То, что вы увидите в фильме «Граф», вписывается в современный контекст. Чилийский режиссер Пабло Ларраин, известный в Голливуде кинобиографиями «Джеки» и «Спенсер», высмеивает Аугусто Пиночета, изображая его вампиром, чья жизнь началась еще до Французской революции. Критик Артур Завгородний посмотрел «Графа», который был награжден за сценарий на Венецианском кинофестивале, и остался ужасно недоволен вялой игрой в вампиризм. Тому, что натворил Пиночет, нет сроков давности.

Автор: Артур Завгородний

 

«Граф» / El Conde

РЕЖИССЕР

Пабло Ларраин

В РОЛЯХ:

Хайме Вадель, Глория Мюнхмайер, Альфредо Кастро, Стелла Гонет

Аугусто Пиночету осточертело жить среди людей, поэтому он инсценирует свою смерть и становится отшельником. Пиночет — вампир, как Дракула, отсюда и название фильма Пабло Ларраина, который ранее уже обращался к пиночетовской эпохе (его рекламная драма «Нет» была номинирована на «Оскар»). Только чахнет старый кровосос не в замке на холме, а в чилийском захолустье, где собирается вся его родня, мечтающая разделить наследство.

 

 

«Граф» — черно-белая исповедь, похожая на фарс. Режиссер разбивает сюжет на допрос жадных родственников, тайный роман жены Пиночета с дворецким, русским монархистом, и влечение самого диктатора к монашке с ангельским личиком, которая по указанию церкви должна собрать компромат и провести обряд экзорцизма. Но когда все сказано и сделано, понимаешь, что изобразить фашиста упырем и есть главный и единственный смысл этой тягучей картины с могильной атмосферой, нелепой интрижкой, заунывной музыкой, монологом Маргарет Тэтчер за кадром и полетами генерала над горами и высотками.

 

 

Пиночет предстает не только кровожадным чудовищем, воображающим себя императором, но также несчастным стариком, живущим без любви. Слабый, бледный и жаждущий покоя чилийский Носферату, отдавший страну на растерзание, слизывает дворянскую кровь с гильотины и лакомится плотью невинно убиенных. При этом автор не решается на серьезный разговор о фашизме. «Граф» — всего лишь легкая издевка. Фильму по сути нечего сказать, кроме того, что Пиночет грабил народ и выглядел как сутенер. Вот и весь патриотизм. Он убивал красных, но помнить его будут как вора, и это генерала страшно обижает.

 

 

«Граф» получился таким же мертвым, как сам диктатор. «Эта женщина хочет изгнать из меня Сатану, но во мне — пустота», — смеется дряхлый Пиночет, не подозревая, что охарактеризовал не столько себя, сколько эту тоскливую сатиру на грани мелодрамы и хоррора с претензией на эстетизм. Бессмертие потеряло былую привлекательность, но аппетит не пропал. Пиночеты приходят и уходят, а диктатура капитала остается и продолжает пить пролетарскую кровь.

 

Фотографии: Netflix