Что смотреть на 15-м Beat Film Festival в Москве
История Гондри, криптомайнеры в Абхазии, доки и хиты фестиваля
В этом году фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival проходит в Москве в 15-й раз — с 6 по 16 июня. «Фестиваль не только отмечает круглую дату, но чествует кинематограф как вид искусства и язык кино как способ взаимодействия с миром. Влияние кино на человека и реальность, его способность объединять — наш ответ на вопрос, зачем существует фестиваль», — говорят в команде BFF.
Любовь к кино объединяет первые фильмы юбилейной программы, картины о режиссерах Мишеле Гондри, Жан-Люке Годаре и Дарио Ардженто, Каннском фестивале, голливудском кастинг-директоре Бонни Тиммерман и команде мультсериала «Смешарики» — каждый из них по-своему объясняет, почему кинематограф так много значит для нас.
Международная программа
Премьеры главных фильмов международной программы пройдут в кинотеатре «Художественный», а в киноцентре «Октябрь» в рамках сотрудничества с проектом «КАРО.Арт» состоится премьера еще одной картины Beat Film Festival — «Двадцать лет со Смешариками», рассказывающей о людях, которые создают легендарный анимационный сериал об обитателях Ромашковой долины, ставший частью нашего культурного кода.
В международную программу вошло 26 фильмов, в том числе о музыкантах Нике Кейве, Рюити Сакамото и Пите Доэрти, музе The Rolling Stones Аните Палленберг и французском режиссере Аньес Варда. Открытие фестиваля состоится на новой специальной площадке на веранде Restaurant by Deep Fried Friends — гости показа увидят картину «Мишель Гондри: DIY».
«Мишель Гондри: DIY»
История главного фантазера в современном кино — от клипов Бьорк, THE White Stripes и Daft Punk до Голливуда и «Оскара»
Психологи говорят о том, как важно слышать своего внутреннего ребенка, и никто из современных авторов не умеет этого лучше, чем француз Мишель Гондри. Ключевая эмоция того, что он делает, — детский восторг от фокусов и фантазийных твистов: а что, если в волшебном лесу девушку проглотит медведь? А если представить, что люди сделаны из лего? А если переложить мелодию в танец, в котором драм-машины будут мумиями, а гитары — скелетами? Фанаты узнают в этих описаниях знаменитые видео Гондри для Бьорк, The White Stripes и Daft Punk: он прославился как самый изобретательный клипмейкер конца 90-х — начала 2000-х. А затем успешно переключился на кино, получив сценарный «Оскар» уже за второй свой фильм «Вечное сияние чистого разума».
Время посмотреть назад: проследить путь Гондри — от первых клипов, нарисованных фломастерами для французской группы Qui Qui, где он играл на барабанах, до голливудской карьеры — так решил его давний друг и ассистент Франсуа Немета. Несмотря на участие многих звезд, работавших с Гондри (Бек и Кайли Миноуг, Шарлотта Рэмплинг и Спайк Джонз), фильм получился под стать герою, шероховатый, но очаровательный и без всякого пафоса: пафос и напоминающий взъерошенного воробья Гондри — вещи несовместимые. Гондри признается в любви к советским мультикам, навещает французскую школу, названную его именем, и рассказывает, откуда берутся дети с непомерным воображением. Одна из самых любопытных линий в сюжете — о его необычной семье: деде-изобретателе, хипповавшей маме и братьях, которые, оказывается, помогали и помогают Гондри в его проектах.
