Автор: Валерия Перфильева

Визуально кажется, что и так активно развивающееся российское виноделие должно только выиграть в текущих условиях: импорт сокращается, цены растут, растет интерес к внутреннему туризму и российским продуктам. Мы спросили экспертов из отрасли, как новая реальность отразилась на ней, есть ли трудности и как ситуация может развиваться дальше.

Анатолий Корнеев

вице-президент Simple Group

— В новой реальности российские виноделы стали себя чувствовать чуть более привлекательно. Более того, значительное количество предприятий к 2022 году уже прошли цикл вывода на рынок своей продукции и работают довольно стабильно.

Еще важно понимать, что в России наблюдается поддержка отрасли со стороны государства. К примеру, под занавес 2021 года был принят закон о винодельческих ярмарках. Очень эффективная и своевременная инициатива, позволяющая не только продавать, но и коммуницировать с конечным потребителем.

У российских виноделов сейчас есть две главные сложности. Первая — это отсутствие доступа к оборудованию. Это касается, в первую очередь, тех хозяйств, что находятся на этапе строительства, но это временный вопрос, уже в средней перспективе явно будут налажены поставки через третьи страны.

Куда более серьезным остается вопрос сырьевой базы и комплектующих, но это глобальная проблема всей винодельческой индустрии. Цепи поставок не восстановились еще со времен пандемии, из-за сильного роста цен на нефть и газ остановились целые корпуса на стеклодувных производствах, очередь на покупку бутылок затягивается на месяцы. Есть сложности с пробкой: мы не понимаем пока, будут блокировать португальские поставщики экспорт или нет. Но глобально у российских виноделов все хорошо.


Из-за сильного роста цен на нефть и газ остановились целые корпуса на стеклодувных производствах


Могу предположить, что в ближайшие годы стоит ожидать удвоения объема российского вина в сегменте качественного виноделия. Сегодня в России реальное потребление вина на душу населения около восьми литров в год, из него качественный сегмент мы оцениваем в 4,6 литра, и здесь российское вино будет быстро расти.

Наш проект «Большое Русское Вино» — коллекцию самых прогрессивных российских хозяйств — мы запустили еще в 2020 году. Сейчас он как никогда демонстрирует свою актуальность и эффективность. Наши виноделы доказали, что они совершенно конкурентоспособны почти во всех нишах, которые занимают.

Также в этом году мы запустили одноименный гид «Большое Русское Вино» совместно с изданием Simple Wine News. В него вошли маршруты по самым популярным туристическим направлениями от Калининграда до Владивостока с винодельнями, достопримечательностями и наиболее интересными винными картами российских вин. Мы видим, что в целом на рынке предложение российских вин расширяется, становится все больше стилей и сортов.

Рустам Акиниязов

сооснователь Belmas Winery

— Наша винодельня семейная, мы основали ее в 2015 году в Крыму, поэтому большинство ограничений нам знакомы гораздо раньше, чем коллегам из «материковой» России.

Мы до сих пор делаем свои вина не из собственного винограда, а выступаем в роли негоциантов, то есть покупаем виноград у местных фермеров, которые выращивают его согласно нашим стандартам и условиям.

Первое вино таким путем мы произвели в 2019 году, а в этом году выпустим уже четвертый винтаж. С тех пор объемы производства выросли, но мы все еще очень маленький по меркам бизнеса производитель: в 2021 году суммарно разлили 24 тысячи бутылок вина. Я рассчитываю, что через пять-шесть лет мы выйдем на 50–60 тысяч бутылок в год.

Саженцы для своего первого собственного виноградника мы заказывали весной и, конечно, столкнулись с серьезными трудностями. Дело в том, что качественные саженцы международных сортов винограда закупаются за рубежом, в России своих питомников практически нет. Французский питомник, где мы разместили свой заказ, сначала вообще отказался от поставки, потом согласился, но существенно поднял цены.

Сфера виноделия в России сейчас на подъеме, в том числе и благодаря поддержке государства, которое субсидирует закладку новых виноградников. Впрочем, до Европы, где виноделы получают огромные преференции от своих правительств, нам еще далеко. Кстати, здесь частично кроется и ответ на вопрос, который часто задают россияне: «Почему наше вино столько стоит, если его производят здесь?»


На винодельни вроде нашей
начали обращать внимание крупные дистрибьюторы, которым теперь нужно заменять часть своего портфеля


Я вас уверяю, что сейчас никакой сверхприбыли у российских бутиковых виноделен нет. Просто издержки очень высоки, особенно у тех, у кого в приоритете качество вина: чем меньше объем, тем больше затрат в расчете на одну бутылку. Текущая ситуация привела к росту этих издержек, и цены тоже выросли — на наши вина в среднем на 40 %.

Но, с другой стороны, каждый год все наши вина и вина дружественных нам виноделен раскупают еще до окончания сезона — значит, есть спрос, способность и желание покупать наши вина за эти деньги (в среднем вино Belmas стоит около 3 тысяч рублей за бутылку. — Прим. ред.). Думаю, что нас ждет новый виток роста интереса к российскому вину.

В целом я считаю наши вина конкурентоспособными в плане цен. Конечно, качество вина — очень субъективное понятие, но в среднем за одни и те же деньги можно купить вино из Италии или Испании и России сопоставимого уровня.

