Автор: Паша Яблонский

Первый за три года фестиваль Motherland пройдет в Москве 20 августа. Гостей клуба «Урбан» на «Флаконе» ждут две сцены и 15 отечественных групп. Специально для «Большого Города» Паша Яблонский рассуждает о практически единственном московском фестивале, пережившем кризисы, и о том, какую музыку там можно услышать.

Давайте будем честны: в Москве почти не осталось крупных музыкальных фестивалей. После великого лета 2019 года, когда во Дворце пионеров выступал Джеймс Блейк, в Коломенском одновременно играли The Cure и Пуша-Ти, на парковке «Авиапарка» слэмились под Wavves, а по маршруту Восточная, 4, — Гончарная, 7/4, после своего сета ехал Дэймон Албарн, в Москве наступило затишье. Наступило, конечно, из-за коронавируса — фестивали объявляли и вновь переносили, так продолжалось до февраля, когда переносить перестали совсем. Впрочем, многие не пережили и отвалились раньше — как тот же Пикник «Афиши». Этим летом в столице не было и уже не будет ни одного из привычных фестивальных гигантов. Вместе с Пикником отменили «Боль», Bosco Fresh Fest, Park Live, Fields, Faces & Laces, Moscow Music Week.

Конечно, в «Лужниках» в начале июня прошла «Ласточка». Правда, теперь с дебильным названием «Ласточка-Summeet» и поддержкой департамента спорта города Москвы — это, например, вылилось в то, что посетителям предлагали посетить мастер-классы тренеров Академии гимнастики. В общем, сомнительное мероприятие. Все остальные большие фестивали как-то ненароком остались в других городах или областях — Stereoleto, Present Perfect, «Дикая мята», грядущий Signal и Intervals в Нижнем. В общем, все развалилось, и в 2022 году Москва осталась без больших музыкальных ивентов.

Что все-таки есть

Делать ивенты в нынешних условиях невероятно трудно. Речь не только о привозах и рекламе, а о том, что зачастую организаторы вообще не понимают, что их ждет через месяц. То же самое касается и музыкантов — Алла Пугачева, Face* и Sonic Death уехали, выступления Доры переносятся, а что будет дальше — не известно никому. Пока все пребывают в состоянии крайнего эмоционального потрясения, некоторые начали что-то делать. Про фестиваль Block Party в Музее Москвы мы уже рассказывали. Можно долго спорить насчет лайнапа (привет, не очень актуальный Фараон и недоотмененный Хаски), но это как минимум что-то.

Еще один такой случай — но уже без уклона в хип-хоп — вновь реанимированный фестиваль Motherland, еще один инди-динозавр из прошлого (впрочем, это можно сказать про многие любимые нами явления, в том числе про издание, которое сейчас открыто у вас в браузере). Motherland — старый добрый хипстерский паблик, запущенный в начале 2010-х. Там писали о группах вроде Pompeya и Motorama, а вскоре начали делать фестивали и приглашать их играть. В последние годы Motherland чуть сдулся — аудитория постепенно выросла и ушла из «ВКонтакте», а ту, что осталась, увлек милый на вид, но невероятно пробивной «Родной звук» (который уже давно перерос в целый лейбл).

Неудивительно, что основатель Motherland Максим Степаков был не против отойти от дел и передать все в руки кого-то еще. Такие люди, к счастью, нашлись — так у Motherland сменилась команда. Вот что говорил в одном из интервью Иван Бочаров, один из новых ее участников: «Последние три года для проекта были очень плохими (а для кого они были хорошими?), и сейчас нам предстоит восстанавливать как доверие аудитории, так и саму аудиторию. Новый фестиваль, на самом деле, сделать куда проще. Но Motherland был одним из важнейших проектов и сообществ для независимых музыкантов в нашей стране, в свое лучшее время он определял сцену и в рамках фестивалей, и в рамках кураторского блога. Наша задача — сохранить эту миссию поддержки молодых музыкантов и продвижения хорошей музыки».

Что слушать на Motherland

Лайнап наспех сделанного Motherland (этого не скрывают сами организаторы — а что уж тут скрывать) в целом довольно разношерстный, но это и хорошо — в конце концов, большой фестиваль не должен ориентироваться на какую-то конкретную публику. Слушали десять лет назад «Аффинаж» — послушаете и «Грушевый сидр». Пришли на «Источник» — зацепите и «Привет». 