«Кино Годара»
Попытка разглядеть человека за маской легенды — и одновременно прекрасный путеводитель по наследию отца французской «новой волны»
Первый же фильм Жан-Люка Годара «На последнем дыхании» открыл новую эпоху — после этого глотка свежего воздуха уже невозможно было снимать как раньше. Затем с космической скоростью последовали другие шедевры: «Маленький солдат», «Презрение», «Безумный Пьеро», «Альфавиль». Уже к концу 60-х Годар, с его темными очками и неизменной сигаретой в углу рта, хлесткими высказываниями («Все, что нужно для фильма, — это пистолет и девушка») и левыми взглядами превратился в факт поп-культуры, икону, что-то вроде Че Гевары от кино. Последовавшие еще более радикальные эксперименты с киноязыком привели к тому, что о нем стало почти невозможно говорить без штампов вроде «величайший режиссер на свете» или «Годар — это и есть кино», пусть в какой-то момент этот вечный бунтарь и возвестил смерть кинематографа.
Теперь нет самого Годара (он умер два года назад), но фильм Сирила Лёйти не похож на торжественный некролог. Он смотрит на Годара не как на икону, а как на человека, который мог заблуждаться, страдать от одиночества, впадать в сентиментальность и быть занудой. Кадры из фильмов и со съемочных площадок, фрагменты интервью и писем, слова тех, кто был с ним близок, и знатоков его творчества — визуально насыщенное и интеллектуально накаленное повествование показывает, как менялось кино Годара вместе с эволюцией его убеждений и событиями его частной жизни. Самое поразительное, что все то, что Годар делал и говорил годы назад, кажется очень современным. Вероятно, чтобы оставаться современным, нужно быть свободным, а более свободного режиссера (да и просто человека) сложно себе представить.
«Дарио Ардженто: Паника»
Большой профайл маэстро хоррора — с фирменными рецептами ужаса и комментариями его фанатов: Гаспара Ноэ, Николаса Рефна и Гильермо дель Торо
Глубокие цвета, изощренные ракурсы и напряженная эротика — стиль короля ужасов Дарио Ардженто продолжает вдохновлять режиссеров: ремейк его незабываемого фильма «Суспирия», снятый несколько лет назад Лукой Гуаданьино, стал фестивальным хитом, и из той же эстетики растут неоновые фантазии Гаспара Ноэ и Николаса Рефна. Последние двое приняли участие в этой документальной биографии Ардженто — ему уже за 80, и он заселяется в загородный отель, чтобы в тишине написать новый сценарий и заодно подвести итоги своей жизни в кино. Дополнить картину помогают соавторы, любимые актрисы и семья, включая дочь Дарио Азию, которую один из критиков назвал лучшим произведением режиссера, а также архивные кадры со съемочных площадок и из старых интервью. Смотреть на молодого Ардженто — бледного, похожего на вурдалака безумца, рассуждающего о том, как нагнать панику на зрителей, — большое удовольствие. И когда в конце фильма он, сильно постаревший и погрузневший, выдает монолог о своей темной стороне и долгую зловещую улыбку, становится понятно, что это безумие он благополучно пронес через десятилетия.
«Канны: режиссерская версия»
Портрет главного мирового кинофестиваля — блестки, вечеринки, звезды и сделки — сквозь историю
За 80 лет своего существования, некогда ориентированный исключительно на авторское кино, Каннский фестиваль превратился в важнейшее кинособытие года. Тут высокая культура встречает безудержные вечеринки до утра, режиссеры — продюсеров, а звезды — критиков. В эти две недели на Лазурном Берегу искусство и коммерция идут рука об руку — и за этой прогулкой наблюдает весь мир.
История Каннского кинофестиваля — это история кинозвезд, кинорежиссеров, кинокритиков и кинопродюсеров. А также история глобальных перемен: «Канны за кадром» показывают, как происходила адаптация фестиваля к социальным, политическим и технологическим изменениям. От протестов 1968 года до пандемии, от пленки до видео и стримингов, от зарождения индустрии фотографий с красной дорожки до селфи и #MeToo. Режиссеры Роджер Пенни и Ричард Бланшард провели на набережной Круазетт несколько десятилетий, убирая красную дорожку, прячась в билетной будке и пьянствуя со звездами по вечерам. Теперь они берут интервью у главы фестиваля Тьерри Фремо и разговаривают с обычными каннскими подозреваемыми: Тильдой Суинтон и Леа Сейду, Оливером Стоуном, Квентином Тарантино и Вимом Вендерсом, продюсерами, журналистами, фотографами, устроителями вечеринок — словом, всеми, кого можно встретить в конце мая на набережной Круазетт. Кинофестиваль — это не только праздник, но и огромная работа сотен человек, и «Канны за кадром» дают наглядное представление о том, как она устроена.
