Ссылка для бездомных животных: Как Кожуховский приют переселили к мусорному полигону
И как тут помочь
Автор: Настя Щербакова
Основанный в 2008 году Кожуховский муниципальный приют для безнадзорных животных на Пехорской улице в Москве был одним из крупнейших государственных приютов в России. В сотнях вольеров жили около 3 тысяч собак и 400 кошек.
В начале марта всех его жителей переселили с востока Москвы к мусорному полигону «Малинки», более чем в 40 километрах от МКАД. Теперь на месте приюта планируют построить кластер по производству беспилотников. Зоозащитники называют это настоящей трагедией для животных и волонтеров, которые борются за своих подопечных.
Настя Щербакова разбирается, как это произошло, что не так с новым участком и, главное, как можно помочь животным.
Как работает муниципальный приют
Территория, которую занимает каждый государственный приют, принадлежит городу. Как правило, эта земля сдается в аренду управляющей компании, которая, в свою очередь, обслуживает приют. Животные попадают в приют после отлова, но бывает, что хозяева сами привозят собак и кошек, когда устают от ответственности. Новоприбывших животных держат в специальной карантинной зоне, лечат, если это необходимо, стерилизуют или кастрируют, чипируют, а затем определяют в свободные сектора. Дальше остается ждать, когда потенциальный хозяин придет в приют и заберет то или иное животное домой.
Основную работу в муниципальных приютах выполняют волонтеры, которые закупают корма, утепляют вольеры, выгуливают животных, а затем берут их под опеку и стараются пристроить. По словам волонтеров, в конце 2022 года количество животных-отказников критически выросло.
Что произошло с Кожуховским приютом
Основанный в 2008 году Кожуховский муниципальный приют для безнадзорных животных на Пехорской улице в Москве был одним из крупнейших государственных приютов в России. В сотнях вольеров жили около 3 тысяч собак и 400 кошек.
В декабре 2021 года волонтеры узнали, что земля в Руднево, где располагался приют, понадобилась департаменту инвестиционной и промышленной политики для застройки особой экономической зоны «Технополис Москва». На месте приюта планируют построить кластер по производству беспилотников. Из бюджета на реализацию проекта выделили 4,1 миллиарда рублей, стройка должна закончиться в июле 2024 года.
Приют было решено переселить на участок в 41 километре от МКАД по Калужскому шоссе, недалеко от полигона твердых бытовых отходов «Малинки». Ответственным за переезд назначили департамент инвестиционной и промышленной политики. Транспортировка животных стартовала 19 января и завершилась в начале марта.
Почему приют перенесли к мусорному полигону
Непонятно, кто принял итоговое решение по выбору участка для приюта, учитывалось ли, что на нем будут жить живые существа, рассказывает основательница общественной организации защиты животных «Русдог» Мария Белоусенко.
«Мы проводили поиски подходящего для приюта участка вместе с кадастровыми инженерами. Несколько вариантов с обоснованием были представлены префектуре ВАО, к которому относился Кожуховский приют. Префектура приносила наши варианты на рассмотрение в Москомархитектуру. Та отклонила все предложения без объяснения», — отметила зоозащитница.
Когда решение о новом месте было принято, волонтеры пытались привлечь внимание к тому, что новый приют находится далеко от Москвы и в небезопасном месте. Команды фондов «Русдог», «Лапа дружбы», а также волонтеры Кожуховского приюта составляли обращения и направляли их в муниципальные органы власти и старались договориться с новой управляющей компанией. Эти усилия оказались напрасными, решение властей осталось в силе.
Кто отвечал за перевоз животных
За приютских животных в Москве отвечает ГБУ «Автодор», организация, которая занимается обслуживанием автомобильных дорог. Как так получилось? Уже много лет все собаки и кошки, а также птицы не редких видов в России относятся к компетенции департамента ЖКХ, то есть непрофильной для этой темы структуры, утверждает заместитель руководителя рабочей группы по безнадзорным животным при Общественной палате Елена Иванова.
«До недавнего времени у этого направления хотя бы был руководитель, но не так давно она уволилась, а нового просто не назначили. Департамент сейчас только готовит нормативную базу раз в несколько лет, основными вопросами занимаются префектуры округов, ГБУ „Автодор“ и ГБУ „Доринвест“», — рассказала Иванова.
Сотрудница Общественной палаты добавила, что в префектурах нет экспертов по работе с животными, а также специализированных отделов.
«Все учатся на своих ошибках. Есть только весьма общий „Порядок организации деятельности приютов для животных на территории Москвы“. Про него вспоминают в основном в случае конфликтных или спорных ситуаций. Получается, что по-настоящему заинтересованы в судьбе приютских кошек и собак только волонтеры», — отметила зоозащитница.
