В России 1 сентября начал действовать закон «О такси», который устанавливает новые требования к работе агрегаторов и водителей. Во многих регионах страны для документа не подготовлена техническая база, из-за чего россияне могут столкнуться с дефицитом перевозчиков, а также повышением цен на поездки, предупреждали активисты из Общероссийского объединения пассажиров и пресс-секретарь сервиса «Максим» Павел Стенников.

«Большой Город» объясняет главные изменения, которые вводит закон, а также приводит мнения участников рынка такси — они объяснили, как поменяется работа агрегаторов и водителей.

В чем суть закона «О такси»

Компании, которые принимают и распределяют заказы (в том числе агрегаторы вроде «Яндекс Go»), теперь называются «службы заказа такси». По новому закону они с 1 сентября несут ответственность за вред жизни, здоровью и имуществу пассажиров. Кроме того, документ разрешил получать водителям такси статус самозанятых, а также стандартизировал оформление автомобилей, ввел региональные реестры и обязательное страхование, следует из закона.

По новым правилам службы заказа такси должны предоставлять данные в три перечня: с информацией о перевозчиках и выданных разрешениях, данными о транспорте, а также службах заказа машин, следует из закона. В свою очередь, водителю, чтобы стать таксистом, необходимо соответствовать определенным критериям:

• Иметь справку об отсутствии судимости по тяжким статьям (убийство, грабеж и так далее).

• Пройти аттестацию на знание объектов образовательных, медицинских организаций, транспортной инфраструктуры, объектов спорта и культурного наследия.

• Не иметь случаев ареста за нарушение ПДД или повторного лишения прав.

• Не иметь более трех непогашенных штрафов.

Что еще поменяется

• Самозанятым теперь не нужно регистрировать ИП, чтобы стать таксистами, — они могут остаться в статусе самозанятых-физлиц, но только в том случае, если у них будет договор со службой заказа такси.

• Разрешения на перевозку пассажиров для водителей станут бесплатными.

• В случае ДТП служба заказа такси и водитель понесут ответственность, если ущерб пассажиру не покрыла страховка ОСАГО.

• Власти регионов могут устанавливать свои требования к службам заказа такси и водителям.

• Закон предусматривает нанесение «шашек» на кузов автомобилей такси и установку опознавательных фонарей оранжевого цвета на крышу.

Действительно ли россиянам грозит дефицит перевозчиков и повышение цен

ДМИТРИЙ ЦАРЬКОВ

соруководитель парка такси «Таксомотор»

 Несмотря на отсутствие технической базы в регионах, работа такси, конечно, в стране не остановится — сфера очень востребованная. Просто в регионах потребуется больше времени, чтобы службы заказа такси и водители адаптировались к новым требованиям.

Кроме того, на периферии до сих пор некоторые компании получают и распределяют заказы по рации — это сильно усложняет властям процесс контроля таких фирм. Новый закон опробуют сначала на Москве, как он будет работать, посмотрят на последствия и так далее, а затем уже переключатся на другие регионы.

Стоимость поездок, скорее всего, вырастет из-за того, что у нас очень много водителей из стран СНГ. Они просто не успевают к 1 сентября предоставить нужные документы и, соответственно, перестанут получать заказы от служб такси. Это, в свою очередь, приведет к тому, что водителей станет в разы меньше, а значит, вырастет спрос на поездки и затем — цены. При этом, на сколько повысится стоимость, пока сказать нельзя.

андрей попков

председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист»

 О том, что новый закон вызовет проблемы с перевозками пассажиров, в основном говорят сами агрегаторы, так как им это выгодно. Именно агрегаторы в свое время лоббировали закон «О такси», у них было достаточно времени, чтобы к нему подготовиться, но они этого не сделали. В целом агрегаторы по-прежнему хотят зарабатывать 30 % с каждой поездки и ни за что не отвечать, но такого уже не будет. Соответственно, они сейчас будут разогревать народ, чтобы отсрочить или переписать документ к Новому году.

Что касается ценообразования, опять же, агрегаторы нагнетают обстановку. Они говорят, что поездки станут дороже из-за закона, хотя это чушь собачья, потому что единственная причина выросших цен — это упавший рубль, а также подорожавшее топливо и запчасти для машин.

АНТОН ШАПАРИН

вице-президент Национального автомобильного союза

 Не во всех регионах пока есть необходимые реестры, но пока что на работу такси это не повлияет — у местных властей есть время до декабря, когда они могут создать их, а службы заказа такси, в свою очередь, передать в них нужные данные.

В регионах сейчас выдают много разрешений, водители стоят в больших очередях, чтобы выйти из серой зоны. Единственное, из-за чего могут начаться проблемы, так это из-за ограничений, которые регионы могут вводить на свое усмотрение. Например, там, где машины такси требуют оклеивать в желтый цвет, банально меньше водителей, потому что автомобили и так находятся в дефиците, менять их внешний вид тем более проблематично.

Если в региональных требованиях пропишут, что машина должна быть определенного цвета, но по факту будет другого — такой автомобиль, разумеется, не выпустят на линию. При этом я не совсем понимаю, зачем в нынешних условиях удорожания всего, что можно, вводить подобные ограничения — пассажиру по большей части нет разницы, какого цвета машина.

ПРЕСС-СЛУЖБА «ЯНДЕКС ТАКСИ»

крупнейший агрегатор такси в России

 Сервис сейчас адаптируется к новому закону, в том числе создает заявки на включение платформы в региональные реестры агрегаторов. «Яндекс Такси» уже несколько лет добровольно страхует каждого пассажира на сумму до 2 миллионов рублей на человека, поэтому уровень безопасности и реагирования на инциденты в компании соответствуют новому документу.

При этом важно, как власти будут применять новый закон, чтобы период адаптации к требованиям прошел без негативных последствий для отрасли и во всех регионах партнеры смогли продолжать работать и развивать рынок такси.

обложка: Dmitry Vereshchaginstock.adobe.com