18 выставок осени в Москве
«Продавец цветных ракушек» на «Винзаводе», «Предугадать момент» в Еврейском музее и «Формы диалога» в ММОМА
«АРТУР КРИВОШЕИН. ПРОДАВЕЦ ЦВЕТНЫХ РАКУШЕК»
«ФОРМЫ ДИАЛОГА»
Проект объединил произведения и экспонаты из фондов Московского музея современного искусства (ММОМА) и работы победителей Всероссийского конкурса проектов научного и технологического искусства Science.Technology.Art.
Каждый проект участника конкурса соотносится с произведениями из собрания ММОМА. Гости увидят произведения представителей разных поколений с 1980-х до 2020-х годов: Петра Беленка, Алексея Григорьева, Егора Плотникова и других. Все работы из коллекции ММОМА связаны с фигурой человека, его эмоциональностью, телесностью, экзистенциальными переживаниями и надеждами.
«ВЛАДИМИР ПОТАПОВ. ОБЕ БЕЛЫЕ»
Выставка — это трехчастное высказывание о восприятии политической истории и рефлексии над настоящим. В экспозиции представлены новые серии работ: холсты из «Белой серии» и объекты из жженой бумаги из «Черной серии».
Название экспозиции отсылает к психологическому эксперименту, который проводили в СССР в 70-е. Человеку нужно было сказать, какого цвета пирамидки стоят перед ним. Окружающие утверждали, что обе фигуры белые, хотя одна из них была черного цвета. Испытуемый не обращал на это внимания и соглашался с мнением большинства.
«АРТУР КРИВОШЕИН. ПРОДАВЕЦ ЦВЕТНЫХ РАКУШЕК»
В проекте «Продавец цветных ракушек» художник пытается визуализировать детство. Что каждый день окружает детей? Какие книги, фильмы, игры? Перебирая свои воспоминания, как ракушки на пляже, автор находит смешные, красивые, разноцветные, уродливые, любых форм и размеров.
Артур Кривошеин — выпускник МГТУ имени Баумана и «Свободных мастерских» ММОМА. Художник участвовал в ярмарке Blazar и других экспозициях.
«ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ»
«МОЙ УЧИТЕЛЬ ЛЕОНАРДО»
Выставка посвящена легендарному московскому художнику Анатолию Звереву. На ней впервые покажут оцифрованные собрания трактатов художника. Также посетители увидят более 170 работ мастера — от портретов и автопортретов до пейзажей и анималистики.
«МНОГООБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА ЕЛИЗАВЕТЫ БЕМ»
Выставка приурочена к 180-летию со дня рождения художницы Елизаветы Бем. Такое многообразие оригинальных и печатных произведений можно увидеть впервые, отмечают авторы проекта.
Бем — одна из первых женщин-художников, которая получила профессиональное художественное образование в Российской империи. Она отразила в своем творчестве русский стиль и национально-романтическое направление модерна.
«ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ»
Выставка посвящена формальной и неформальной культуре Челябинска. Проект состоит из пяти сцен. Они описывают разные способы восприятия городской культуры через экспонаты, документы и материалы из челябинских музеев, архивов и частных коллекций, а также художественные работы, предоставленные авторами.
«ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО?»
«ЛЕВ БОРОДУЛИН. ПРЕДУГАДАТЬ МОМЕНТ»
Экспозиция посвящена творчеству легендарного спортивного фотографа Льва Бородулина. Выставка состоит из пяти разделов, которые отражают основные периоды жизни мастера: от ранних работ и формирования авторского языка до хрестоматийных спортивных фотографий и документальных снимков, созданных после переезда в Израиль.
«СИСТЕМЫ МИМИКРИИ»
Проект состоит из трех выставок. Первой в цикле станет «Глаз видящий, всевидящий, невидящий». Одна из важнейших задач мимикрии — скрыть подлинную сущность объекта, представить его кем-то другим, пояснили организаторы. Экспозиция строится вокруг взаимосвязи зрения и убеждений.
Куратор — художник, искусствовед Александр Дашевский.
«ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО?»
Зрители увидят экспериментальное кино, видео-арт и анимацию, созданные студентами и выпускниками Школы дизайна НИУ ВШЭ. Каждая работа — это размышление на тему повтора и цикличности, пояснили организаторы. Например, художницы Мария Македонова и Мария Елизарова используют прием полиэкрана, а Дарья Гнатченко и Слава Пак делают отсылки к культовым режиссерам: Жоржу Мельесу и Дэвиду Линчу.
Куратор — художница и преподаватель Школы Александра Митлянская.
АЛЕКСАНДР ПОНОМАРЕВ. «Я БЕЗУМЕН ТОЛЬКО В НОРД-НОРД-ВЕСТ»
«ВОСТОЧНЫЙ БАЗАР»
Посетители увидят 150 живописных и графических работ, выполненных художниками Средней Азии, Кавказа и России. Среди них — Александра Волкова, Павел Беньков, Оганес Татевосян, Варшам Еремян, Ирина Жданко, Юрий Кириченко и другие. Также в экспозицию вошли предметы традиционного восточного торга и археологические артефакты.
«АЛЕКСЕЙ ЩУСЕВ. 150»
КОГДА
4 октября — 21 января 2024 года
ГДЕ
Музей архитектуры им. Щусева, ул. Воздвиженка, 5/25, стр. 1
Выставка приурочена к 150-летию архитектора Алексея Щусева. Экспозиция позволит взглянуть на зодчего как на художника, градозащитника, ученого и первого директора Музея русской архитектуры, отмечают организаторы.
