В 2016 году Monochrome представил свой оверсайз-свитшот, ставший культовым, затем первым среди марок из России открыл магазин в Столешниковом переулке. Бренд продолжает популяризировать моду на оверсайз, а еще остается единственным российским брендом одежды, который реализовал мировые коллаборации с Pantone, Reebok, Casio G-Shock и другими лидерами рынка.

23 ноября основатели Monochrome Николай Богданович и Алиса Боха расскажут о собственном опыте коллабораций на конференции для предпринимателей ТОК, их кейс «Как сделать так, чтобы партнерские проекты не попадали под скучный статус „очередной коллабы“» представят на секции «Маркетинг сообщников: как оставаться с клиентом заодно».

«Большой Город» поговорил с Алисой и Николаем о свежих коллаборациях с МХТ и Therr Maitz, главных ценностях команды, выходе на зарубежный рынок, запуске флагманского магазина в Москве и открытии в Екатеринбурге, а также о планах на новый бренд одежды для мужской аудитории.

А еще ТОК и «БГ» делятся промокодом TOKBG, с ним наши читатели получат скидку 25 % на билеты.

 Интервью: Лена Бабушкина

 


АЛИСА БОХА И НИКОЛАЙ БОГДАНОВИЧ

 

 

Николай Богданович: Все почему-то считают, что мы суперколлаборируемый бренд. Хотя, если смотреть на факты — делаем одну-две коллаборации в год. Но зато какие! Коллабы ради коллаба мы не делаем в принципе, хотя еженедельно отвечаем на запросы о мерче и прочих вещах. Любая наша коллаборация — это вызов, попытка попробовать себя в чем-то новом.

 

 

Все начинается по-разному. Например, с Reebok мы не были знакомы, однако они предложили нам сделать совместный проект (Monochrome представил дебютную коллаборацию с Reebok осенью 2020 года, в нее вошли оверсайз-пуховики, а источником вдохновения стали образы хиппи 70-х и звезд хип-хопа 80-х годов. Спустя год бренды выпустили вторую коллаборацию, в которую также вошли костюмы, футболки и кроссовки. — Прим. ред.). 

 

 

Как нам потом объясняли, в 2018–2019 годах Reebok проводил рисеч российского рынка: кто сейчас модный, кто поможет марке выйти на новую модную аудиторию, кто предоставит новых лидеров мнений, то есть обеспечит определенный рост, придаст продукту дополнительную ценность и так далее. И, прошерстив рынок, в компании пришли к выводу, что из всех, кто представлен в сегменте, — это мы (не в обиду никому — сейчас все примерно так же). В итоге они вышли к нам с обращением: ребята, мы хотим с вами коллаб, готовы ли вы? Потому что не все готовы к коллаборациям с международным брендом — мы это знаем совершенно точно.

 

 

В чем преимущество работы с большими международными компаниями? Они всегда точно знают, чего хотят. То есть в случае с Reebok не мы задавали условия, что именно выпускаем, во всяком случае, в первой коллаборации. Они пришли и сказали: у нас готовится сезон, зима 2020 года, мы просим вас помочь нам с продуктом, разработать дизайн. Мы выступаем как продакшен, вы — как дизайн. Поехали! 

 

   

Для меня Pantone — не пустой звук. Это большая корпорация, которая влияет на все, что мы называем словом «дизайн»

 

 

В случае с Pantone история развивалась наоборот. Мы вышли на Pantone, ведь Monochrome — моноколор-бренд, и правильность передачи цвета для нас — условие номер один. А поскольку до того, как Monochrome стал одеждой, я занимался графическим дизайном, для меня Pantone — не пустой звук. Это большая корпорация, которая влияет на все, что мы называем словом «дизайн», от одежды до автомобильных красок.

