Весной «Яндекс» выкатил новую профессию — в ходе разработки нейросети YandexGPT компании понадобились AI-тренеры. В их обязанности входит изучение источников, проверка фактов и создание примеров текстов, которые помогают модели научиться давать качественный ответ на разные типы запросов, отличать хороший ответ от плохого, быть воспитанной и этичной. Мы поговорили с двумя тренерами, уже получившими оффер, о том, что собой представляет эта работа.

Анастасия
Алешичева

редактор и писатель, подготовила к изданию 13 детских книг

 До работы AI-тренером я работала в книгоиздании и рекламе как литературный и выпускающий редактор, коммерческий писатель (гострайтер) и копирайтер. Еще я пишу прозу и поэзию, 13 моих детских книг изданы и продаются в 20 странах, я номинирована на премию ВВС «Книга года».

В AI-тренерство пришла совершенно неожиданно для себя: сначала сделала тесты на вакансию, но не прошла. А затем увидела пост о наборе в школу AI-тренеров. Тогда я жила в Турции, но твердо решила, что если пройду в школу на офлайн-этап, то полечу с билетом в один конец. Очень хотелось погрузиться в атмосферу, увидеть команду, офис. Приложить максимум усилий, чтобы ежедневно заниматься делом, которое интересно. Даже не просто интересно, а завораживает. Нейросети вошли в мою жизнь еще осенью прошлого года, когда я начала изучать нейромаркетинг и использовать ИИ в копирайтинге. Меня удивляло, как с каждым месяцем возможности нейронных сетей становятся все шире. И конечно, мне хотелось приложить руку к тому, чтобы языковая модель совершенствовалась.

Книгами я продолжаю заниматься в свободное от работы время. Вопрос, принимать ли оффер, даже не стоял: было очевидно, что нужно идти, какое-то внутреннее чутье. И сейчас я с гордостью говорю, что работаю тренером искусственного интеллекта.

AI-тренер — это человек, который обучает языковую модель правильно, корректно, безопасно и максимально емко отвечать на запрос пользователя. Моя задача — контролировать качество текстов языковой модели, оценивать их, обучать ее на собственных образцах. Чтобы стать таким тренером, как минимум стоит подать заявку в школу AI-тренеров. Также обязательно иметь любопытство и желание разбираться в новых темах, ведь делать это придется каждый день. Возможно, понадобится смелость, потому что профессия новая и не каждый понимает, что за ней стоит. Мы все знаем, например, что делает бухгалтер или продавец, но большинство людей пока не знает, чем занимается тренер искусственного интеллекта.

Важно обладать усидчивостью, абсолютной грамотностью, текстовой насмотренностью. Хорошо, если человек доверяет только фактам, а не внутреннему чутью, хотя это можно развить в процессе работы. Также нужна высокая адаптивность, чтобы обучаться ежедневно. Профессия AI-тренера к этому обязывает.

Здесь, как и в любой другой профессии, на мой взгляд, можно развиваться в двух направлениях. Первое — менеджмент, то есть человек осваивает работу и переходит на руководящую должность, где контролирует других тренеров. И второй — путь мастера, когда специалист все время развивается, выполняет свою работу хорошо, берет больше ответственности на себя. Сложно сказать, как именно будут развиваться нейросети и как долго будет происходить их обучение, но знание принципов работы нейросетей и умение ими пользоваться на долгие годы обеспечат человека доходом. Сейчас мы видим, что ИИ активно внедряется в бизнес, при этом специалистов, которые умеют, например, составить контентную стратегию с каскадным промптом, не так много.

В работе уже случались ситуации, когда я мысленно возвращалась в школьные годы и думала: «О, а ведь я считала, что никогда в жизни мне не пригодится ни алгебра, ни геометрия». Или когда выпадает задание, например, про карданный вал, а ты вообще не в курсе, что это. Но в любом случае из этих ситуаций есть выход.

