14 февраля состоялся цифровой релиз «Бескрайнего бассейна» — нового фильма Брэндона Кроненберга («В чужой шкуре»), сына знаменитого канадского режиссера Дэвида Кроненберга. В главных ролях сатирического боди-хоррора — Александр Скарсгард («Большая маленькая ложь») и новая икона ужасов Миа Гот («Пэрл»).

Автор: Иван Афанасьев

Редактор: Иван Бочаров

Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, почему этот фильм будут обсуждать и почему, несмотря на шокирующую начинку, кому-то он может показаться банальным.

«Бескрайний бассейн» / Infinity Pool

Режиссер

Брэндон Кроненберг

В РОЛЯХ

Александр Скарсгард, Миа Гот, Клеопатра Коулмэн, Жалиль Леспер

Дата выхода

14 февраля 2023 года


Борющийся с ощущением собственного ничтожества «писатель одной книги» Джеймс и его богатая жена приезжают на олл-инклюзив отдых в бедную и авторитарную страну Ла-Толку. Там они встречают фанатку того самого романа, по совместительству — актрису-оторву Габи, и ее друга Албана, которые сразу предлагают супругам плюнуть на пресный отдых в отеле, огороженном забором с колючей проволокой, и рвануть на природу. Законом это запрещено, но who cares? Уже после, по дороге обратно, Джеймс случайно сбивает насмерть местного жителя. Теперь по местным законам ему полагается смертная казнь, но полицейские предлагают своего рода «акцию» для иностранцев — вместо писателя могут убить… его клона, которого специально создадут под такое дело. Джеймс соглашается и потом, уже после экзекуции двойника, осознает, какая это крутая идея — делать все что угодно, но не нести за это ответственность. Собственно, Габи и ее компания давно этим промышляют — и втягивают в свои авантюры нового знакомого.

«Бескрайний бассейн» выглядит логичным продолжением наметившейся в последние пару-тройку лет культурной тенденции, в основе которой лежит довольно прямолинейная критика капитализма — смотреть, как богатые тоже плачут, стало модным. Вновь — потому что такая история уже была в 70-х, когда с разницей в пару лет вышли три программных фильма на эту тему: «Скромное обаяние буржуазии» и «Призрак свободы» Луиса Бунюэля, а также «Большая жратва» Марко Феррери. И если интеллектуал Бунюэль предпочитал тонкий троллинг на грани фола (допустим, в «Призраке свободы» Эйфелева башня в глазах благонравных буржуа превращалась в здоровенный фаллос), то прямолинейный брутал Феррери действовал без стеснений: просто показывал, как богачи буквально обжираются до смерти. Спустя полвека все это повторяется в «Треугольнике печали», «Меню», «Белом лотосе» и других свежих фильмах и сериалах о том, как невероятно сложно и мучительно быть богатым.

В этом плане фильм Брэндона Кроненберга, сына знаменитого мастера боди-хоррора, наследует традиции и Бунюэля, и Феррери, и других творцов-антикапиталистов (ну и, конечно, отца). От первого он берет легкую иносказательность: расправляясь с собственными клонами, неудачливый писатель Джеймс как бы занимается исцеляющим самобичеванием — в этом есть что-то от садомазо, которое близко и его новой подруге, неуравновешенной Габи. От второго — экспрессию и изобилие тошнотворных приемов. Правда, в этот раз никто не обжирается, разве что запрещенными веществами: как и в предыдущей картине Кроненберга-младшего, тут есть сцены, которые выдают еще одну тенденцию молодых режиссеров — компенсировать нехватку слов галлюциногенно-кислотными трипами (см. фильмы Паноса Косматоса. — Прим. ред.). Впрочем, куда интереснее режиссеру имплементация насилия: оно тут вместо, простите, выблеванной еды из того же «Треугольника печали», да и выглядит столь же отвратительно.

И если умеренный левак Рубен Эстлунд предпочитает просто люто угорать над своими персонажами (фактически жертвами), то радикал Кроненберг выносит им обвинительный приговор. В своем первом фильме «Антивирус» он, прилежно вторя стилистике отца, рассказывал о мире, в котором представитель среднего класса мог приблизиться к своему кумиру, за деньги пересадив себе его болячки. Во втором, «В чужой шкуре», обличал корпорации, ставшие истинными «империями», которые убивают людей их собственными руками, подселяя в голову киллеров-паразитов — само собой, тоже во имя вечнозеленых бумажек. В «Бескрайнем бассейне» богатство превращается в валюту греха — деньги дарят безнаказанность, а их обладатели мачистски меряются своими злодеяниями друг с другом, как длиной пениса. Да, зло становится новым сексом, а в мире фильма зло — это деньги, а также власть, тесно с ними связанная. Получается прямо-таки программное кино.

И вот эта программность, нарочитость идет ему во вред — временами «Бескрайний бассейн» смотрится как подражание главному исследователю насилия и власти в кино, Михаэлю Ханеке, в частности, его «Забавным играм». А временами — как отрешенное кино морального (или морализаторского) беспокойства, что делает грек Йоргос Лантимос. При этом действо обильно приправлено хлещущей через край экспрессией главной звезды Мии Гот, к которой после этого фильма и дилогии «X» — «Пэрл» намертво приклеилось звание новой «королевы крика» хорроров 2020-х. Что не совсем правильно, потому что scream queen — это все же несчастная девушка из слэшеров, которая бегает от маньяка и кричит. Габи же, которую играет Гот, и есть та самая маньячка, а кричит она от упоения своей мерзкой натурой. Если уж она и королева, то королева самых безумных улыбок в голливудском кино — и ради ее перформанса стоит смотреть «Бескрайний бассейн».

В противном случае фильм разбивается на эпизоды, одновременно по-своему любопытные и страшно предсказуемые. Кроненберг-младший, как ни крути, все еще продолжает искать свой режиссерский стиль, оставаясь при этом верным жанру боди-хоррора. У него он, впрочем, приобретает гораздо более метафорический окрас, чем у его звездного папочки: теперь ужас тела — это не обязательно рука, сросшаяся с пистолетом, или парадоксальная сексуальная тяга к собственному автомобилю (как было в «Автокатастрофе»). У Дэвида есть четкое разделение на физическое и метафизическое, а пороки общества в его интерпретации буквально вылезали наружу в виде телесных мутаций и прочих внешних отклонений от нормы. Брэндон, очевидно, куда больше заинтересован в смешении телесного и ментального: в конце концов, в мире, где стали привычными, например, трансгендерные переходы, ужас тела отступает на второй план перед ужасами внутри человеческого мозга. А тело просто превращается в ретранслятор безумных идей разума — вроде той, что подает Габи своему новому партнеру Джеймсу: «Хочешь, мы сделаем твой клон, и вы вдвоем меня трахнете?» Потайные желания униженных творцов-неудачников находят выход через воплощение самых извращенных идей. Держи карман шире.

Фотографии: Elevation Pictures