«Новая природа»: Как фотографы видят современные новостройки
Пальмин, Пегова, Литвинова, Ефимов, Каратун, Корси и Цайдер — о выставке «Идеальные формы и живая реальность»
19 декабря в HSE Art Gallery при поддержке сервиса Яндекс Недвижимость, галереи современного искусства Pennlab и Школы дизайна НИУ ВШЭ открылась выставка об архитектуре современных новостроек. Объектами съемки выступили жилые кварталы девелоперов MR Group, «Самолет», ЛСР, ФСК и Sminex, а авторами — известные художники. Проект курирует художник и фотограф Владислав Ефимов.
Деятели искусств зачастую романтизируют прошлое, фотография не исключение. Авторы любят обращаться к архитектурной эстетике в том числе типовой жилой застройки — в сталинках, хрущевках и дореволюционных зданиях фотографы видят уют, сюжет и историю. В проекте «Идеальные формы и живая реальность» авторы осмыслили роль новой жилой архитектуры, которая становится ландшафтом для жизни современного человека, и отразили то незаметное, фоновое, но прекрасное, что нас окружает и в чем мы живем.
«Большой Город» рассказывает, как устроена выставка о новой эстетике российских ЖК. Бонус-трек — публичная программа, которая пройдет в галерее с 4 января по 2 февраля.
Юрий Пальмин
— Городская ткань Москвы — это лоскутное одеяло, сложное сочетание порой противоречивых фрагментов, палимпсест архитектурной, экономической и политической истории не только самого мегаполиса, но и окружающего его внешнего мира. Строящиеся в последнее время жилые комплексы, продукт экспоненциального роста населения города, по-разному взаимодействуют с этой тканью.
Архитектура города участвует в постоянном и непрерывном потоке коммуникации как с обитателями, так и с самой собой. Фасады новостроек обещают потенциальным жильцам радости нового быта, приглашая примерить себя, словно платье. Обращаясь же к соседним фасадам, они могут, например, рассуждать о преимуществах экономии перед роскошью или упражняться в приемах архитектурной риторики. Горожане становятся не только зрителями этого театра, но и полноправными, хотя порой и невольными участниками зрелища.
Архитектурный фотограф, как правило, выступает в роли осветителя, подсвечивая актеров в наиболее выигрышном виде. Комплиментарный визуальный образ зданий, порой неотличимый от хорошего рендера, — это еще одна проекция архитектуры, своеобразный переносной фасад, получивший от умелого мастера собственный голос. Он тоже говорит со своим зрителем на понятном языке, сформировавшемся за долгую историю взаимодействия архитектуры и фотографии.
Оля Пегова
— При съемке жилых комплексов я стремилась запечатлеть уникальное взаимодействие архитектурных форм с окружающим пространством, подчеркивая индивидуальность каждого проекта.
ЖК «Пригород Лесное» находится в природном ландшафте рядом с лесом и большим количеством свободного пространства вокруг, архитектура здесь гармонирует с природой, создавая уютную атмосферу для жителей.
Комплекс «Зиларт» представляет собой авангардный проект, в котором разнообразные архитектурные формы гармонично перетекают одна в другую, создавая единый художественный объект.
«Тропарево Парк» расположен на границе с большим лесным массивом, который открывается практически с каждой точки комплекса. Это соседство создает атмосферу, где архитектура и природа гармонично сосуществуют, а лесопарковая зона выступает активным участником жизни комплекса.
Анастасия Литвинова
— Основой для этой серии работ стала игра с отражениями в окнах домов.
Современная застройка предполагает внимательное отношение к остеклению объектов, наличие света, «воздуха» является важным аспектом при поиске жилья. Окна становятся не только «глазами» дома, но и некими порталами, объединяющими общие и приватные зоны, пространства внутреннего двора и внешнего мира улицы. Отражения на стеклах создают необычные преломления, диалог между различными фрагментами жилых пространств. Мне захотелось поиграть в этот визуальный конструктор и при этом попытаться передать уникальную атмосферу каждого комплекса.
Владислав Ефимов
— Фильм Жака Тати Play Time комедийным образом описывает интересную ситуацию архитектурного перелома, случившегося в Париже 60-х годов. Лирический герой-одиночка ходит по улицам, посещает выставки и офисные здания, наблюдает за жилыми районами. В этом наблюдении очень много недоумения, растерянности обычного человека перед лицом новой архитектуры, в основном состоящей из стекла и алюминиевых панелей. Новая архитектурная «прозрачность» делает старый город невидимым для традиционного представления, этот старый город виден только в отражении.
Каждый город проходил такой этап. Вторжение модернистской архитектуры в самое сердце и в душу городского жителя наносит ему травму, ведь все меняется, и под воздействием рыночных отношений меняется с какой-то сверхсветовой скоростью.
