«Тролль» — фантастический фильм производства Netflix, срежиссированный Роаром Утхёугом («Лара Крофт»). По сюжету, в Норвегии после тысячелетнего сна пробуждается огромный каменный тролль, угрожающий людям. В главной роли Ине Марие Вильман («Белый лебедь»). Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, как этот фильм пытается выйти за рамки традиционных фильмов о гигантских чудовищах и как у него это не получается.

Автор: Иван Афанасьев

«Тролль» / Troll

Режиссер

Роар Утхёуг

В ролях

Ине Марие Вильман, Ким Фальк, Мадс Сьёгор Петтерсен, Гар Б. Эйдсвольд

Дата выхода

1 декабря 2022 года (онлайн)


Норвегия, где-то неподалеку от Осло. Палеонтолог Нора Тидеманн одержима раскопками костей динозавров — не так давно она как раз получила значимый грант в этой области и занимается делом своей мечты. Но мечты приходится отложить в сторону, когда ее вызывают загадочные люди из правительства в связи со странным инцидентом: во время взрыва горной породы что-то случилось, и это что-то начало сеять разрушения. Довольно быстро выясняется, что это не что иное, как тролль — древнее существо из камня размером с многоэтажку, недовольное тем, что его разбудили. Далее тролль направляется в столицу, чтобы разобрать ее, кхм, по камешкам. Тидеманн, чей отец был помешан на троллях, должна найти своего полусумасшедшего старика, который, возможно, знает способ остановить чудовище.

Где-то мы уже все это видели… Кто сказал «Годзилла»? Собственно, сам режиссер Роар Утхёуг не скрывает своих источников вдохновения: он признавался, что референсом для «Тролля» был фильм 1998 года про гигантскую прямоходящую ящерицу за авторством Роланда Эммериха. Но его пояснения и не требуются, как и пояснения насчет других картин про кайдзю, о которых он умолчал. Прозорливый ученый, нашедший способ победить монстра, хотя и скрепя сердце (оно же живое!) — это и фильм Эммериха, и самый первый «Годзилла» 1954 года. Безумный старик, которого никто не слушал, но который оказался прав, — это «Годзилла: Миллениум» 1999-го (впрочем, наверняка вспомнятся и другие примеры). То тут, то там мелькают отсылки к классическому «Кинг-Конгу» 1976 года, к «Монстро» и, кажется, даже к норвежским же «Охотникам на троллей» Андре Овредала, сделавшего, кстати, неплохую карьеру на Западе. Утхёуг, съевший собаку на жанровом кино, тоже попробовал себя в США, но его перезапуск «Лары Крофт» не сложился в долгосрочное сотрудничество с Голливудом, и он решил задать американского духу у себя на родине, хоть и на деньги Netflix. Получилось… неоднозначно.

Что меняется в норвежской вариации «Годзиллы», кроме того, что монстр сложен из камня, носит бороду и смотрит на мир не мордой зверя, но лицом человека, которого разбудили за пару-тройку часов до будильника? Утхёуг и его сценарист Эспен Эукан пытаются добавить во все это дело нотки фольклора. Главная героиня и ее эксцентричный отец, сам чем-то похожий на тролля, постоянно говорят суровым дядькам в костюмах из правительства, что чудище невозможно победить обычным оружием — пригодятся колокола, звон которых, как и церкви в целом, он ненавидит. Те, само собой, поначалу ничего не слушают и забрасывают горного великана снарядами из танков и артиллерии, и, спустя энное количество убитых солдат сообразив, что их средства не работают, решают обратиться к религиозным методам. Но этот мотив проявляется, по сути, ровно два раза (плюс однажды его упоминают вскользь), и в дальнейшем противостояние христианства и язычества как бы выбрасывается за скобки.

Проще говоря, создатели вроде бы пытаются выйти за рамки простого фильма-катастрофы — Утхёуг ранее поставил неплохую картину «Волна» про наводнение, в которой на первый план выходила история с тем, как подобные события освещаются в СМИ. Здесь он тоже будто бы пытается добавить происходящему глубины: придать монстру многозначности — в одном из эпизодов мы узнаем, например, что тролль любит детей. В самом начале фильма, когда рабочие взрывают горную породу, нам показывают экологических активистов, вышедших на демонстрацию против акта насилия в отношении природы. Наконец, главная героиня, палеонтолог Нора, с одной стороны, понимает, что монстр — угроза если не всему человечеству, то как минимум Норвегии; с другой — в некоторые моменты она проявляет что-то вроде сочувствия к чудовищу, которое, скорее всего, просто напугано и реагирует на незнакомый ему мир, сильно изменившийся за тысячу с чем-то лет. То есть это что-то ближе к «Челюстям» Стивена Спилберга.

Однако же все эти элементы недокручены, толком ни на что не влияют и вставлены будто для галочки, чтобы производить впечатление чего-то большего. Проще говоря, все это не работает — «Тролль» остается все тем же фильмом о здоровенном монстре из камня, который крушит и ломает все вокруг. С поправкой на то, что все эти элементы его прилично утяжеляют, хотя, казалось бы, как можно еще сильнее утяжелить фильм про нечто очень тяжелое. Оказывается, для этого достаточно добавить «психологизма» (именно в кавычках), который вынуждает авторов занимать значительные куски хронометража под разговоры — о судьбах человечества, о людском непонимании, о том о сем. И от того вдвойне комично, например, звучит призыв по телевидению мэра Осло (или какой-то другой женщины в близком к этому ранге): «То, что вы видите на кадрах, выглядит как спецэффекты, но нет, это не спецэффекты — это реальность!»

Авторы фильма как будто пытаются сказать нам то же самое, но им не веришь — зато вполне веришь в эти самые спецэффекты и жалеешь, что создатели решили сделать упор на «глубину» (тоже в кавычках) и разрушение стереотипов о кайдзю-фильмах. Получилось не очень, зато моменты, когда тролль учиняет разрушения и получает на орехи от военных, выглядят чертовски впечатляюще. Возможно, Утхёугу и коллегам просто не хватило бюджета, который, очевидно, был отнюдь не огромным, зато там, где он все-таки был, все в порядке: сам монстр выглядит впечатляюще, а его масштаб внушает доверие. И тут вспоминаются уже упомянутые «Охотники на троллей», сделанные в духе мокьюментари-фильмов, с еще более скромным бюджетом, но куда более интригующие — именно за счет того, что монстров нам показывали мельком, распаляя зрительское воображение. И это хороший ответ на вопрос, как сделать фильм А-класса, когда у вас денег максимум на B movie — подключайте фантазию, а не пытайтесь словесно убедить всех вокруг в том, что у вас все абсолютно серьезно.

Фотографии: Netflix