени обогревателя. Это тоже приятно. А в ясную погоду видно Арарат — опять-таки, дорогого стоит.

— Каково было записываться в Армении? Скрипки и духовые — это живые инструменты? Как вы это организовывали?

 Мы привезли с собой комп, звуковую карту и микрофон. На месте купили гитары и укулеле. Жаль, что так называемая комната [для записи музыки] стала чуть хуже. Точнее акустика в ней, так как в Москве у нас висело шумоподавление, здесь вряд ли мы настолько обживемся, к тому же стены сверлить едва ли позволят. Скрипку и трубу записывал в Москве наш гениальный друг Денис Новиков, а на тромбоне играл Константин Воронов.

1. «Papá»

Почему вы решили начать альбом именно с песни про папу? Не было ли какой-то (свойственной многим мужчинам) неловкости — открыто петь об этом?

— Альбом начинается с песни «Papá» ненамеренно. Это песня скорее не про отца, а про девочку, которой его не хватало. В общем, песня не про нас.

Почему вообще мужчинам, особенно в России, так тяжело проговаривать подобные вещи? Как думаете, насколько это важно именно сейчас?

— Связи между текущей ситуацией и проговариванием семейных проблем мы, честно говоря, не видим. С собой и близкими наверняка важно быть искренним, но это, кажется, долгий разговор для отдельного интервью. Если речь про то, что конфликт разделил семьи на сторонников и противников, то здесь, наверное, проговаривать нечего, потому что нельзя взрослого и солидарного с пропагандой человека заставить стать настолько рефлексирующим, чтобы фундаментально поменять отношение к этой трагедии.

2. «Сколько лет»

— Вторая песня — про созависимые отношения и неумение «отпустить»? Или же это про разлуку, связанную с нынешним временем?

 В песне нет одной конкретной темы, это некоторое жизнеописание. Про то, как живется и чувствуется в обстоятельствах личного и глобального масштабов. Песня про возраст, про ужасающую ситуацию в стране, про карьеру и так далее.

— Строчка «Продали гитару, чтоб свалить от беспредела» — это правда?

 Мы действительно многое продали, из того, что было в Москве, что логично, при переезде остро потребовались деньги.

3. «Милая моя»

— Эта песня мне напомнила Петра Налича — как вы к нему относитесь? У него, правда, песни предельно ироничны. а у вас?

 К Наличу отношение самое прекрасное. Нам не казалось, что это песня в его стиле, но пусть так. Когда мы писали «Милую», хотелось поэкспериментировать с бандитской латиной. Латина не нова для нас, но делать ее с оттенками шансона мы стали недавно, с песни «Сердце поэта». Обе эти песни, к счастью, весьма ироничны.

4. «Шансы»

 В песне «Шансы» описываются переживания мужчины, который устал испытывать холод во взаимоотношениях с девушкой и решает, что им лучше расстаться. Настроение у песни не самое позитивное, почти трагическое. У песни достаточно необычное для русскоязычной музыки звучание. Ритм, тембры инструментов, обилие духовых и струнных. Вообще, сюжеты и смыслы сами по себе для нас не имеют большого значения, намного важнее их сочетание с музыкой.

5. «Расскажи мне»

— Я вот часто себя останавливаю на том, что много думаю о личных проблемах — в то же самое время, когда небо горит, — и от этого немного неловко. При этом понятно, что думать постоянно о другом тоже не получается. Как найти этот баланс?

— Баланса, скорее всего, быть не может. Я [Митя], как автор текста, до сих пор не уверен, правильно ли выпускать подобные песни. Но учитывая, что я также не понимаю, а правильно ли выпускать любые другие песни… Тогда и осознаю, что никогда не найду верного ответа. Но думаю, что если все бросят свою (честную) работу, то все будет только хуже. Так уж вышло, что наша работа — писать песни. Больше нам деньги брать неоткуда. Важно отметить, что в песне не стоит вопрос «Как именно петь о любви в нелегкое время, когда не до музыки?». Имеется в виду: «Я чувствую, что мне нет никакого дела до моей жизни и до моей работы в это ужасающее время».

Фотографии: «Базар»