«Бонни»
Голливуд глазами легендарного кастинг-директора
Бонни Тиммерман открыла десятки голливудских звезд первой величины, от Брюса Уиллиса до Натали Портман, от Лиама Нисона до Сигурни Уивер и Стива Бушеми, но сама всегда оставалась за кадром. Пришло время познакомить мир с этой великой женщиной.
«Бонни» проливает свет на недооцененную работу кастинг-директора, параллельно рассказывая о том, как на самом деле создается кино и в чем кроется суть актерского мастерства. Все это режиссер фильма Саймон Уоллон раскрывает через серию бойких интервью с актерами, которые без остановки кривляются, травят байки и анекдоты (чего стоит один Вигго Мортенсен, на архивной записи первого кастинга отказывающийся от смолл-тока со словами: «Я не хочу разговаривать, я пришел работать»). А главное — с той самой женщиной, которой эти звезды обязаны всем. Инноватором, сформировавшей то, как сегодня выглядит кино и телевидение. Профессионалом, которая подарила нескольким поколениям новых кумиров и изменила общество, дав возможность представителям меньшинств проявить себя. «Если очень внимательно смотреть на некоторых людей, можно увидеть в их глазах настоящую магию», — говорит Тиммерман. Уоллон дает возможность увидеть магию в глазах самой Тиммерман.
«Варда навсегда»
Нежный портрет стоявшей у истоков «новой волны» Аньес Варда — о том, как пронести взаимную любовь к миру через всю жизнь
Одна из первых представительниц женской кинорежиссуры послевоенного периода, стоявшая у истоков «новой волны», Аньес Варда стала источником вдохновения для целого поколения молодых кинематографистов. Ее фильмы «Клео от 5 до 7», «Счастье», «Лица, деревни», показывали странный и чувственный мир, поражающий разнообразием окружающей красоты. Стены, лица, дагерротипы, медведи, пантеры, наконец, она сама — кажется, ее волновало в жизни все, ничто не ускользало от ее взгляда.
В ее фильмографии даже есть две автобиографические работы — «Пляжи Аньес» и «Варда глазами Аньес». Что же можно рассказать об Аньес, чего не успела сказать она сама? Необходим взгляд со стороны, который и дает в «Варда навсегда» документалист и историк кино Пьер-Анри Жибер. Какой была на самом деле эта добрая бабушка? Как ей удалось пронести свою доброту через годы мировых потрясений и личных переживаний? Варда прошла через многое, от столкновения с патриархатом длиною в жизнь до долгих и сложных отношений с режиссером Жаком Деми, но не растеряла бодрости духа, свежести взгляда и чувства юмора. Жибер разговаривает с ее друзьями, коллегами и родственниками, вставляет в фильм редкие архивные кадры с участием звездных французов в диапазоне от Годара до Джейн Биркин и рассматривает свою героиню, используя ее же фирменный прием. В его глазах Аньес становится историями. Именно во множественном числе, потому что история — это прошлое, а истории — это то, что делает людей бессмертными.