При этом я, конечно, очень не хочу, чтобы наш рынок «закрылся». Все-таки тот подъем, о котором я говорю, не был бы возможен без участия западных экспертов и технологий, попадающих к нам из-за рубежа. Чтобы развиваться, нужно смотреть шире, стремиться за лучшими, быть в международном сообществе.

Сейчас у нас есть сложности с поставками дубовых бочек из Европы, емкостей из нержавеющей стали, дизайнерской бумаги для этикеток. Но все это, я уверен, преодолимо, просто нужно время на адаптацию.

Из плюсов — на винодельни вроде нашей начали обращать внимание крупные дистрибьюторы, которым нужно теперь заменять часть своего портфеля. До этого мы были им абсолютно неинтересны из-за небольших объемов. Кроме того, не секрет, что крупные западные производители давали нашим дистрибьюторам серьезную отсрочку платежа.

Например, с нами стала работать компания «Лудинг», и это дает возможность более широкой представленности, а следовательно, повышению узнаваемости и спроса.

Анастасия Шамрицкая

директор по развитию винодельни «Шато де Талю»

— С наложением эмбарго на экспорт в Россию из многих стран полки алкогольных отделов начали пустеть. На место западных производителей пришли отечественные, которые не уступают по качеству, а то и на порядок лучше. Дистрибьюторы обратили внимание в том числе и на малые винодельни, таким образом формируя спрос.

Нынешнее время — своего рода толчок для местных производителей. На рынке освободилось место для российских виноделов. Это отличная возможность проявить себя. Дальше покажет время. Но мы убеждены, что выиграет тот, кто планирует, не сидит на месте и не только быстро адаптируется под текущую реальность, но где-то и предвосхищает изменения.

Конечно, есть и трудности. Одна из проблем, которая ощущается особенно остро, — поиск запчастей для оборудования и техники. Все это мы закупали в Европе. С одной стороны, наши партнеры включены в процесс и оперативно помогают. Также мы сейчас какие-то общие потребности виноделен стараемся решить сообща. Например, с несколькими хозяйствами ищем возможность привезти в Россию тракторы для междурядий. К сожалению, отечественное машиностроение пока не готово к нынешним реалиям, чтобы заменить иностранных производителей.

Внешние изменения отразились и на логистике, а санкции — на темпах инфляции и росте цен. Все это сказывается на сроках поставки, ценах запчастей и комплектующих. То, что прежде мы могли получить за месяц, сейчас растягивается на более длительный срок. И это необходимо учитывать уже сейчас, думая о следующем сезоне.


Каждый санкционный пакет со стороны Евросоюза ощущается сильнее. Пока это запрет на экспорт типографской краски и бумаги, винтовой пробки, импортной стеклотары, бочек из французского дуба и корковой пробки


Безусловно, нынешняя геополитическая обстановка повлияла и на наше предприятие. Каждый санкционный пакет со стороны Евросоюза ощущается сильнее. Пока это запрет на экспорт типографской краски и бумаги, винтовой пробки, импортной стеклотары, бочек из французского дуба и корковой пробки. Последними двумя позициями мы заблаговременно обеспечили себя и закрыли годовую потребность в начале календарного года.

Если говорить о ценах на российское вино и его конкурентоспособности, 2021 год выдался довольно дождливым. Мы были в лучшей ситуации благодаря особенностям нашего терруара (винодельня Шато де Талю расположена в Геленджике, в Краснодарском крае. — Прим. ред.). А вот коллегам с других виноделен пришлось направить немало усилий для сохранения урожая. Это повлияло на итоговую стоимость российского вина. Но есть и другие факторы: удорожание комплектующих — пробка, бутылка, этикетка, короб, колпак и их доставка через третьи страны.

Помимо этого, виноделы вынуждены вносить стопроцентную оплату за комплектующие, поставка которых растягивается по времени. Следовательно, мы заказываем все заранее, замораживая свои средства. А оплату от покупателей за вино мы получаем после продажи партнерам. Теперь период от предоплаты за комплектующие до возврата средств за отгруженный товар может занять больше полугода. Это не может не отразиться на ценах.

Ольга Фирстова

директор по коммуникациям и связям с общественностью ГК «Абрау-Дюрсо»

— Текущая ситуация на российском рынке алкогольных и безалкогольных напитков дает нам возможность успешно выходить в те категории, где раньше наблюдалась высокая конкуренция с импортными производителями. В этом году уже выпущены безалкогольные лимонады на основе виноградного сока Abrau Vinonade, а в категории крепких напитков — наш собственный джин «7 трав». К новинкам мы констатируем высокий интерес. В наших ближайших планах — выпуск энергетиков, а в будущем — запуск новых линеек и расширение текущего ассортимента как алкогольной, так и безалкогольной продукции.

На винную продукцию группы компаний «Абрау-Дюрсо» спрос вырос значительно, в среднем на 20 % по сравнению с прошлым годом. И здесь в расширении производства мы ограничены исключительно емкостью сырьевой базы. Ежегодно мы высаживаем новые виноградники, но первый урожай для виноделия с них можно будет получить только через четыре года.

обложка: «Абрау-Дюрсо»