«Источник»

Поначалу группа Лёки Иорданяна и Андрея Тарасова напоминала косплей на «Пасош», впрочем, ни музыканты, ни слушатели этого и не стеснялись. А потом «Источник» довольно резко и круто отошел от мидвэста китайгородского разлива и начал делать что-то совершенно новое. В 2020 году вышел альбом «Pop Trip», который больше всего хочется отнести к арт-року (если вам все еще нужны жанры). Иногда здесь мерещится джаз-рэп в стиле позднего Тайлера, а затем следует гитарный запил в духе группы Yes. Влияний много, и замешаны они очень замысловато — где-то напоминает «Тима ищет свет», а где-то «Залпом».

«Комсомольск»

Небольшое эссе о пути группы «Комсомольск» я писал около года назад. Вкратце суть такова: примерно с момента основания «Комсомольск» тщетно пытается избавиться от клейма «московской Монеточки» — группы, которая поет мемоемкие песни, «подвластные цайтгайсту», как потом скажет гитаристка Даша Дерюгина. Наблюдать за этим невероятно интересно, ведь по дороге случаются такие невероятные вещи, как, например, альбом «Ближний свет».

«Аффинаж»

Наверное, сейчас группу «Аффинаж» легче всего будет описать как «Shortparis без приставки „арт“». Или как «„ДДТ“ для тех, кому меньше 30» — это такой серьезный, прямолинейный и местами экзистенциальный рок с тромбоном и аккордеоном. Сами музыканты называют это нуар-шансоном: «Этот термин был придуман в самом начале существования группы для того, чтобы каким-то образом обозначить те особенности звучания нашего квартета, которые мы не могли засунуть в рамки традиционных музыкальных тегов», — говорил когда-то басист Сергей Жиляев.

По-хорошему, «Аффинаж» идеально бы вписался в лайнап «Нашествия» (впрочем, он уже вписывался) — если бы «Нашествие» не скурвилось и осталось более-менее приличным фестивалем. «Нашествия» давно не было (и не факт, что когда-то будет), да и альбом под названием «Русские песни», прямо скажем, состарился не очень. В 2015 году Сергей Мезенов писал, что «питерский коллектив „Аффинаж“ явно хочет завести серьезный разговор о том, что же будет с Родиной и с нами» — интересно, как этот разговор зазвучит сейчас. И зазвучит ли.

Palc

Забавно, что главный трек группы Palc «Тараканы», который пару лет назад завирусился в тиктоке (молодежь накладывала его на видео с протестов), начинается точь-в-точь как «Невеста» «Мумий Тролля». Впрочем, это ничего о группе не говорит — спустя несколько секунд начинается довольно бодрый речитатив о миллениалах и тараканах.

Группа Palc появилась в 2019 году и выстрелила довольно случайно — победила в конкурсе Моргенштерна* и записала с ним фит. Параллельно с этим делала каверы на российских рэперов: Хаски, Оксимирона и других (собственно, на конкурс Моргенштерну* тоже сначала хотели отправить кавер — на группу «Дюна», — но потом все же передумали). Как звучит Palc сейчас, описать довольно сложно: это какой-то социальный тикток-рок с примесью фанка и почти что хип-хоп-куплетами — как если бы Nrktk играли вместе с группой «Фрукты» (которые у Урганта), а у микрофона стоял бы Макс Покровский, но пел как Дора.

Что еще

Стоит сходить на группу «Привет» — молодой поп-дуэт, выпустивший в том году красивый осмысленный клип на песню «Нормально» («историю о конфликте отцов и детей XXI века в духе „Курьера“ Шахназарова»).

«Наша Таня» исполняет слезливый девичий смарт-поп в духе Ooes или Леры Яскевич. Впрочем, в арсенале Тани есть гениальная песня «Намордник», которую обожают все собачники и собаки: «Лаять сквозь намордник, лаять сквозь намордник, пасть раскрыть до боли и кусаться сквозь намордник». Стоит хоть раз услышать ее живьем.

Название «Грушевый сидр» звучит как что-то из середины 2010-х — собственно, тогда у группы и вышло большинство записей. Симпатичный лоу-файный инди-рок — под такой и правда приятно пить сидр на фестивале, стоя где-нибудь поодаль от сцены.

Единственную участницу «Стереополины» на самом деле зовут не Полина, а Карина Моргунова. Намеренно одиозные строчки про мальчиков и пальто, упоминания «Кино» и The Smiths и драм-машина с характерным эхо — уроженка Казани мастерски воспроизводит дискотеку конца 80-х: «Не думаю, что меня можно спутать с 80-ми, так как я не пишу на аналоговых синтезаторах, все-таки меня выдает очень современный звук. А некоторые мелодические ходы я намеренно придумывала, „чтоб как раньше было“», — признавалась она Антону Вагину.

* Признан иноагентом Минюстом РФ.

обложка: Илья Вараксин/Motherland