Когда появилась новость о том, что Pantone ежегодно представляет цвет будущего года — и тогда это был классический синий, — все дизайнеры наперебой начали любой синий называть «синим». Посмотрев на это, мы заявили: нет, ребята, это абсолютно не тот синий, знаем точно, потому что с цветом работать умеем. Так мы сами написали в Pantone с просьбой дать нам возможность поработать с цветом года. А дальше начались денежные дела, коммерция, продакшен, роялти за использование товарных знаков и прочие вещи (В июне 2020-го Институт цвета Pantone и российский бренд одежды Monochrome выпустили совместную коллекцию, в которую вошли худи, спортивные брюки и футболки, выполненные в синем цвете 19-4052. — Прим. ред.).

 

 

О первом мерче для Therr Maitz и коллаборации с МХТ

Николай Богданович: Последняя наша коллаборация — с группой Therr Maitz (Антон Беляев. — Прим. ред.). Это в каком-то смысле результат соприкосновения культур. Есть музыкальная индустрия, есть модная индустрия; женить их между собой до сих пор получалось лишь опосредованно. Артисты примеряли какие-то образы, эти образы входили в массы, по-своему влияли на общество и так далее. Но музыка и мода крайне редко пересекаются напрямую. 

Сегодня Therr Maitz — единственная электронно-инструментальная группа, которая создает действительно новое звучание на российской сцене. Я так легко говорю, потому что люблю музыку. В ней есть ламповые, винтажные азы, есть мультиинструментальность Антона, есть современное видение того, куда вообще все это движется и какую тональность этому вектору можно задать. 

При этом концертный мерч чаще всего — довольно стыдная история, которую и продавать неловко, и покупать не очень хочется, несмотря на дешевизну предлагаемого продукта. Мы же пошли по другому пути: с одной стороны, создали официальный мерч, с другой — по сути культовую вещь, которую можно не только носить, но и хранить как коллекционный артефакт. Поэтому в комплекте с каждым изделием лежит виниловая пластинка — как дань истории и ценность, ради которой эту вещь стоило приобрести.

АЛИСА БОХА: Сотрудничество с Therr Maitz — наш первый опыт создания мерча. Зачастую люди, которые к нам обращаются, просто хотят сделать худи с двумя логотипами, и дальше этого худи не идет. Мы всегда всем отказывали, но в этот раз решили выйти за рамки своих правил. Так получился официальный мерч с артистом, музыка которого нам очень нравится.

С Therr Maitz мы знакомы давно и обсуждали мерч еще в пандемию, но продуктов не рождалось. И вот сейчас к их большому концерту идея появилась сама собой — а мы ее воплотили (Речь о концерте 10 ноября 2023 года в VK Stadium. — Прим. ред.). 

 

   

Мы видим, что некоторые изделия перепродаются в новом запечатанном состоянии на ресейл-площадках через два-три года. И осознанно хотим присвоить таким вещам штамп лимита

 

 

Николай: Чаще всего за решением, идти на коллаб или нет, не скрывается никакой идеи, а есть только «давайте сделаем что-нибудь». Это не наш подход. В каждой коллабе мы, насколько возможно, дожимаем каждое изделие по смыслу. Если идея есть и она заходит — отправляемся в реализацию.

В этой коллаборации мы попробовали сделать принты. Нечасто их делаем, но, если есть возможность, стремимся сделать круто и актуально. В случае с Therr Maitz отталкивались от репортажной стилистики проведения стадионных концертов. Ведь чаще всего со спины изображен либо артист, либо то, как зрители смотрят на сцену. И как будто логично, что на задней части изделия должен появиться объемный принт, который чаще всего будет бросаться в глаза и попадать в кадр.

Алиса: Плюс ко всему он светится в темноте, что для нас тоже важно, потому что в зале обычно темно. Ты смотришь на зрителя со спины; он смотрит на своего артиста. В темноте от вспышек принт будет светиться.

Николай: С театром вообще другая песня. 

Алиса: Еще до коллаборации с МХТ мы начали сотрудничать с благотворительным фондом Константина Хабенского, это наша постоянная история. В фонд отправляется вся прибыль от продажи вещей красного цвета.

Конечно, нас давно звали в театр, мы познакомились с Константином. Тогда нам предложили сделать что-нибудь вместе в рамках театра, потому что у театра юбилей, а его команда нацелена выходить на более молодую аудиторию. Мы очень долго это обсуждали, ходили в музей костюма при театре. Думали, как соединить эту историю, например, со старинными вышивками, как связать воедино наш бренд и театр.