Мне нравится быть причастной к большому делу, которое называется «языковая модель». С каждым днем у нее становится все больше пользователей, и приятно знать, что я помогаю им получать более качественные ответы. Кроме того, я люблю работать с текстами, соответственно, эта работа — ответ на мои потребности. Плюсы профессии: удаленный формат, то есть можно работать из любой точки мира; разнообразие тем — не скучно; разноплановые задания. Вдохновляет скорость развития нейросетей и в целом сферы. Еще мне нравится, что любой человек сегодня может стать частью искусственного интеллекта, если приложит к этому усилия. А при должной трудоспособности и высоком качестве работы можно рассчитывать на достойный доход.

   

НИКОЛАЙ БОЙКОВ

студент МГИМО, подрабатывал в копирайтинге

Для меня «Яндекс» — первое постоянное место работы. До этого был ряд подработок, в частности, SEO-копирайтинг и стажировка в газете, но в основном другие задачи, далекие от моей нынешней сферы деятельности. Поэтому можно сказать, что здесь я начал работать с чистого листа, с пустой трудовой книжкой. 

Так получилось, что в проект я попал на относительно раннем этапе. Искал работу на hh.ru, откликался на разные вакансии. В один момент получил письмо от «Яндекса» с предложением пройти тестовые задания. Честно скажу, не самые легкие, не для галочки.

Над письменной частью пришлось особенно постараться: как и в самой работе AI-тренера, здесь необходимо разобраться в теме и дать подробный развернутый ответ на сложные (например, научные или медицинские) вопросы. Так вышло, что я прошел все этапы — от теста до собеседования.

В своей команде я стал первым редактором. Сама концепция AI-тренера еще разрабатывалась, новой информации было много, приходилось часами разбираться в инструкциях. Но так или иначе справились. Мне кажется, именно опыт первых редакторов и наших руководителей позволил дать понятный ответ на вопрос о сути профессии.

Если вкратце, базовые задачи AI-тренера — написание, оценка и проверка ответов для обучения ИИ. Цель — объяснить машине, что хорошо и что плохо, как отвечать надо и как не надо; какой ответ поможет пользователю, а какой, наоборот, может сбить его с толку. Делается это в том числе с помощью эталонных текстов AI-тренеров.

Вопросы бывают очень разные, и зачастую приходится обращаться к коллегам за помощью, чтобы быстро разобраться в той или иной теме. Например, задача — проверить текст по медицинской тематике, а человек в этом вопросе абсолютно не подкован. Всегда можно попросить совета у AI-тренеров, которые, например, работали в медицинской прессе, и получить список хороших источников. Это заметно ускорит поиск информации. В таком виде специализация в команде есть, но абсолютно все задания выполнимы и не требуют индивидуального распределения. Бывают, конечно, исключения — скажем, писать код человеку, далекому от программирования, не нужно.

Лично мне в работе помогают профессиональные знания и навыки, полученные в вузе (сейчас я перехожу на четвертый курс факультета международной журналистики МГИМО), а также из сфер моих интересов — бизнеса, рынка ценных бумаг, криптовалют, автомобильной тематики и так далее.

Чтобы стать AI-тренером, нужно не так уж много. Во-первых, грамотно писать и уметь логично излагать свои мысли. Во-вторых, ответственно подходить к изучению и проверке информации (очень помогут навыки фактчекинга из журналистики). В-третьих, быть готовым к обучению и освоению новых задач. А еще уметь работать в коллективе.

В самой работе важнейшими качествами назвал бы усидчивость и ответственность. Как я уже говорил, задачи бывают разными — интересными и однообразными, легкими и требующими изучения информации. Нужно быть готовым ко всему и при этом соответствовать стандартам качества. 

Думаю, AI-тренер — весьма перспективная профессия. Сейчас нейросети становятся все более популярными, каждая крупная IT-компания участвует в этой гонке ИИ, появляется огромное количество стартапов. Сфера применения технологии расширяется, бизнес с интересом смотрит на развитие нейросетей и уже повсеместно тестирует доступные варианты в своих сервисах. Улучшать новые и существующие модели будут как раз AI-тренеры.