Итак, выйдя на балкон с идеей написать очередной прекрасный этюд про старый город, мы внезапно видим, что города-то и нет. Он пропал, и горизонт чист, так как новая архитектура прозрачна. Это тоже впечатление, оно может быть сильнее и живописнее старого унылого вида на отжившие свой век кварталы. Новая Москва заменила собой старую.
Тут есть от чего растеряться. Если раньше, в эпоху великой революции, при активном строительстве совершенно нового общества и абсолютно нового человека стояла задача изменить быт, архитектурно воспитать активного работника и коллективиста, то сейчас цели как бы и неясны. Но они, несомненно, есть, и их можно определить в художественном проекте.
Елена Каратун
— Уклонение отвесной линии является одной из важных характеристик геометрической структуры гравитационного поля Земли.
Изменения силы тяжести не имеют явной, видимой закономерности, но обусловливают отклонение этих значений от нормального.
Так и точка зрения может иметь гравитационные несоответствия. Смена привычных координат формирует аномальный взгляд на высоту, а стереофотографический эффект является лишь методом, позволяющим расширить пространственные координаты.
Алексей Корси
— Рассматривая архитектуру как живой организм, можно провести параллель между устройством жилого комплекса и человеческого сознания.
С этой точки зрения мы можем обнаружить специфическое назначение технологических, подсобных и переходных помещений как функцию подсознательного в архитектуре. Вынесенные за рамки видимого, служебные зоны обеспечивают бесперебойное функционирование жилых и общественных пространств.
Направляя камеру в зазор между стеной и колонной, мы наблюдаем невидимую эстетику пустого места.
Анастасия Цайдер
— Эта серия фотографий приглашает зрителя взглянуть на функциональные пространства современного многоэтажного дома не только как на технические сооружения, но и как на новый тип ландшафта, окружающего современного человека.
Паркинги, холлы и лифтовые шахты с их геометрическими формами и игрой света и тени создают особую атмосферу, которая может быть одновременно индустриальной и поэтичной. Здесь, в этих бетонных пространствах, мы находим контраст между хаосом городской жизни и тишиной, которую дарит подземное существование. Эти пространства перехода, где человек не задерживается, направляясь из одной точки в другую, обладают магией инаковости по сравнению с жилыми зонами. Это места, где ничего не происходит, но каждое мгновение наполнено ожиданием события.
Исследование подземных паркингов и технических помещений как нового типа ландшафта предлагает нам переосмыслить наше отношение к архитектуре и городской среде. Мы сталкиваемся с идеей о том, что даже самые утилитарные пространства могут быть источником вдохновения и эстетического удовольствия. Искусственная среда, окружающая нас, используется не только функционально, но и как место для проживания разнообразных чувств и рефлексий.
Паркинги, холлы и лифтовые шахты — это все «новая природа», в которую мы всматриваемся с тем интересом и рефлексией, с какими первобытный человек изучал лес; как человек эпохи романтизма наблюдал за миром с вершины холма, так и житель многоэтажного дома вглядывается в бесконечность подземной парковки.
Публичная программа
С 15 по 30 января в HSE Art Gallery пройдет публичная программа «Современная архитектура как искусство жизни» — лекции и дискуссии с экспертами в сферах фотографии, архитектуры, дизайна среды и урбанистики, а также девелоперов и представителей Агентства креативных индустрий. Дополнительно запланированы мастер-классы для родителей и детей. Программу курирует Александра Першеева, академический руководитель программы «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, завкафедрой «История искусств», кандидат искусствоведения, исследователь, кинорежиссер, видеохудожник.
4 и 5 января, 12:00–14:00
Семейная программа для детей и родителей: медиация по выставке и мастер-класс с Валерией Масловской
15 января, 19:30, онлайн
«Город глазами архитекторов: фотоотчеты английских путешественников из их советских путешествий» с Ксенией Малич
16 января, 19:30–21:00
Лекция «Архитектура начала III тысячелетия н. э. Тренды прежние и новейшие» с Сергеем Кавтарадзе
21 января, 19:30
Дискуссия «Система поддержки арт-рынка: бизнес и государство» с Вассой Пырковой
23 января, 19:30
Лекция «Страницы истории архитектурной фотографии» с Ириной Чмыревой
28 января, 19:30–21:00
Лекция «Как современники ругали архитектуру в разные исторические эпохи» с Павлом Гнилорыбовым
30 января, 19:30
Дискуссия «Внешнее и внутреннее пространство повседневной жизни» с Юлией Шереметовой
2 февраля, 19:30–21:00
Лекция «Современная архитектура Москвы. Новое в историческом контексте» с Галиной Минаковой
Фотографии: Яндекс Недвижимость