В подкасте «НОРМ» вышел новый выпуск, гостьей которого стала экс-руководитель проекта «Учебник Т—Ж» Катя Летова. Она создала онлайн-интенсив «Лаборатория чувств», который помогает людям учиться распознавать свои эмоции и работать с ними. Послушали подкаст и рассказываем, как устроен проект, почему не все решаются работать со своими чувствами и что общего между этим процессом и мультфильмом «Головоломка».  

Автор: Степан Бальмонд

 

Почему важно понимать свои чувства

Мы всегда что-то чувствуем, просто не всегда у нас есть навык это распознавать и говорить на этом языке чувств. У нас очень интеллектуально-центричное общество — с детства нас спрашивают: «А что ты думаешь по этому вопросу?» Из-за этого большое внимание уделяется тому, как мыслит человек, но меня, например, с детства никогда не спрашивали, что я чувствую. С таким вопросом я редко сталкиваюсь даже в обычных разговорах.

Когда этого вопроса даже нет в воздухе, а все вокруг базируется только на мыслях, то развивать историю с чувственностью кажется как будто ненужным. Для очень многих людей, как мне кажется, она просто находится в слепой зоне. Может быть, я подвержена тут личным искажениям и проецирую свой личный опыт, но, поработав в нашем проекте с 80 людьми, понимаю, что это не так и похожие паттерны есть у многих.

Как человек, который, можно сказать, «жил в голове» большую часть своей жизни, легко понять таких людей, которые не осознают, что за тема с эмоциями и почему внезапно можно начать обращать на них внимание.

 

 

Что подтолкнуло к изучению чувств

До 28 лет у меня было убеждение, что все, что связано с эмоциями, мне близко и понятно. Мне всегда было легко, как мне казалось, распознавать малейшие эмоциональные изменения в окружающих, поэтому я себя считала прокаченным эмпатом, которому не нужно заниматься эмоциональным интеллектом. Я думала, что изучать его — не для меня, а для тех, кто не может разобраться в чужих эмоциях.

Все это время я даже не понимала, что при этом я не могу распознать свои собственные эмоции. У меня не было даже эмоционального словаря, когда я могла сказать, что я злюсь, грущу, чувствую тревогу. Я даже не понимала, что это, и только терапия помогла осознать, что тревога — это часть жизни, такая база, с которой я живу.

В 2020 году я начала заниматься с телесно-ориентированным специалистом — я всегда любила новые практики и решила попробовать поработать с ним. В первую же встречу меня спросили: «А что вы чувствуете?» Я так замерла внутри и начала искать какой-то правильной ответ. Я начала говорить: «Я думаю, что…» — но меня тут же прервали и сказали: «Что вы думаете, я поняла, а что вы чувствуете?» От меня, наверное, требовали назвать конкретную эмоцию, а я не могла этого сделать. 

Так я поняла, что с эмоциями я не совсем «на ты», и оказывается, что эмоции могут быть где-то в теле, а я была уверена, что это концепция ума. Я не понимала, как тело может что-то мне сообщить. Инструментов, которые помогли бы в этом разобраться, не было. На время я об этом забыла, а потом у меня диагностировали циклотимию.

Циклотимия — это такое состояние, при котором твое настроение мало зависит от внешних обстоятельств. У тебя есть период, когда ты на подъеме, у тебя много энергии и сил, а потом это состояние сменяется упадком, и ты не можешь делать дела. Меня это пугало, потому что со временем это может перейти в биполярное расстройство. Нужно было как-то работать с этим, чтобы состояние не усугубилось.

Для этого мне пришлось тщательно наблюдать за своими телесными сигналами. За год-два этот навык у меня сильно прокачался: сейчас у меня нет перепадов настроения, я могу менеджерить эти состояния и передавать этот опыт другим. Более того, я даже на своем опыте поняла, как это важно: я знаю многих людей, у которых нет контакта со своим телом или эмоциями.  

 

 

Как набрать базу для распознавания чувств

Есть разные пути и способы, благодаря которым можно работать со своим состоянием. В моем случае понимание того, что я чего-то не знаю про эмоции, пришло за несколько месяцев до диагноза. Я такой человек, что я не люблю чего-то не знать: начала читать много литературы об этом, проходить курсы. Трудно назвать точный объем знаний — все потом сливается и синтезируется.

Главное в работе с состояниями — понять, что любые твои ощущения, когда ты, например, на пике и готов на все или, наоборот, в упадке и без сил, это все — настоящий ты, а не влияние внешних обстоятельств. Более-менее адекватная версия тебя — когда ты посередине между ними. Важно научиться ловить себя в этих крайностях на ранних стадиях — и обычно такие изменения проявляются в теле: раз — и у тебя большой прилив энергии и улучшение настроения, раз — и наоборот. Так оказывается, что все телесные ощущения проявляются в эмоциях.  

