Знакомьтесь, Филип Гласс: 7 произведений великого минималиста, которые стоит послушать
К российской премьере сочинения Филипа Гласса «Another Look at Harmony. Part IV» от Sound Up
23 апреля фестиваль Sound Up представит российскую премьеру сочинения Филипа Гласса «Another Look at Harmony. Part IV». Медитативное произведение для хора и органа будет исполнено в стенах Кафедрального собора святых апостолов Петра и Павла.
Главный герой перформанса Sound Up — американский композитор Филип Гласс. Один из лидеров клана музыкальных минималистов, в конце 70-х годов он вывел минимализм из андеграунда сначала на оперную сцену, а затем — на большие экраны. Благодаря кино Гласс стал известен за пределами узкого круга меломанов: его саундтреки звучат в «Шоу Трумана», «Левиафане», «Иллюзионисте» и даже «Фантастической четверке». Некогда нью-йоркский таксист и слесарь, сегодня Гласс — один из самых популярных и часто исполняемых композиторов планеты.
Музыковед и композитор Элина Андрианова рассказывает о семи музыкальных произведениях, которые раскрывают творчество американского маверика с разных сторон.
«One Plus One» (1968)
Раннее сочинение, в котором впервые проявилась самобытность Гласса как композитора
Устройство пьесы отсылает к индийской музыке, которой Гласс всерьез увлекся в молодости. Будучи новоиспеченным выпускником Джульярдской школы, Гласс поехал в Европу к легендарному педагогу и наставнику композиторов Наде Буланже. В Париже произошло судьбоносное знакомство с индийским ситаристом Рави Шанкаром, перевернувшее представления молодого композитора о ритме.
Если в западной музыке время мыслится как нечто цельное, что затем «разрезается на ломти», то в индийской традиции крупные временные отрезки строятся путем соединения ритмических микроячеек. На принципе прибавления долей друг к другу и построена пьеса «1 + 1». В ее основе — две крошечные ритмические формулы, которые можно повторять и соединять любым образом. В «1 + 1» нет ничего, кроме ритма, перформер отбивает его ладонями, пальцами и кулаками по столу, к которому прикреплены микрофоны. Композиция определила дальнейшие поиски Гласса в области ритма и вывела его на дорогу минимализма.
«Music in Twelve Parts» (1971–1974)
Монумент американскому минимализму 70-х годов. Гласс смешал характерные черты экспериментального направления в крайне высокой концентрации
Те, кто поверхностно знаком с творчеством Гласса, обычно представляют его автором «комфортной» музыки, которую можно часами слушать в фоновом режиме. Такую репутацию Глассу составили его поздние коммерчески успешные работы. В их бесхитростной простоте, покорившей широкую аудиторию, сложно узнать некогда дерзкого новатора и автора бескомпромиссной «Музыки на 12 голосов».
Число в названии изначально указывало на количество голосов, но за три года сочинения пьеса разрослась до 12 частей — на ее исполнение понадобится около четырех часов. Звуковой ландшафт эпических масштабов строится из одинаковых ритмических блоков-паттернов. Многочасовой хронометраж, статика, калейдоскопические повторы ритмических структур призваны погрузить слушателя в состояние транса. В этом стремлении, конечно, угадывается интерес Гласса к неевропейским культурам и идеям дзен-буддизма, а также общий дух эпохи нью-эйджа.
«North Star» (1977)
Фирменное звучание Philip Glass Ensemble на альбоме, посвященном скульптору Марку ди Суверо
Говоря о творчестве Гласса, сложно пройти мимо Philip Glass Ensemble, вместе с которым он исполнял свою музыку не один десяток лет. Гласс сколотил коллектив в конце 60-х вслед за своим однокурсником по Джульярду Стивом Райхом. Тогда они, оба еще малоизвестные композиторы из нью-йоркского даунтауна, без денег и контактов в профессиональной среде, собрали единомышленников в маленькие ансамбли наподобие рок-групп.
Состав раннего Philip Glass Ensemble — клавишные и деревянные духовые, в первую очередь электроорган и саксофоны; с ними Гласс миксовал голоса и другие сольные инструменты. Фишкой ансамбля стали совсем не свойственные академической музыке усилители, которые добавляют не только громкость, но и легкий эффект овердрайва — здесь снова дает о себе знать близость Гласса к рок-музыке.
Альбом «North Star» — пример классического звучания Philip Glass Ensemble 70-х годов. В первую очередь она запоминается обилием винтажных электроорганов — на записи использованы Farfisa, Hammond и Yamaha, на которых в ансамбле в те времена играл сам Гласс. Это уже не минимализм чистой воды: здесь нет дзеновской протяженности, редкий трек длится дольше четырех минут. Вся музыка на альбоме была сочинена для документального фильма о прославленном американском скульпторе Марке ди Суверо. Каждая пьеса альбома носит имя одной из работ художника, а заглавие всей пластинки посвящено знаменитой скульптуре ди Суверо из стальных балок, показанных на громкой монографической выставке под открытым небом в Париже в 1975 году.
