«Пиноккио» — уже вторая в этом году экранизация знаменитой сказки Карло Коллоди, созданная знаменитым Гильермо дель Торо («Лабиринт Фавна») и Марком Густафсоном (автором визуальных эффектов в «Бесподобном мистере Фоксе» Уэса Андерсона). В ней деревянный мальчик и его папа живут в Италии, стоящей на пороге Второй мировой войны. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, почему этому творению, по-хорошему, обеспечен «Оскар» за лучший анимационный фильм, и зачем дель Торо и Густафсон переделали классический сюжет.

Автор: Иван Афанасьев

Редактор: Иван Бочаров

«Пиноккио» / Pinocchio

Режиссеры

Гильермо дель Торо, Марк Густафсон

В ролях

Юэн Макгрегор, Дэвид Брэдли, Рон Перлман, Кейт Бланшетт, Тильда Суинтон

Дата выхода

9 декабря 2022 года

Где смотреть

Netflix


Италия, 1910-е, идет Первая мировая. Джепетто и его сын Карло жили душа в душу, когда авиационная бомба, упавшая с неба, погубила мальчика. Безутешный мужчина посадил сосновую шишку в память о сыне над его могилой, но с горем справиться так и не смог. Когда шишка выросла в дерево, он срубил его, намереваясь вырубить себе нового сына, пускай даже он будет лишь куклой. Но Голубая фея, явившись ночью, оживила Пиноккио, а заодно поручила Сверчку, которому «повезло» устроить свой дом в той самой сосне, присматривать за деревянным мальчиком. Джепетто такой подарок судьбы воспринял по-своему, решив во что бы то ни стало воспитать в Пиноккио погибшего Карло. Тем временем на дворе 1930-е, мир на грани уже Второй мировой, в Италии вовсю расцветает культ Бенито Муссолини. Кукла, способная выступать без веревочек, заинтересовывает жестокого владельца театра марионеток Манджафоко, славящего дуче.

Да, нужно быть готовым к тому, что очередная адаптации знаменитой сказки может вас, скажем так, здорово удивить, поставить в тупик и даже шокировать — фашисты? Муссолини? Война? Не было такого! Что ж, кудесник Гильермо дель Торо в очередной раз провернул свой любимый трюк — сделал сказку для взрослых. И на самом деле по части экранизации он преуспел куда больше, чем, например, его коллега Роберт Земекис в вышедшем в этом же году фильме для Disney+, в котором, по сути, кроме фан-сервиса, больше особо ничего и не было. «Зато это было гораздо ближе к оригинальному мультфильму 1940 года!» — скажете вы, и будете правы. Но обе эти версии по-прежнему очень далеки от мрачной сказки Карло Коллоди, из которой сознательно убрали все, что может шокировать детей, — например, бедного Сверчка деревянный хулиган на страницах книги умудрился даже убить! Ближе всех по части соответствия оригиналу подошел в 2019 году Маттео Гарроне, а в спину ему дышит дель Торо. Да, несмотря на фашистов и войну, которых там и в помине быть не могло.

Первоначально «Пиноккио» был книгой про конфликт человечности и зла: деревянный парнишка постоянно сталкивался с его проявлениями как снаружи, так и внутри себя. Дель Торо этот мотив сохраняет и усиливает в одних моментах, но сглаживает в других: его Пиноккио творит немало разнообразной дичи, как и литературный тезка, — например, время от времени вредит все тому же Сверчку (который, кстати, изначально вообще берется за воспитание вверенной ему куклы из корыстных намерений). Но делает он это все, как положено ребенку, по незнанию и с добрыми намерениями. Например, ввязавшись в авантюру с театром марионеток и бросив отца, он тем самым хочет избавить его от необходимости выплачивать неустойку за своего непутевого сына. В какой-то момент Пиноккио попадает в настоящий военный лагерь, где проникается идеологией фашизма — но делает это тоже по незнанию, одурманенный пропагандой.

Короче говоря, дель Торо берет классическую сказку и, во многом видоизменяя сюжет (в книге, например, кукольник Манджафоко был скорее добрым, чем злым), сохраняет главное — ее откровенно жестокий, временами садистский нравоучительный тон: здесь жизнь и смерть идут рука об руку. Фашизм и война, две любимые темы режиссера еще со времен «Хребта дьявола», здесь превращаются в аналог абсолютного зла: несмотря на то, что в мультфильме присутствует настоящая Смерть в физическом обличье, она оказывается гуманнее, чем люди, совершающие самые страшные поступки. Пиноккио, больше всего на свете мечтающий стать по-настоящему живым, рискует того и гляди растерять и те остатки человечности, что в нем есть, умереть для мира окончательно. Даже Джепетто, поначалу сам напоминающий Виктора Франкенштейна, мечтающего оживить то, что мертво, некоторыми своими поступками вызывает оторопь, и неудивительно: его душа разрушена последствиями братоубийства.

Проще говоря, тут нет стопроцентно положительных персонажей, что довольно неожиданно для экранизации детской, казалось бы, сказки. Но в этом и сила «Пиноккио» Гильермо дель Торо: он, простите за каламбур, не оболванивает своих героев, не превращает их в проекции авторского морализаторства. Самым простым и предсказуемым было бы сделать очередную байку о том, что фашизм — плохо, а сыновне-отцовские отношения — хорошо, столкнуть свет и тьму в еще одном опостылевшем поединке. Но дель Торо не просто так зовется визионером — для него важно, чтобы детское, на первый взгляд, произведение (кстати, мультфильм, как ни странно, вполне можно смотреть и детям) взывало к настоящим, а не навязанным эмоциям. Чтобы зритель не получал готовые выводы на блюдечке, а делал их сам и проникался симпатией и сочувствием даже к не самым симпатичным порой персонажам.

Поэтому, возможно, и выбран формат кукольного мультфильма — с одной стороны, сохранить ощущение сказки. Технически «Пиноккио» выглядит совершенно шедеврально: вместе с дель Торо его делал Марк Густафсон, мастер по визуальным эффектам, ранее много работавший в рекламе, для которого этот проект стал режиссерским дебютом в кино (сейчас он, кстати, работает над новым проектом LAIKA Entertainment). И это «Оскар», который в следующем году просто обязаны в кои-то веки отдать не Disney или Pixar. С другой стороны, кукольный формат — это ручная выделка, наполненная человеческим трудом, который буквально виден на экране. Это обязательное условие для того, чтобы «Пиноккио», вроде бы так сильно оторванный от реальности визуально, сохранял ощущение жизни, взаправдашности на экране. Это честная, сложная и очень взрослая версия классической сказки, лишенная балагана жестокости оригинала (если не читали — правда, перечитайте и удивитесь), но не лишенная его главной идеи: даже деревянный по пояс и выше способен стать настоящим человеком.

Фотографии: Netflix