Посетители увидят ученические работы мастера, а также его первые самостоятельные проекты — например, Казанский вокзал в Москве и Мавзолей Владимира Ленина.
Особое место в экспозиции отведено двум знаковым произведениям архитектора: гостинице «Москва» и Государственному театру оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте. Отдельный зал посвящен железнодорожным проектам Щусева.
«АЛЕКСАНДР ПОНОМАРЕВ. „Я БЕЗУМЕН ТОЛЬКО В НОРД-НОРД-ВЕСТ“»
В экспозиции представлены 16 макетов. Среди них — «Уроборос», «Голос в пустыне», «Подводное небо», «Память воды», Subtiziano. Автор создавал их по всему миру — от Марокко до льдов Антарктиды. Центральное произведение выставки занимает 15-метровая инсталляция в виде стеклянного корабля.
Александр Пономарев — моряк, художник и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. В 2007-м мастер представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции.
«РОДЧЕНКО. ЛИЧНОЕ»
«НИКОЛАЙ РАХМАНОВ. ЦВЕТ МОСКОВСКОЙ ФОТОГРАФИИ»
Гости увидят более 200 снимков Николая Рахманова из архива: многочисленные кремлевские съемки, хроники городской жизни, футуристические виды московской архитектуры. Также в экспозицию вошли масштабные панорамы города и уникальная серия фотографий драгоценностей из Алмазного фонда в Московском Кремле.
Современники называли Николая Рахманова «патриархом цветной отечественной фотографии»: никто не снимал так много Москву и ее архитектуру. Мастер одним из первых начал фотографировать на цветную пленку. За всю жизнь он издал более 80 альбомов — от маленьких туристических книжечек до подарочных фолиантов.
«ОТ ИКОНЫ К АВАНГАРДУ. К 100-ЛЕТИЮ ПЕРМСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕИ И 300-ЛЕТИЮ ГОРОДА ПЕРМь»
Посетители увидят произведения из собрания Пермской государственной художественной галереи. На выставке представлены памятники лицевого шитья и иконописи XVII века, связанные с семьей Строгановых — зачинателей масштабного освоения Прикамья. Также в экспозицию вошли работы Кузьмы Петрова-Водкина, Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Любови Поповой, Ивана Клюна, Василия Каменского и других художников первой половины XX века.
«РОДЧЕНКО. ЛИЧНОЕ»
На выставке покажут 58 знаковых фотографий 1920–1930-х годов, личные вещи, периодические издания, воспоминания из дневников и письма Александра Родченко.
Выставка состоит из пяти тематических разделов: «Город», «Репортаж», «ВХУТЕМАС», «Мастерская» и «Семья». Посетители отправятся вместе с художником на прогулку по городу, а также встретятся в мастерской с его друзьями и коллегами по «цеху».
Родченко — новатор в области фотографии, живописи, предметного и графического дизайна.
«НИКОЛАЙ РЕРИХ»
«ПРОЦЕСС. ФРАНЦ КАФКА И ИСКУССТВО XX ВЕКА»
Выставка прослеживает параллели между произведениями писателя Франца Кафки и крупнейшими художественными явлениями ХХ столетия. В проекте участвуют более 100 произведений из собраний Государственного Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи и других.
Посетители смогут пройтись по двум маршрутам. Первый выстроен по линии одного из самых известных рассказов Кафки «Превращение». Трансформацию привычного мира главного героя визуализируют произведения Георга Гросса, Макса Пехштейна, Эгона Шиле и других немецких экспрессионистов.
Другой путь ведет к пространству, воссоздающему интерьер конторы главного героя романа «Процесс» Йозефа К. Гости увидят работы концептуалистов: Джозефа Кошута, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Дмитрия Пригова и других художников.
«НИКОЛАЙ РЕРИХ»
Гости увидят свыше сотни картин и графических листов художника Николая Рериха: от знаменитых шедевров раннего творчества «Гонец» и «Заморские гости» до работ индийского периода «Гуга Чохан» и «Ченрази». Публике впервые покажут театральный задник, выполненный мастером в 1908 году для балета «Половецкие пляски» в постановке Сергея Дягилева.
«Куплю гараж»
Совместный проект Музея Москвы и Музея Транспорта Москвы рассказывает, как разворачивалась история гаражной культуры в Москве в частности и в России в целом. Экспозиция покажет, как гараж — 18 квадратных метров для себя и автомобиля — стал не только местом проведения досуга, но и пространством самореализации и персональной свободы его обладателя. Проходя через ряд тематических зон («гаражей»), посетители смогут узнать больше об истории развития гаражных кооперативов и сформировать портреты «гаражников».
Кстати, обе институции находятся в зданиях, некогда служивших гаражами. Правда, не частными, а городскими. В Провиантских складах на Зубовском бульваре размещалась автобаза Генштаба РККА. А в здании на Новорязанской улице, где в конце 2024 года откроется постоянная экспозиция Музея транспорта Москвы — гараж для грузовых машин архитектора Константина Мельникова.
ФОТОГРАФИИ: обложка, 3 — HSE Art Gallery, 1 — a-s-t-r-a gallery, 2 — «ГЭС-2», 4 — Третьяковская галерея, 5 — Центр «Зотов», 6 — Новая Третьяковка