Электронная подпись помогает получать налоговые вычеты, совершать сделки и запрашивать справки в госогранах без личного присутствия. Всего в России есть три вида подписей, которые используются в разных случаях. «Большой Город» поговорил о них с юристом и написал подробную инструкцию о том, как ими пользоваться.

Что такое электронная подпись и чем она отличается от рукописной

Электронная подпись — это реквизит электронного документа, который подтверждает принадлежность подписи автору и фиксирует любые изменения в документе, которые вносятся после его подписания. По законодательству нашей страны, такая подпись приравнена к рукописной и ничем от нее не отличается, рассказывает юрист и глава компании «Аудит. Право. Консалтинг» Дмитрий Шевелько.

«Вопрос удобства лежит в плоскости использования подписи. То есть если вы подписываете электронный документ, то лучше, конечно, использовать цифровую подпись — это банально сэкономит вам время. Но если вы подписываете документ вживую, то гораздо легче и проще расписаться от руки», — пояснил эксперт.

Какие есть виды электронной подписи, чем они отличаются и как их сделать

По словам Шевелько, электронная подпись делится на три категории, каждая из которых имеет свои особенности, которые важно учесть при ее оформлении.

Простая электронная подпись

Что это и как оформить

Это всем прекрасно знакомые коды из СМС, логины, пароли и так далее. Специально получать такую подпись не нужно — достаточно зарегистрироваться на том или ином интернет-ресурсе.

Где использовать

Регистрация на сайте дает вам возможность пользоваться услугами клиент-банков, различных сайтов (интернет-магазинов, «Госуслуг» и так далее), а также подписывать те или иные внутрикорпоративные документы с помощью системы электронного документооборота, если такая подключена к вашей организации.


Усиленная неквалифицированная электронная подпись

Что это и как оформить

Эта подпись создается с помощью программ криптошифрования с использованием закрытого ключа. Она уже идентифицирует владельца и позволяет проверить, вносились ли изменения в документ после его подписания.

Есть несколько вариантов, как оформить усиленную неквалифицированную подпись. Бесплатно вам ее выдадут в МФЦ (узнать подробности можно здесь) и приложении «Госключ» (подробности — тут). Кроме этого, для оформления такой подписи можно обратиться в специальный удостоверяющий центр, но тогда придется заплатить. Например, здесь.

Где использовать

С помощью усиленной неквалифицированной подписи можно отправлять запросы на различные информационные ресурсы, получать справки и данные по налогам, подписывать внутренние документы предприятия. При этом по умолчанию она не признается равнозначной собственноручной подписи, из-за чего, например, для заключения сделки с контрагентом придется составить с ним соглашение, оговаривающее юридическую силу подписи.


Усиленная квалифицированная электронная подпись

Что это и как оформить

Такая подпись уже по умолчанию равнозначна собственноручной подписи, однако и оформить ее может быть труднее: для этого нужно также обратиться либо в ФНС (там вам ее сделают бесплатно, подробности — тут), либо в специальный удостоверяющий центр — для квалифицированной подписи он обязательно должен быть аккредитован, а стоимость оформления такой подписи будет выше, чем у неквалифицированной.

Где использовать

Усиленная квалифицированная подпись — самая сильная из всех вышеперечисленных, поэтому использовать ее можно буквально во всех случаях и в любых ведомствах.

Можно ли получить электронную подпись из-за границы

Получить электронную подпись, будучи находясь за рубежом, можно, но только неквалифицированную, так как для оформления квалифицированной нужно личное присутствие гражданина для идентификации, убедился редактор «Большого Города», позвонив в несколько удостоверяющих центров.