«Больше огня: История Аниты Палленберг»
Жизнь музы The Rolling Stones и одной из it-girl 60-х, пересказанная на основе ее неопубликованных мемуаров
Модель и актриса Анита Палленберг тусовалась на «Фабрике» Уорхола и снималась в «Барбарелле», но прежде всего она известна как главная женщина в окружении The Rolling Stones: эффектная блондинка с ослепительной улыбкой встречалась с Брайаном Джонсом, а потом ушла от него к Киту Ричардсу, которому родила троих детей. При этом она не довольствовалась пассивной ролью музы: сам Джаггер прислушивался к Палленберг в музыкальных вопросах, она тащила на себе весь быт группы, когда они отправлялись на творческие каникулы на какую-нибудь виллу во Франции, и быстро принимала важные решения. Те, кто ее знал, в один голос утверждают, что главным даром Аниты была удивительная жизненная сила. Именно эта сила помогла Палленберг вынырнуть со дна после череды трагедий, включавшей смерть новорожденного сына и расставание с Ричардсом, и прожить большую и достойную жизнь «после Стоунз». «Вперед, вперед, вперед, и никогда на оглядывайся» — слова из ее мемуаров, которые в этом фильме зачитывает Скарлетт Йоханссон. Дети Аниты нашли эти записи после ее смерти и помогли превратить их в захватывающую и откровенную кинобиографию женщины, в которой было очень много огня.
«Рюити Сакамото: Последний концерт»
Прощальный концерт великого японского музыканта — только он, фортепиано и 20 его лучших сочинений
Музыкант и композитор Рюити Сакамото стал всемирно известен благодаря своим саундтрекам — к фильму «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс!», в котором он сыграл вместе с Дэвидом Боуи, и картинам Бертолуччи («Оскар» за музыку к «Последнему императору»). Сакамото сел за пианино в три года, в молодости экспериментировал с синтезаторами в японском электронном трио Yellow Magic Orchestra, позже работал с Дэвидом Силвианом и Брайаном Ино, сочинял рингтоны для Nokia и увертюру для открытия Олимпийских игр, записывал босановы в Бразилии и звуки ледников в Гренландии. Одним словом, жил и дышал музыкой едва ли не с рождения до самого конца — музыкант умер прошлой весной, ему был 71 год. Незадолго до смерти, будучи уже безнадежно больным, Сакамото в последний раз сыграл свои самые важные и личные вещи — без публики, в студии, но перед камерой. Снять этот прощальный фильм-концерт он попросил собственного сына Нео Сора, что понятно, уж очень интимно происходящее. Сакамото исполняет кое-что из репертуара Yellow Magic Orchestra, знаменитую мелодию из «Счастливого Рождества» и пьесы из своего последнего альбома «12». Черно-белая пленка, и всего пара коротких реплик на полтора часа экранного времени, все внимание — на руках и лице музыканта, вся суть — в хрупких акварельных звуках, которые он извлекает из фортепиано. Это и итог, и завещание, и бессмертие.
«Ник Кейв и The Birthday Party»
История первой группы Кейва, выкрутившей мрачную ярость постпанка на максимум
Первый концерт, который Birthday Party сыграли в Нью-Йорке, прошел так: на второй минуте на заднице Ника Кейва лопнули слишком узкие золотые штаны, а на десятой группе отрубили электричество, потому что организаторы испугались происходящего на сцене. Такого Кейва — совсем юного, совсем худого, совсем отчаянного — в кино еще не показывали, и это надо видеть. Есть несколько фильмов о музыканте в его нынешнем статусе легенды (например, знакомая зрителям Beat драма «20 000 дней на Земле»), Кейв времен The Bad Seeds мелькает в «Небе над Берлином» и «B-Movie: Шум и ярость в Западном Берлине». А вот первая и очень важная глава его музыкальной биографии, стартовавшей в Мельбурне, где он собрал школьную рок-группу c дурацким названием The Boys Next Door, долго оставалась нерассказанной. Пробел заполнил режиссер Иэн Уайт, снявший фильм о турбулентных годах на рубеже 70-х и 80-х, за которые первая группа Кейва успела переименоваться в The Birthday Party, перебраться из Австралии в Англию, записать три альбома и распасться.
