Варя Лагутина работала в «Студии Лебедева», развивала Mos.ru и создавала проекты на стыке цифровых технологий и здоровья. А после, в августе 2022 года, уехала в Нью-Йорк — учиться работать в большом кино. Варя рассказала «Большому Городу» о том, почему ее примеру может последовать каждый.

Автор: Сергей Король

Варя Лагутина


Я с детства интересовалась искусством, особенно кино. В школе до утра засматривалась фильмами Бертолуччи, Тарковского, Муратовой. Я тогда не думала, что можно выучиться и стать режиссером. В детстве казалось, что некоторые люди просто сразу рождаются режиссерами, и все.

Став взрослой, я работала менеджером, руководила дизайнерами, а когда много работаешь с дизайном, появляется насмотренность — даже у менеджеров. Смотришь на чужую работу и думаешь: «А как бы я сама сделала?» И со временем понимаешь, что могла бы сделать минимум не хуже. Приятное чувство, что уж.

Мне приходилось придумывать много креативных концепций рекламных кампаний. Я поняла, что креатив прет. И в какой-то момент осознала, что созрела: больше не страшно становиться режиссером. Я начала снимать короткие видео и монтировать их с музыкой. Невероятное ощущение: вот ничего не было, а тут раз — и ты это создал. И люди такие: «Вот это да, круто!» А ведь этого правда не было, и оно возникло у меня из головы.

New York Film Academy

— NYFA — одна из самых крупных и известных частных киношкол в США. Нет смысла говорить о том, почему США — это лидер киноиндустрии, да еще и с огромным отрывом. А выпускники школы работают и в авторском кино, и в таких масштабных голливудских блокбастерах, как «Дюна». Если и учиться киноделу, то в Америке.

Нью-Йоркская киноакадемия работает как настоящая фабрика по производству специалистов в кино и телевидении. Здесь есть длинные магистерские программы на один и два года, есть короткие курсы, есть вечерние интенсивы. Можно накрутить себе обучение по возможностям и ресурсам.

Здорово, что киношкола пропагандирует обучение через практическое интенсивное обучение. Это школа навыков, где студенты проходят полный пайплайн любого процесса и в конце выдают готовый продукт. Путь от создания идеи до ее реализации (съемки полнометражного кино) с использованием технических ресурсов академии и ее студентов.

Школа дает возможность учиться не только актерскому мастерству и режиссуре, долгосрочными программами покрыты все профессиональные области кино- и телеиндустрии. Тут можно выбрать программу пре- и постпродакшена тоже. Есть даже профессия журналиста прямого эфира.

Билет в профессию (ну почти)

В России работодатели и партнеры часто смотрят на формальное образование. При собеседовании в кино или продакшене смотрят, где человек учился, особое значение имеет, у какого мастера ты учился, какие курсы окончил (даже сертификат «Русского медвежонка», наверное, пригодится). Прийти с улицы и сразу встать за камеру трудно — это очень высококонкурентная среда. Конечно, это может сработать в каких-то небольших компаниях, но в целом — не очень.

В киноиндустрии США больше возможностей, и я ценю за это американский подход. Тут есть две важные штуки, которые помогают быстро вырваться вперед.

1. Все вместе

Киношкола — это большой плавильный котел, в котором сотни операторов, режиссеров, сценаристов, дизайнеров и других специалистов учатся вместе, вместе делают проекты, знакомятся, тянут друг друга в коммерческие заказы. Школа стимулирует всех работать сообща.

С другой стороны, люди стремятся работать вместе, потому что конкуренция позволяет им выигрывать больше. В США есть важная национальная идея — торжество личности над коллективизмом. Ученики киношкол профессионально растут с пониманием того, что они уже неплохи, и в творчестве им не нужно доказывать, что они лучше других. Они просто знают, что они клевые, и другие тоже клевые, и все вокруг — классные. И если все сложат свои усилия, то результат будет просто офигенный.

В принципе, можно даже не оканчивать американских киношкол, а приехать в Штаты и сразу начать работать в коммерческом кинобизнесе — это окей.

2. Портфолио

В Америке просто миллиард разных конкурсов, фестивалей и премий. Можно натурально снять кота на смартфон, отправить на фестиваль котофильмов, получить награду — и смело класть ее в портфолио.

Это настоящий цикл: сняла — отправила на конкурс — получила награду — использовала награду как аргумент для получения средств на новый фильм. Делать так совсем не стыдно, большие режиссеры и продюсеры тоже так поступают. Вим Вендерс, например, живет от конкурса до конкурса и от гранта до гранта.

С хорошим портфолио легче найти проект, а портфолио создается в процессе учебы. Школа подталкивает тебя: «Давай, снимай, делай что хочешь, вот ресурсы для этого, а вот люди, с которыми ты можешь сколлаборироваться». В результате в среде самозарождаются проекты, как когда-то самозародилась жизнь из «молекулярного супа» в первобытном океане.

Но без гарантий

Такой подход формирует естественный фильтр: те, кто хочет учиться и делать проекты, просто продолжают делать — и в конечном итоге добиваются успеха. А те, кто просто ходит на занятия и едва что-то делает, не находят работу после окончания, даже несмотря на диплом.

Учиться сложно, потому что сама профессия — сложная, она требует серьезного вовлечения. Особенно сложно учиться тем, кто болеет перфекционизмом и не может позволить себе снимать работы в студенческом формате. Я, к примеру, привыкла, чтобы результаты моих работ были максимально хороши, и поэтому готова была инвестировать собственные деньги, чтобы нанять хорошего оператора. Но это требуется, только если есть задача отправить свою студенческую работу на фестиваль. В остальных случаях можно обходиться внутренними ресурсами.