Продолжение родилось благодаря фонду. В МХТ придумали фишку, что театр помогает. Актеры поддерживают определенные фонды, и каждый может зайти на сайт театра и сделать пожертвование в тот, что близок. Так на основе этой истории мы решили объединить благотворительность, театр и Monochrome. Ушли от идеи с костюмами и сосредоточились на логотипе театра, где изображена чайка и которому бог знает сколько лет — мы обыграли его в виде кутюрной вышивки. 

Николай: Почему в случае с МХТ не родились театральные или исторические композиции? Потому что мы поняли, что разум должен возобладать. Вещь должна быть простой и легко считываться.

Флагманская вещь в этой коллабе — красный кардиган капельдинера (Театрального билетера. — Прим. ред.). И конкретно в этой коллаборации красная нить имеет не только буквальное значение, их там вообще в целом множество. Это и благотворительность, и то, что театр начинается с вешалки. Так мы раскрыли эту идею.

 

 

О вещах и эмоциях

Николай: Если говорить о бизнес-стороне вопроса, то мы кратно растем от года к году. Поэтому планировать тиражи в целом сложно: создается впечатление, что сколько бы мы ни выпустили, все продастся. Но в случае с коллабами немного другая история. Мы специально занижаем тиражность этих изделий, чтобы придать им дополнительную ценность, чтобы они становились ценным артефактом. И часто видим, что некоторые изделия не используются в быту — более того, перепродаются в новом запечатанном состоянии на ресейл-площадках через два-три года. Так что мы осознанно хотим присвоить таким вещам штамп лимита.

Алиса: Конечно, мы могли бы выпускать коллабы в бешеных тысячах, все бы прекрасно продавалось, а мы много-много зарабатывали. Но идея любой нашей коллабы заключается не в огромной прибыли, а в создании интересной истории, которую раньше никто не делал. Это главный смысл...

Николай: ...продать не вещь, а эмоцию.

Алиса: Недавно я слышала в одном новом ток-шоу, где обсуждали вещи и бренды, мол, у Monochrome крутой маркетинг, они вкладывают очень много денег, прям молодцы. Наверное, если б эти люди увидели, кто у нас занимается маркетингом, то были бы в шоке — потому что это вовсе не огромная команда. Да у нас, по сути, нет отдела маркетинга. Есть три-четыре человека, готовых за неделю придумать и подготовить тусовку.

Николай: ...и точно так же все отменить, следуя за внутренними ощущениями.

В нашей команде мы с Алисой снимаем первичные запросы, а дальше как в «Волке с Уолл-стрит»: наши «стратониты идут в бой», подхватывают и с воодушевлением работают (В фильме герой Ди Каприо сравнивает сотрудников биржи с морпехами и называет их своими «стратонитами», бравыми воинами. — Прим. ред.).

По меркам других значимых брендов в стране (хоть их там и по пальцам одной руки), у нас небольшая команда. Не армия, а скорее крепкий и профессиональный взвод многостаночников. Не хочется называть это семьей: мы недавно вычитали, что это вредно. В общем, у нас действительно образовался классный костяк и, как капуста, сейчас продолжает нарастать.

 

   

Главный смысл — продать не вещь, а эмоцию

 

 

Я, как человек, который руководит компанией, скажу так: этим крайне сложно управлять как бизнесом. Почти нереально. Ты не можешь ничего прогнозировать, ставить какие-то цели, KPI, отслеживать их — уж тем более. Однако результат считывается на уровне эмоций у покупателей. А, как я уже сказал, мы продаем не товар, мы продаем эмоции и «комьюнити». Уже ненавижу это слово — оно стало триггерным. Тем не менее, кажется, комьюнити очень важно для наших единомышленников, довольно большой и значимой группы. Достаточно вспомнить наш день рождения на Столешке в этом году, в сентябре, когда мы просто по факту перекрыли пешеходную улицу— не с помощью заграждений, а с помощью людей и настоящего праздника. 