Это точно нельзя назвать историей успеха: The Birthday Party существовали в нищете и на грани — мыкались по тесным съемным квартирам, не могли вписаться в лондонскую сцену, проваливались в дебоши и зависимости. Фильм отлично передает мрачные настроения, ставшие их фирменным стилем, за счет панковского монтажа, монохромных комикс-вставок и архивных съемок с концертов The Birthday Party, которые напоминали нечто среднее между массовыми беспорядками и зловещим ритуалом. Зернистые кадры с орущим всклокоченным Кейвом излучают яростную и опасную энергию: музыкант уже завязал свой бунтарский диалог с Богом, который продлится всю его жизнь. Смотрите, как все начиналось.
«Питер Доэрти: Незнакомец в моей шкуре»
Лучшие годы карьеры и худшие годы жизни вокалиста The Libertines и Babyshambles, запечатленные его женой
На пике карьеры Пита Доэрти, вокалиста и сонграйтера групп The Libertines и Babyshambles, за его эффектным саморазрушением наблюдал весь мир. Доэрти в прямом эфире переживал судьбу рок-звезды старой школы: зависимости всех видов в сочетании с бешеным успехом и толпами фанатов рождали шоу в двух измерениях — на сцене и в жизни. Публичные мытарства были неотделимы от его музыки — песен британской неустроенности, написанных высоким штилем и окруженных флером романтического бардака. У Доэрти были периоды получше и похуже. Иногда он забывал приехать на концерт и падал пьяным со стула в прямом эфире. Иногда его отпускало.
«Без фильтров»
Фильм о легендарном хронисте Нью-Йорка, фотографе Джеймсе Хэмилтоне, спродюсированный его фанатом Уэсом Андерсоном
Джеймс Хэмилтон начал свою карьеру в Нью-Йорке в начале 70-х. Он сотрудничал с Harper’s Bazaar, Vanity Fair, Rolling Stone, The New York Observer и 20 лет был штатным фотографом The Village Voice — культового еженедельника о нью-йоркской жизни. Хэмилтон снимал банды на Кони-Айленде, панков в Алфабет-Сити, первые феминистские демонстрации на Пятой авеню и абсолютно всех героев американской культуры — от Вуди Аллена и Сьюзен Зонтаг до Лу Рида и Джима Джармуша. Среди его фанатов — Терстон Мур из Sonic Youth, выпустивший альбом лучших фотографий Хэмилтона в своем издательстве, и Уэс Андерсон, который приглашал его документировать съемки многих своих картин и стал продюсером этого фильма.
В «Без фильтров» Хэмилтон обсуждает фотографию и журналистику вместе с коллегами и поклонниками (в кадрах появляются и Мур, и Андерсон), вспоминает о своей удивительной бабушке, на старости лет ставшей популярной актрисой, и травит байки о знаменитостях, например, о том, как уговорил Жан-Люка Годара попозировать на балконе небоскреба, хотя тот панически боялся высоты. Получилась не классическая кинобиография, а очень нью-йоркский по духу, легкий и остроумный интеллектуальный разговор обо всем на свете, что и понятно: Хэмилтон из тех людей, кому окружающий мир гораздо интереснее, чем собственная персона, и именно в этом притягательность его знаменитых снимков.
«Неприкрытые амбиции»
Воодушевляющая биография изобретательницы селфи и королевы пин-ап — фотографа и модели Банни Йегер
В 1954 году фотограф Банни Йегер получила задание сделать несколько фотографий подъюбников для модного каталога, но одна из моделей не пришла. Тогда Банни сама надела подъюбник и сделала снимок с помощью автоспуска камеры. Это один из определяющих моментов в истории фотографии — именно так был изобретен жанр селфи. Йегер начинала как модель и дизайнер, снималась для Playboy, а затем популяризировала бикини, открыла миру Бетти Пейдж и добавила феминистскую агентность в пин-ап-фотографию 50-х.