Волонтерам и представителям НКО пришлось долго добиваться того, чтобы их допустили к перевозке животных. Вопрос пришлось решать через префекта Троицкого и Новомосковского административного округа Дмитрия Набокина, который пошел навстречу зоозащитникам. В итоге команда волонтеров своими силами организовала вывоз многих животных из Руднево, чтобы обеспечить им нормальные условия в дороге.
В чем проблема нового участка
Строительство нового приюта поручили фирме «Строительно-производственное управление», которая до этого не занималась проектированием приютов. Из-за этого приют построили с нарушениями, утверждают зоозащитники. Они выявили на новом месте более десятка серьезных проблем, среди которых: отсутствие крыш на вольерах, недостаток качественных утеплителей в слишком тесных и непрочных будках, отсутствие забора и других ограждений, а также базового инвентаря на территории приюта. Волонтеры считают также, что воду в приюте необходимо проверить на содержание тяжелых металлов, а на работу взять ветеринаров, которые лечили собак и кошек в Кожуховском.
Новые правила для волонтеров и тех, кто хочет взять питомца
Волонтеры жалуются, что представитель управляющей компании нового приюта считает, что добровольцы только мешают работе. С волонтерами начали проводить собеседования, спрашивать их об отношении к СВО, наличии загранпаспортов и готовности спасать животных, пострадавших во время военных действий. При этом, по словам волонтеров, часто им просто запрещают помогать — к примеру, зоозащитникам закрыли доступ в стационар. На территории приюта случаются экстренные случаи: не социализированные собаки могут быть агрессивными и ранить других животных, у них может случиться заворот кишок. В таких ситуациях нужно реагировать быстро и доставлять животное к ветеринару в течение 10–15 минут. Сейчас сделать это практически невозможно: зайти в стационар волонтеры не могут, связь на территории «Малинок» не ловит, а рации есть только у нанятых работников приюта, которых не всегда можно оперативно найти на большой территории.
Также новое руководство планирует ввести строгую систему собеседований для людей, которые хотят взять домой собаку; питомцев уже запретили пристраивать за границу. Волонтеры переживают, что количество помощи, а также потенциальных хозяев животных сократится из-за удаленности приюта. Если желающим обзавестись питомцем вдобавок придется проделывать путь из Москвы в «Малинки» по три-четыре раза, такие люди, скорее всего, выберут другой приют.
Чего все же удалось добиться
Зоозащитники из «Русдога» и «Лапы дружбы» продолжают фиксировать нарушения, чтобы добиться от властей выделения бюджета на их исправление. В итоге управляющая компания обещала увеличить будки, один из вариантов планировки был утвержден на совместной встрече волонтеров и представителей приюта в префектуре округа. Осталось дождаться выполнения работ, отмечают зоозащитники. Для проверки воды управляющая компания обязалась привлечь Роспотребнадзор, но волонтеры хотят провести и независимую экспертизу. Если нарушения не признают, зоозащитники говорят, что будут исправлять ошибки своими силами.
Что будет дальше
«Последний год среди волонтеров обсуждается печальная перспектива того, что все приюты будут переезжать», — рассказала Мария Белоусенко. По словам зоозащитницы, она с коллегами собирается создать рабочую группу с привлечением экспертов из разных областей, чтобы следующий подобный опыт был менее травматичным для животных и не только.
Переезд Кожуховского приюта вскрыл большую проблему всех муниципальных приютов — отсутствие четких и грамотно составленных нормативных документов, которые учитывали бы благополучие и здоровье животных, считает Елена Иванова.
«Нынешние нормы разрабатывал Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений. Этот документ, принятый и одобренный Минстроем, оказался несостоятельным», — отметила сотрудница Общественной палаты.
Иванова считает, что нужно немедленно организовать рабочую группу при Минстрое и внести изменения в действующие нормы, чтобы не умножать ошибки.
«В „Малинках“, как на опытном полигоне, все на виду. И хорошее, а оно, конечно, тоже есть, и плохое», — рассказала зоозащитница.
Как помочь
Связаться с организациями «Русдог», «Лапа дружбы», «Кто сказал гав?». Помимо пожертвований, приютам нужны волонтеры, готовые проводить время с животными и выгуливать их (специальной подготовки для этого не требуется). Также вы можете взять опеку над животным, помогать ему финансово, возить к ветеринару, сопровождать на выставках. Представители организаций отмечают, что им часто нужна помощь по продвижению в соцсетях, верстке сайтов и распространению информации о своей работе. Впрочем, лучшая помощь — взять питомца домой и уменьшить количество бездомных животных, говорят зоозащитники.
Фотографии: обложка, 1, 2, 9 — Евгения Путинцева/«Русдог», 3, 4, 5, 6, 7, 8 — «Русдог»