Новый «Аватар» только вышел на экраны и уже разделил публику. Зрители единодушно твердят, что даже не хочется говорить о съемках и эффектах. Но о чем еще говорить, как не об этом? Блокбастер красивый, но банальный. Получилось долго и дорого. Критик Артур Завгородний посмотрел долгожданный сиквел «Аватара» и рассказывает, почему продолжение феноменальной фантастики у одних вызовет восхищение, а у других — зевоту.

Автор: Артур Завгородний

Редактор: Иван Бочаров

«Аватар: Путь воды»/Avatar: The Way of Water

Режиссер

Джеймс Кэмерон

В РОЛЯХ

Сэм Уортингтон, Зои Салдана, Стивен Лэнг, Сигурни Уивер, Кейт Уинслет

Дата выхода

16 декабря


Трехчасовой сиквел «Аватара», самого кассового фильма в истории кино, никогда не станет великим, независимо от того, сколько денег он соберет. Новый блокбастер Джеймса Кэмерона, похожий на наивную диснеевскую сказку, отвечает на вопрос, где был режиссер все эти 13 лет. Живописное продолжение фантастики о катастрофе и спасении, трансформации человека и погружении в виртуальное совершенно точно сыграет на руку Голливуду и кинотеатрам, которые отчаянно пытаются соблазнить народ не только большим экраном, но еще и форматом 3D.

«Аватар: Путь воды» по телевизору будет восприниматься не так, как в кинотеатре, — уже проверено на оригинале. Тот, кто раскошелится и посмотрит именно в IMAX, наверняка останется в восторге от избытка красок. Глазеть на дивный мир Пандоры увлекательнее, чем следить за самой историей. Кажется, будто реальность — там, а здесь — страшный сон. Кэмерон сделал потрясающую работу как технарь. Если первый «Аватар», который, в общем-то, не требовал продолжения, выглядит как мультфильм, то новый — грандиознее и правдоподобнее. Благодаря компьютерному волшебству жизнь на райской Пандоре с яркими пейзажами, чудными зверушками и синекожими гуманоидами выглядит абсолютно живой и объемной. Сила дорогущего экофэнтези, снятого с заявкой на документальность, проявляется в сочных деталях экзотических тропиков и подводной флоры и фауны. Но на этом новаторство сиквела заканчивается.

Новый «Аватар» — это старый «Аватар», где капиталисты грабили чужую планету. История парализованного солдата Джейка Салли (его все еще играет невыразительный Сэм Уортингтон), который предал человечество, примкнув к аборигенам, продолжается. Герой оброс семьей, друзьями и дредами, став бесстрашным охотником и вождем туземцев, которых в прошлом земляне пытались прогнать, а их родную землю оккупировать ради добычи редких ископаемых. Джейк живет в гармонии с новым телом и дикой природой. Однако человек опять норовит навалять пандорианцам, и возглавляет отряд убийц все тот же любитель запаха напалма по утрам, сыгранный Стивеном Лэнгом. Злобный вояка-расист погиб в конце первого фильма, но авторы его воскрешают, только уже в образе на’ви.

Народу далекой планеты снова предстоит сразиться с «небесными людьми», чтобы защитить леса и моря от уничтожения. За кадром звучит монолог главного героя, объясняющий все и вся этого богатого мира. Режиссер гордо демонстрирует просторы утопической Пандоры, что и является смыслом картины. Рано или поздно дом дикарей атакуют, и Джейк с боевой женой и шкодливыми детьми вынужден покинуть родной лес и скрыться в деревне, где местные жители, люди рифов, встречают беженцев враждебно. Вскоре водное племя дает семье Джейка бунгало и учит их нырять, охотиться и укрощать фантастических тварей. Вот так все быстро задельфинилось и зарусалилось. В общем, мы наблюдаем то, что происходило с героем в прошлом фильме в густых джунглях, когда он попал к на’ви.

Недаром говорят, что «Аватар» — манифест восторженного инфантилизма. Банальность сюжета и идей, кажется, не беспокоит Кэмерона. Он не прогнулся под модными нравами и поведал нравоучительную историю о свирепости империализма, защите природы и семейных ценностях, даже если главный герой пошел против своих, а своим стал среди чужих. Приключение визуально виртуозное, но скучное по сути. Мы живем в Эйве, а Эйва живет в нас, колонизации вход воспрещен, насилие порождает насилие, за смерть платят смертью, и вообще, тяжело быть богом.

Возможно, нам мало «Аватара». Антиимперский опус, снятый репортажно, с высокой частотой кадров, отчего кажется, что мы сидим перед телевизором или компьютерной игрой, завершается страданиями и разрушениями, напоминающими кэмероновский «Титаник». Впрочем, любой конец — это новое начало, поэтому продолжение, как обещает сам Кэмерон, следует. Пути воды неисповедимы. Правда, трудно представить, о чем еще может рассказать легендарный режиссер, если его громкий, затяжной и слишком плавный сиквел похож на похорошевший ремейк его же фильма, чье влияние менее значимо, чем хотелось бы.

Фотографии: 20th Century Studios