Поэтому, выбирая ту или иную капсулу или проект, мы отталкиваемся от внутренних ощущений. Нам либо хочется, либо нет; год назад нам ничего не хотелось по понятным причинам. И, соответственно, мы на какой-то период откладывали открытие магазинов и запуск инициатив.

Кстати, некоторые инициативы, которые мы раньше очень активно популяризировали и транслировали как приоритет номер один — экологичность, замкнутость производства, — мы продолжаем развивать, но уже об этом не говорим. Нам кажется, сегодня это не актуально — или же настолько очевидно, что просто не имеет значения.

Алиса: Сейчас уже странно, когда люди и бренды сильно обращают внимание на то, что перерабатывают, на то, что утилизируют. Они делают на этом такой акцент, будто мы должны упасть в обморок от счастья, что кто-то утилизирует бумажные стаканчики. Но это уже не новость, даже уже не какая-то фишка! И говорить об этом уже как будто неуместно. Это неважно в общей повестке, есть намного более серьезные проблемы.

Николай: Мы понимаем настроение людей, потому что мы сами — эти же люди. Делаем вещи — и часто так говорим — для себя, видим в нашей аудитории самих себя. В этом смысле нам легко взаимодействовать, легко выбирать коллабы, легко выбирать проекты, в которые мы идем или нет. Вот и весь секрет. 

 

 

О референсах и противовесах 

НИКОЛАЙ: Мы с Алисой в компании — противовесы. Я могу спрашивать: «А почему такой дизайн?» Хотя я в дизайне ничего не понимаю, просто задаю вопросы. И ровно наоборот: я принимаю какие-то бизнес-решения, и заходит, по сути, дизайнер и спрашивает: «А почему так, а почему здесь?» Так мы начинаем находить компромиссы и принимать правильные решения.

То же касается и творческого поиска, коллаб и вдохновения — у нас немножко разная насмотренность. То есть мы должны договориться, почему это круто. Ровно так и рождается концепция. 

 

   

В этом году мы открыли обособленный международный онлайн со своим складом. Вышли на Farfetch, но особо не рассказываем об этом

 

 

Алиса: Коллаборации, на которые я сама обращаю внимание, — это, например, когда H&M сотрудничает с каким-то большим дизайнером (Среди знаковых коллабораций шведского бренда — коллекции с Maison Margiela, Balmain, Marni, Alexander Wang, Versace, Moschino. — Прим. ред.). Такого я больше не видела ни у одного бренда. Наверное, это суперкрутая фишка, которую пока никто кроме не смог реализовать в таком объеме. Не просто, скажем, Gucci и Balenciaga, которые договорились и нанесли на сумку два логотипа. А вот когда в масс-маркете появляется грандиозный, тяжеловесный дизайнер — это для меня самое интересное.

Николай: Мне нравится, когда лайфстайл-бренды сотрудничают с какими-то культурными слоями, будь то спорт, искусство — как театр или музыка. Так вокруг бренда формируется атмосфера, будто внутри него можно создать все. Я не буду приводить в пример конкретные бренды, но очень люблю, когда взаимодействуют с социальной прослойкой, с дворовым баскетболом, скажем, или с именитыми теннисистами. Или с художниками. В большинстве случаев такие вещи не дают бизнес-выхлопа, но они создают настроение. А настроение и эмоция — это важнее продукта.

 


СТОЛЕШНИКОВ ПЕРЕУЛОК, 14
МАГАЗИН MONOCHROME

 

О новом флагмане в Москве и магазине в Екатеринбурге

Алиса: Год назад мы чуть-чуть притормозили и двигались в сторону новых магазинов или выхода на другой рынок не такими семимильными шагами. Например, мы вышли на Farfetch, но особо не рассказываем об этом: вышли и вышли, хотя для другого бренда это был бы суперинфоповод. Мы же замедлились и поняли, что если и можем что-то изменить в этом мире,  то в рамках своей семьи и своих сотрудников. И стараемся улучшать мир вокруг себя.