В школе никто не заявляет, что если вы отучитесь у них, то забронируете результаты в карьере. У школы нет центра карьеры и гарантированного трудоустройства. Успех выпускников — это результат упорного труда, таланта и, конечно, обстоятельств. Но если вы работаете, трудитесь, снимаете, участвуете в конкурсах, то вас могут заметить агенты или такие же увлеченные ребята, как и вы. Плюс портфолио, с которым можно обращаться в студии напрямую.

Как поступить в американскую киношколу

Пакет документов:

  • Перевод диплома или сертификата об окончании среднего образования (перевод принимается только от сертифицированных учреждений).
  • Три рекомендательных письма.
  • Эссе о том, почему вы хотите учиться именно в этой школе и почему будет классно, если они вас возьмут.
  • Креативное портфолио.
  • Сертификат, подтверждающий уровень владения языком.
  • Сертификат ковид-вакцинации.

Ну и, конечно, нужно иметь возможность оплатить сервисный сбор и само обучение.

Годовая программа в NYFA стоит около 45 тысяч долларов за три семестра. Разумеется, короткие программы и интенсивы — дешевле. Стоимость не учитывает расходы на жилье, питание, транспорт, книги, дополнительные необходимые принадлежности, плату за мероприятия и медицинскую страховку. Студенты также несут дополнительные расходы на свои собственные проекты. Стоимость будет зависеть от того, сколько фильмов нужно будет снять, и от масштаба проектов.

Выглядит это неподъемно. Так и есть, если не воспользоваться грантами и другими способами частично или полностью покрыть расходы на обучение и пребывание в стране. Чтобы сэкономить, можно воспользоваться грантом. Даже сама школа может дать грант, в некоторых случаях до 10 тысяч долларов.

Можно поискать гранты и самостоятельно. Таких программ в США не меньше, чем кинофестивалей. В принципе, всю сумму на обучение можно собрать грантами или найти спонсора. Однако искать программы, писать письма — это почти фултайм-работа, и этим стоит озаботиться сильно заранее.

Моя подготовка к поступлению заняла два месяца: тестовые задания, тест по английскому, сбор и перевод документов, переписка со школой, оформление и подписание документов. Все выглядит страшно, и на самом деле они вынесут весь мозг, пока не будут предоставлен весь пакет. Однако в комиссии все приветливые, вежливо объяснят, если что-то не так, и подождут, если вы сможете что-то прислать после дедлайна.

В портфолио можно положить любительские работы, свои коммерческие проекты в России и не только. В принципе, если портфолио нет, то можно обойтись без него (для краткосрочных программ) — или быстро собрать из того, чем вы занимались ранее. К примеру, могут подойти арт-фотографии, которые покажут, что у вас есть «глаз».

На коротких программах (до трех месяцев) можно учиться по туристической визе. Но если вы уже приехали в страну и поступили в школу, то поменять статус визы с туристической на студенческую можно прямо в стране. Это тоже отнимет порядка трех месяцев.

Также потребуется сертификат знания языка: TOEFL или IELTS. Сдать их в России стало чуть сложнее, плюс они могут вас отпугнуть. Хотя тут тоже есть чит: киношкола принимает результаты теста Duolingo! Оказалось, это не просто сервис, но и полноценная тестовая система.

Что дальше

Лично я рассматривала и другие варианты, например, магистерскую программу в Нью-Йоркском и Колумбийском университетах. Но это уже совсем другой уровень: нужно сдавать академического уровня экзамены, да и чек за обучение вырастает в разы. Зато на семинар по актерскому мастерству к тебе приходит Аль Пачино.

США — это настоящая фабрика грез, киноиндустрия и индустрия развлечений здесь развиты до масштабов огромного промышленного предприятия по созданию впечатлений. При этом занятно, что известные люди, ресурсы здесь местами сконцентрированы плотнее. К примеру, можно приехать в Сан-Франциско, зайти в небольшой барчик и увидеть музыкантов группы Metallica, которые просто что-то наигрывают на гитарах, пока люди вокруг пьют пиво. Тысячи звезд живут своей жизнью вокруг. Это вдохновляет.

Я понимаю, что в этом есть «ошибка выжившего» — классные фильмы снимают люди, которые прошли естественный отбор. Такой человек может прилететь в Сан-Франциско и сходить в бар с Кирком Хэмметом, а посуду на кухне бара моет его сокурсник, у которого не получилось. Про этот культ ачиверства можно спорить, но им можно и пользоваться, пока не отменили.

Пара советов

Не парьтесь о своем английском. Конечно, будет тяжело, но в США хватает эмигрантов. Когда на старте я говорила, что неважно понимаю беглую английскую речь, собеседник отвечал: «Я по-русски вообще ни слова не знаю, все окей».

Можно прилететь с туристической визой и поступить на краткосрочную учебную программу (до четырех месяцев обучения). Для долгосрочных программ нужна учебная виза, но поменять статус туристической на учебную можно уже в США. Делать все нужно будет быстро, и лучше привлекать адвоката. А еще с учебной визой можно работать до 20 часов в неделю. Если есть любая другая виза О1, то можно учиться. Хотя про визу всегда разговор особый.

Киношкола не для талантливых ребят, у которых на пальцах мозоли от камеры. Это способ быстро въехать в профессию, получить мощный нетворкинг, найти первые проекты, зацепиться в США. Это не так сложно, как кажется.

Фотографии: личный архив героини