Фильм Денниса Шолля и Карима Табша по кусочкам собирает биографию этой удивительной женщины: архивные кадры перемежаются со съемками родного Йегер Майами-Бич и интервью с очевидцами в диапазоне от Диты фон Тиз и Хью Хефнера до Ларри Кинга. Это история героини, мечтавшей сделать карьеру в области, в которой ее никто не ждал и не был рад видеть: когда в 50-х камеру в руки брала не просто женщина, а самая востребованная модель Западного побережья, мужчины были в шоке. Об этом, как о чем-то совершенно немыслимом, в фильме смешно вспоминает Брюс Уэбер — живая легенда фэшн-фотографии, много снимавший Йегер для каталогов бикини. «Неприкрытые амбиции» — кино, пронизанное солнцем, весельем и, собственно, большими амбициями, которое наглядно демонстрирует, что можно быть одновременно иконой феминизма и иконой пин-ап.
«Док индустрия»
Фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival в партнерстве с фондом V–A–C представляет программу «Док индустрия» — шоукейс актуальной российской документалистики. В программу войдет больше десяти короткометражных и полнометражных фильмов, снятых в разных жанрах. Показы «Док индустрии» пройдут в кинотеатре Дома культуры «ГЭС-2» с 10 по 16 июня, часть фильмов программы также можно будет увидеть онлайн на «Кинопоиске».
Начиная с программы «Смена», фестиваль всегда уделял особое внимание молодым российским режиссерам. В этом году программа меняет имя на «Док индустрия», чтобы подчеркнуть то, что всегда было важно для фестиваля, — в фокусе Beat не отдельные фильмы, а целая индустрия. Показы будут бесплатными — зрителям понадобится только регистрация. По итогам программы жюри фонда V–A–C присудит одной из работ приз в размере 200 тысяч рублей.
«Край ночи»
Попытка изучить феномен криптомайнеров в Абхазии — и в целом жизнь в регионе
В 2020 году режиссер Андрей Натоцинский приехал в Сухум, и город встретил его темнотой: ни на центральной площади, ни вокруг не горели фонари. Узнав, что веерные отключения электричества связывают с криптомайнерами, которых в Абхазию привлекла дешевая электроэнергия, Натоцинский вернулся со съемочной группой. Чтобы разобраться, как устроен контраст между активной добычей криптовалюты и общей разрухой, обрамленной дикими пейзажами, за три года он провел четыре съемочных экспедиции. Однако «Край ночи» — это фильм не о майнерах, вернее, не столько о них, сколько вообще о регионе, который до сих пор не оправился от войны 1992–1993 годов, последовавших конфликтов и экономической катастрофы. Погружаясь в местную историю, разговаривая с самыми разными людьми, наблюдая приход и уход майнеров, Натоцинский старается создать объективную — насколько это возможно — картину жизни в Абхазии. Режиссер фокусируется на том, чтобы задавать вопросы, отдавая право делать заявления своим героям, и, хотя его фильм снят нарочито живописно, чувства, которые он оставляет, вряд ли будут легкими.
«Эхо: Соническое путешествие»
Эксперименты энтузиаста звукозаписи, путешествующего по самым красивым местам Армении
Чем бинауральный микрофон отличается от бифонического, какие звуковые эффекты можно испытать, если долго сидеть ночью на пожарной лестнице, и что такое психоакустика? Откуда вообще берутся иллюзии, которые мы можем услышать, и какие чудеса техники люди придумывают, чтобы их записать? Музыкант и композитор Тигран Паравян, столкнувшийся с этими вопросами во время учебы на факультете исследования звука в Нью-Йоркском университете, изучает возможности и особенности нестандартных микрофонов и акустики разных пространств. В фильме он путешествует по необычным местам Армении, от средневековых монастырей до заброшенных концертных залов, поет и фиксирует песни и звуки мест, используя экспериментальные способы записи звука.
Gipsy
Портрет обаятельного рэпера цыганского происхождения, полный сложностей и тепла, связанных с его семейными традициями
Andro — молодой и успешный музыкант. По происхождению он рома (цыган) и постоянно окружен семьей, с которой связаны все стороны его жизни. Совместный быт, подарки и праздники, невеста, к которой он посватался еще в юности, — строгие традиции рома для Андро с возрастом превращаются вограничения, с которыми не всегда хочется мириться.
