С 2 по 24 сентября в Музее современного искусства «Гараж» состоится кинопрограмма «Титановые маргаритки», посвященная феномену женского взгляда в кинематографе.

«Во многих фильмах женские персонажи используются для того, чтобы лучше раскрыть главного героя — мужчину. „Женский взгляд“ меняет уклад в кинематографе, демонстрируя самостоятельность героинь на экране и их способность на ответный взгляд в сторону наблюдателя. Это свойство превращает „женский взгляд“ в инструмент политического высказывания и борьбы за равенство прав», — объясняют идею в музее. 

Автор: Настя Харченко

«Женский взгляд» — это не единый концепт, который может быть одинаково применим, ведь жизненный опыт каждой женщины уникален, а на его основе и создается художественное произведение. Семь фильмов, включенных в программу, представляют различные грани этой оптики. Рассказываем о них.

 

 

«Траурный лес»

Наоми Кавасе — магическая драма об исцелении от скорби

Действие «Траурного леса» происходит в приюте для престарелых. Молодая японка Матико устраивается работать сиделкой в приют и знакомится со своим подопечным — своенравным и непредсказуемым Сигэки. 33 года назад Сигэки потерял жену, и теперь каждый его день наполнен тоской по ушедшей возлюбленной. Позже мы узнаем, что Матико также перенесла болезненную утрату. События заведут героев в лес, путешествуя по которому, каждый из них найдет свой покой.

Кавасе изобразила боль утраты, объединившую двух героев, как непрерывную борьбу, а процесс исцеления — как обряд, который девушка и старик проходят вместе.

«Сент Анн»

Рейне Верметт — новый художественный язык, на котором может говорить традиционная культура канадских метисов

В небольшой городок в канадской провинции Манитобе, пятую часть населения которого составляет коренное население — метисы и индейцы, — после долгого отсутствия возвращается Рене. Ее брат с женой воспитывают дочь Рене — Афину как свою. Возвращения блудной матери никто не ждал, поэтому взаимное напряжение растет, а копившиеся годами вопросы ждут ответов. 

Экспериментальный характер картины проявляется не только в ее визуальном воплощении, но и в ритмическом. Вместо открытых споров заряженная на конфликтность завязка выражается через притчи и намеки, которые раскрывают отношения всех членов семьи.

«О теле и душе»

Ильдико Эньеди — комичная история о любви двух сотрудников скотобойни

После произошедшего на скотобойне ЧП два сотрудника — Эндре и Мария — узнают, что им снятся одинаковые сны. Это становится началом зарождения необычной, романтической связи между ними. 

 

 

«О теле и душе» создает такие условия, которые кажутся противоречивыми для каких-либо близких отношений, позволяя зрителю размышлять о природе человека и его способности объединять в себе жестокость и чистые движения души.

 

 

«Хорошая работа»

Клер Дени — путь от закрытости и привычных паттернах борьбы к признанию своего поражения и свободе

В восточноафриканской стране Джибути сержант Галу тренирует полтора десятка солдат иностранного легиона. Он вспоминает вечеринки в местном клубе, изнурительные тренировки, образ своего командира Форестье и юного сослуживца Сантена, к которому испытывал беспричинную ненависть, что обернулась исчесновением молодого человека.

Фильм можно описать как красивое, печальное и вдумчивое исследование мужественности, эгоизма и ревности, настолько глубоко укоренившихся, что они могут разрушать жизни.

«Сорок дней тишины»

Саодат Исмаилова — традиции, современность и обет молчания

Бибича — молодая женщина, которая внезапно берет обет молчания и прячется ото всех в доме своей бабушки, с которой также живет ее незаконнорожденная внучка. Они обе поддерживают Бибичу в ее обете, который она держит в надежде воссоединиться со своим исчезнувшим возлюбленным. И все же бабушка Бибичи сомневается в мотивах девушки: действительно ли обет дан ради ее возлюбленного, или она что-то скрывает?

«Сорок дней тишины» лишен очевидного разделения современности и традиций, и, наоборот, подсвечивает многоликость и сложность реальности, не исключающей одновременно бунта и покорности.

«Один маленький ночной секрет»

Наталья Мещанинова — авторское высказывание о трагедии насилия

Мире 14 лет. Она живет в небольшом городе вместе с мамой, отчимом и сестренкой. В канун Нового года девочке никак не разрешают встретить праздник с друзьями. Но Мира все-таки уходит после боя курантов, и за эту ночь успевает познакомится с компанией старших ребят, влюбиться и забыть о своей повседневной жизни. В какой-то момент ей придется вернуться домой, где произойдет то, о чем надо будет молчать. 

После показа пройдет встреча с режиссеркой Натальей Мещаниновой.

«Мы»

Алис Диоп — портрет обитателей Парижа и его пригородов, объединенных одной железнодорожной веткой

«Мы» повествует о некой общности людей, жизни которых движутся параллельными путями вдоль железнодорожной линии, проходящей через пригороды Парижа в окружающую сельскую местность. 

Писатель задается вопросами многовекового исторического неравенства во французском обществе. Социальная работница, ухаживающая за пожилыми людьми на дому, становится для подопечных единственным близким человеком. Молодежь разных национальностей проводит время в парке под песню Эдит Пиаф «La Foule». 

Будто дискутируя с названием картины, все герои показывают, что того единства людей, о котором поется в легендарной французской песне, больше не существует.

 

 Фотографии: обложка — СТВ