Поэтому ближайший план — открыть новый магазин в Екатеринбурге. Сейчас наша точка продаж действует здесь в рамках поп-апа (Речь о мультибренде Outfit Place. — Прим. ред.). В планах сделать это весной.

Николай: Мы задумались о том, чтобы создать свою офлайн-сеть. Однако наша офлайн-сеть, если можно назвать ее сетью, — это наши вторые домики. Магазины создаем таким образом, чтобы нам самим было классно туда приехать, попить кофе, провести время. Это не место, на которое мы рассчитываем с точки зрения прироста розничных продаж, а локация, которой нам не хватает. Поэтому следующий магазин будет в Екатеринбурге.

 

   

В Москве мы готовим «релокацию» в рамках одной из улиц, на которой представлены. Нам нужен хороший флагманский магазин, большой, с огромными красивыми витринами

 

 

У нас есть работающее юрлицо в Эмиратах, поэтому мы, естественно, присматриваемся к Дубаю. Присматриваемся к Казахстану — местное юрлицо функционирует в полную силу, и почему бы не развивать там продажи, тем более что и рынок классный, и люди классные. Эту аудиторию мы, во всяком случае, тоже чувствуем, потому что оттуда достаточно много запросов. Мы схожи по менталитету, по рейтингу.

В этом году мы действительно открыли обособленный международный онлайн со своим складом, со своей розничной логистикой. Пришли к этому, несмотря на все события. Другое дело, что не орем об этом в каждую трубу. Спокойно, последовательно развиваемся во всех локациях, в тех местах и регионах, которые нам заведомо были интересны. И, видимо, нам самим придется становиться людьми мира, чаще путешествовать, чаще где-то задерживаться, чтобы просто понимать настроение. 

В Москве же мы готовим проект, назовем его «релокация», в рамках одной из улиц, на которой представлены. Мы поняли, что нам нужен хороший флагманский магазин. Тот, который действительно можно называть флагманом: большой, с огромными красивыми витринами, в знаковой локации. Проект большой и дорогостоящий, и это один из планов на весну.

 

СТОЛЕШНИКОВ ПЕРЕУЛОК, 14
МАГАЗИН MONOCHROME


СТОЛЕШНИКОВ ПЕРЕУЛОК, 14
МАГАЗИН MONOCHROME

 

Алиса: Сейчас мы движемся туда огромными шагами. Я хочу создать нечто такое, чтобы люди пришли и охнули. Не только маркетинг у ребят хороший, еще и магазины классные строят!

Николай: Наш третий, главный флагман, будет отличаться от всех именно за счет локации, в которой находится. Мы за взаимную интеграцию в улицу и пространство, но не так, чтобы зайти и стать невидимым пятном, абсолютно нет. Мы по-прежнему остаемся яркими, самобытными, но тем не менее мы не наглеем. Уровень наглости — на четверочку из десяти. 

В отличие от нового бренда, который будет понаглее и посмелее — на шестерочку.

 

 

О запуске бренда для мужчин

Алиса: Monochrome изначально задумывался как бренд унисекс-вещей, которые мы делим с мужем на двоих. Но по большей части, конечно, это одежда для девочек. И вот, в новом году — как ни странно, тоже весной — мы решили сделать второй бренд, который будет в основном для молодых мужчин.

Николай: Сейчас мы вышли в продакшен и скоро займемся тем, что называют маркетингом, съемками. К весне планируем запустить и развивать его по полной программе. Бренд будет больше такой «пацанячий». Не для подростков, но для мужчин среднего возраста.

Это абсолютно отдельный, самостоятельный бренд. Более того, мы не будем, во всяком случае первое время, концептуально его связывать с Monochrome. Не будем писать «by Monochrome» или нечто подобное. Младший брат не должен пользоваться силой старшего — до тех пор, пока сам не повзрослеет. Пересечения есть только в базовых вещах: футболках, толстовках, но в остальном это совершенно другие категории продуктов.

На этот раз делаем радикально другое, но логичное продолжение. Разумеется, созданное из того, что мы сами очень любим.

 

Фотографии: Monochrome