Опера «Эйнштейн на пляже» (1978)
Культовая опера Гласса — первый опыт в театре и первый громкий успех композитора
Этой оперой закончилась история минимализма как экспериментального направления, обитавшего в подполье, и началась громкая слава Гласса.
«Эйнштейна на пляже» композитор создал совместно с культовым театральным режиссером Робертом Уилсоном, и здесь все не как в традиционной опере. Либретто, строго говоря, нет. Его заменяют тексты подростка с аутизмом Кристофера Ноулза, с которым общался Уилсон, простой счет и названия пропеваемых нот, иначе говоря, сольмизация. Сюжета тоже нет, как и главных героев. Грандиозные медленные сцены — прибытия поезда, суда и запуска космического корабля — сопровождает минималистская музыка в исполнении ансамбля, больше похожего на рок-группу.
«Эйнштейн на пляже» плохо поддается дешифровке: несмотря ни на какой анализ, в нем всегда остается что-то неразгаданное. Хотя Гласс и Уилсон породили моду на подобный тип музыкального спектакля, в котором драма заменяется абсурдным действом, а позже по отдельности пытались повторить этот успех, «Эйнштейн...» остался единственным в своем роде. Сюрреалистическим сном в голубых тонах.
Симфония «Low» (1992)
Симфония по мотивам первого совместного альбома Дэвида Боуи и Брайна Ино
После успеха «Эйнштейна на пляже» популярность Гласса, как и открытого им широкой публике минимализма, начали расти в геометрической прогрессии. От эмбиента и постпанка до техно и диско — влияние этого направления стало всепроникающим.
В начале 70-х годов произведения Гласса впервые услышал Дэвид Боуи: впечатления от знакомства с минималистскими опусами слышны в первых двух альбомах экспериментальной «Берлинской трилогии» — «Low» и «Heroes» (1977). Примечательно, что запись трилогии продюсировал первопроходец эмбиента Брайан Ино, чья музыка сама по себе представляет пример плодотворного влияния минимализма.
Когда в 90-е Гласс впервые обратился к жанру симфонии, он сделал ответный оммаж Боуи и Ино в оркестровой партитуре «Low», отсылая к их первому совместному альбому. Гласс, разумеется, не делал аранжировки песен, а написал трехчастный симфонический цикл, в котором любой поклонник Боуи отгадает знакомые мелодии из «Subterraneans», «Some Are» и «Warszawa».
После Симфонии «Low» Гласс создал еще две симфонии, «Heroes» и «Lodger», тем самым завершив трилогию в честь Боуи и свою самую масштабную коллаборацию с поп-артистом.
«Another Look at Harmony. Part IV» (1975)
Еще один взгляд Гласса на гармонию и наследие старинной европейской музыки
В метацикле «Another Look at Harmony» Гласс искал новый синтез минималистских ритмических приемов и гармонии, тем самым открыв новую главу своего творчества. Четыре части написаны для разных составов, а финал грандиозной тетралогии звучит в исполнении хора и органа.
«Another Look at Harmony. Part IV» Гласс сочинял одновременно с «Эйнштейном на пляже», и в этих партитурах легко можно обнаружить общие приметы. Самая важная из них — это наличие структурной гармонии. Неслучайно и то, что партия хора напоминает григорианский хорал — обращаясь к традиции одноголосного пения, распространенного в эпоху Средневековья и Раннего Возрождения, Гласс ретроспективно охватывает всю историю западной музыки, размышляя, как менялось значение ритма и гармонии. «Another Look at Harmony. Part IV» — образцовый пример медиативного минимализма, а хор в сопровождении органа — тот состав, который стоит слушать вживую и в подходящей акустике. 23 апреля на событии фестиваля Sound Up у российских меломанов впервые появится возможность оценить это произведение в концертном исполнении в антураже неоготического собора.
«Койяанискаци» (1983)
Саундтрек к документальному шедевру Годфри Реджио о западной цивилизации
Для широкой аудитории Гласс — в первую очередь автор саундтреков к фильмам, а затем уже авангардный экспериментатор и отец-основатель минимализма. «Койяанискаци» стала первой работой Гласса в кино и, пожалуй, одной из его самых сильных по эмоциональному воздействию партитур.
«Койяанискаци» — фильм о жизни вне равновесия, на которую обречены представители современной западной цивилизации, выбрав путь бесконтрольного технического прогресса. Документальная лента Годфри Реджио не рассказывает историю в привычном смысле и представляет собой тот редкий тип кино, где режиссер и композитор являются в равной степени авторами. Реджио отказался от актеров, текста и повествования как такового: молчаливые урбанистические пейзажи, снятые в технологии slow motion, «комментирует» только музыка Гласса.
Обложка: Philipglass.com