Евгений Цыганов и Юлия Снигирь играют Мастера и Маргариту в фильме по мотивам романа Михаила Булгакова. Мы посмотрели отечественный блокбастер с калейдоскопом персонажей и событий и заметили, что происходящее в кадре — не просто душевное расстройство. «Мастер и Маргарита», который ранее назывался «Воланд», очень точно следует линии партии.

АВТОР: Артур Завгородний

 

«Мастер и Маргарита»

РЕЖИССЕР

Михаил Локшин

В РОЛЯХ

Аугуст Диль, Евгений Цыганов, Юлия Снигирь, Юрий Колокольников

Режиссер Михаил Локшин, известный царской во всех смыслах сказкой «Серебряные коньки», доказал: роман Михаила Булгакова с горем пополам поддается адаптации. «Мастер и Маргарита» — произведение по-голливудски грандиозное. Но если отставить очарование актеров, футуристическую обстановку, смешение стилей и жанров и структуру повествования в виде матрешки, то получится классический конфликт человека и общества.

 

 

«Мастер и Маргарита» рассказывает о муках интеллигента при диктатуре пролетариата. В сталинской Москве молодого драматурга (он же Мастер) со скандалом выгоняют из писательского союза, потому что он сочинил пьесу, где римский прокуратор Пилат казнит Иешуа (он же Иисус). Религиозное творчество воспринимают как плевок в души атеистов. Партия беспощадно ругает гордого творца, лишает беднягу работы и закрывает в дурдоме. Мастера, как Канта, на Соловки не посылают, но все равно больно.

 

 

В окружении сумасшедших герою приходит гениальная мысль — дописать роман о себе. В книге Мастер встречает Сатану (он же Воланд). Респектабельный иностранец, что примечательно, немец (Аугуст Диль, сыгравший у Тарантино нациста) издевается над «совками». Одному этот джентльмен предсказывает страшную смерть, другого играючи выселяет из квартиры, а в театре во время мюзикла он искушает москвичей деньгами и модными платьями, чтобы показать, как человек жалок и безнадежен, потому посмел усомниться в Боге. 

 

 

В сюжете сливаются мистическое, романтическое и политическое с намеком на сегодняшнюю действительность. Это не буквальный пересказ книги Булгакова. «Мастер и Маргарита» — не столько о страданиях писателя, сколько о жестокости, пошлости и подлости советского общества. Но сильнее всего картина привлекает антуражем: костюмами, декорациями, величественными зданиями и пионерским задором. Однако смыслы скучны, хоть и вечны, а переживания Мастера и Маргариты не трогают, потому что важна не драма влюбленных одиночек, а трагедия обиженного драматурга, который решается хотя бы на бумаге нагадить гражданам за их мещанство и безбожие.

 

 

Картина не лишена суеты и какофонии. Местами неуклюже выглядят эффекты и озвучка Аугуста Диля, но сам актер дьявольски прекрасен. Слоеный сюжет слегка утомляет, и дело не в хронометраже (почти три часа), а в банальности конфликта, дескать, душно интеллигенту в стране рабочих. Мастер грезит о творческой свободе, чтобы изобличить сталинский режим, а его, видите ли, стыдят и гонят. Ни загадок, ни намеков.

Только писатель знает истину и верит лишь собственной фантазии, где происходит всякая чертовщина. А потом, отомстив критику, влюбленные Мастер и Маргарита вместе с Воландом и его свитой наблюдают, как полыхает Страна Советов. Ничто не может сильнее показать неразрывность русской истории, прочную связь прошлого с настоящим, чем эта белогвардейщина. Как говорится, не трогайте интеллигенцию — она служит любой власти. Смотрите, не поскользнитесь.

 

ФОТОГРАФИИ: «Атмосфера кино»