Фильм, который режиссер Айсель Назарли снимала на протяжении трех лет, — это история изучения границ, свободы и традиций. И перед героем, и перед зрителями непростые вопросы: что мы должны своей семье? Чем она обязана нам? Как оставаться свободным человеком и при этом чтить традиции и обычаи своего народа? Как донести свое творчество до зрителей вопреки стереотипам? И, главное, как найти себя на сложном пересечении традиций, карьеры и творчества?
«Улицы Олимпийского резерва»
BMX, паркур и скейтбординг в России — от уличного экстрима до профессионального спорта
В фильме Дмитрия Квашнина энтузиасты, чемпионы и очевидцы рассказывают о становлении своей карьеры, которое пришлось на то время, когда скейтбординг, паркур и BMX-движение в российских городах постепенно превратились из экзотики в массовое явление и, в конце концов, подарили многим большие возможности. Байками про скейт-парки, бордюры, падения, победы, трюки и уличные движухи делятся Ирек Ризаев (BMX-райдер, чемпион России, участник Олимпийских игр), Егор Кальдиков (многократный чемпион и призер крупнейших международных соревнований по скейтбордингу) и Андрей Алайцев (трейсер, чемпион России по паркуру).
«4:30»
Поэтическая зарисовка о незрячем пенсионере, который готовится пробежать марафон
Незрячий пенсионер Илья планирует пробежать марафон за среднее для зрячих атлетов время — четыре с половиной часа. Молодой тренер Дима помогает ему правильно подойти к делу: выдержать темп, рассчитать нагрузку, продержаться до финиша. За 15 минут, которые длится фильм, мы увидим весь диапазон эмоций между ними, от раздражения до искренней поддержки, а также узнаем многое об Илье: к чему он стремится, когда перестал видеть, что в жизни онсчитает важным, а что — чепухой. Режиссер снимает героев на зернистую черно-белую пленку, перемежая пробежки и разговоры с сюрреалистичными, фантазийными портретными кадрами, отделяет диалог от картинки и прошивает фильм пульсирующей звуковой дорожкой, пересобирает материал как коллаж, создавая небанальную и удивительно цельную эстетику. Получается кино, в котором гармонично сложилась редкая комбинация: чувство стиля и чувство юмора, история и портрет, визуальная красота и абсолютно живая фактура.
«Сады всегда на следующий год»
Художник Артем Филатов о том, как делать искусство для будущих поколений
Вы могли слышать о проекте «Сад им.» художника и куратора Артема Филатова — открытом мемориальном саде при частном крематории в Нижнем Новгороде. Туда можно прийти ногами, чтобы послушать звуковую инсталляцию или побыть в пространстве тихой рефлексии, а можно посетить это место виртуально — и посвятить одно из растений в саду кому-то из ушедших близких. Артем тесно связывает свою практику с историей Нижнего Новгорода, но при этом ставит вопросы, выходящие за рамки одного города и вообще нашего времени, он стремится создавать искусство, которое говорит о жизни и смерти и устремлено в будущее, по-новому раскрываясь для следующих поколений. В фильме Филатов рассказывает о «Саде» и других своих работах, а также об идеях, стоящих за ними.
Best of Beat
Программа Best of Beat собрана из зрительских хитов прошлых лет. Это фильмы о великом финском архитекторе Алваре Аалто («Аалто»), основоположнике видео-арта Нам Джун Пайке («Нам Джун Пайк: Луна — первый телевизор»), знаменитом американском хореографе Мерсе Каннингеме («Каннингем»), пионере электронной революции Лоране Гарнье («Лоран Гарнье: Электрошок»), герое саундклауд-рэпа XXXTentacion («Посмотри на меня: XXXTentacion») и культовом парижском магазине Colette («Сolette, любовь моя»).
Фотографии: Beat Film Festival