Например, периоды упадка ощущались так, что у меня без причины было подавленное настроение в течение дней. Я просыпаюсь — и уже с утра нет энергии и настроения, я ничего не хочу делать. Это могло длиться две недели, но, в отличие от депрессии, я могла функционировать, работать, ходить на встречи — просто эмоционально мне было неприятно это делать, и я не могла это объяснить, ведь внешне обстоятельства не изменились.

 

 

Как устроена «Лаборатория чувств» и кому она помогает 

Чтобы помочь другим людям научиться распознавать свои эмоции и чувства, Катя Летова запустила онлайн-интенсив «Лаборатория чувств». Он длится четыре недели: по воскресеньям группы в размере 20 человек проводят практическую сессию, а в другие дни они получают регулярные задания в телеграм-канале или общаются в чате для обмена опытом. Такой маленький срок — всего месяц — оказался эффективным для того, чтобы «произошел сдвиг» в работе с собственным состоянием.

Занятия в «Лаборатории чувств» разбиты на недели:  

  1. Первая неделя — развитие навыков наблюдения за собой и своими чувствами;

  2. Вторая неделя — обучение соотносить конкретные телесные ощущения с эмоциями;

  3. Третья неделя — разбор методов самопомощи в крайних ситуациях упадка или, наоборот, подъема;

  4. Четвертая неделя — анализ полученных навыков и обучение работе с базовым состоянием, которое человек чувствует «более-менее всегда».

Главный итог занятий — налаживание взаимосвязи между телом и умом в плане эмоций: распознавать не только яркие, но и менее интенсивные, а также усиливать или нивелировать их.

 

 

Какие эмоции могут быть базовыми 

Чувств бывает очень много, но количество базовых эмоций очень ограничено. По разным методикам их выделяют от шести до десяти. Некоторые эмоции совсем не считаются базовыми — например, вина: это составное и социально приобретенное чувство, но его мы испытываем часто и потому его можно назвать базовым. В их число входят простые эмоции — грусть, злость, тревога, удивление, радость. При этом они могут быть на очень большой палитре — и моя задача в том, чтобы дать человеку возможность чувствовать менее интенсивные проявления и, например, помочь избежать опасных вспышек гнева.

Важно понимать, что даже базовые эмоции у человека проявляются по-разному. Взять ту же тревогу: у кого-то она выражается в бруксизме, у других — в проблемах с ЖКТ или неприятных ощущениях в верхней части живота. Злость же, к примеру, выражается тоже по-своему: хмурые брови, возникает желание бежать, учащенное сердцебиение, даже жар. Начало таких эмоций, когда они в низкой интенсивности, можно ощутить только внутренне.

 

 

Какие инструменты помогают работать с эмоциями  

Ты мало что можешь изменить, если у тебя нет никакого трекинга, если ты не записываешь, что с тобой происходит. Нельзя полагаться на мозг вообще, ведь он нас обманывает. Как только появляется какое-то количество данных о том, как ты проживаешь печаль или радость, можешь заметить, что один-два сигнала тела могут часто повторяться. По ним сможешь опознавать, что конкретную эмоцию ты «вот так» чувствуешь в теле, — в этом и главная цель такого дневника эмоций.

Еще один способ — эмоциональные карточки, которые объясняют, что из себя представляют эмоции. Например, злость — что это за чувство, когда оно приходит, в каких обстоятельствах, как оно проявляется, как с ним работать. На выходе человек мало того, что обучается чувствовать что-то в теле, но и работать с этим, понимать, почему эта эмоция появилась и как она подталкивает нас к действиям.

Это очень похоже на мультик «Головоломка» — ты так же фактически знакомишься с каждым «персонажем». Вспомнить ту же героиню Тревожность, которая придумывает все сценарии, которые могут пойти не так, как она пытается все предвидеть и помочь героине, но она неизбежно косячит, а другие ее пытаются успокоить и направить ее силы в благое русло. Ее оптика мне очень близка. 

 

 

Как понимание своих эмоций помогает людям 

Сессии с терапевтом часто направлены на то, чтобы выяснить, что вызывает у человека эмоциональный отклик в его ситуации. Иногда бывает, что сессия закончилась и вы вроде все обсудили, но проблема так и не решилась. Когда есть возможность распознавать свои чувства, это помогает сделать терапию более эффективной и облегчить работу как специалисту, так и пришедшему за помощью человеку.

В работе меня удивило, насколько по-разному люди относятся к своим чувствам. Кто-то запрещает себе радость и считает это плохой эмоцией, другие, например, подавляют злость или не умеют грустить. У всех есть одна-две эмоции, которые находятся в проблемной зоне — с ними нужно восстановить контакт, чтобы понять картинку самого себя.

Очень много недоверия есть к тому, что тело можно воспринимать всерьез — как это можно, взять и начать обращать внимание на его сигналы? А вдруг я что-то узнаю, с чем потом придется иметь дело? Это все про нежелание смотреть в новое: у тебя есть паттерн, с которым ты живешь всю жизнь и знаешь, что с ним делать, а есть шанс стать более гармоничным и счастливым человеком, но как к этому прийти — непонятно. Те, кто с таким сопротивлением справляется, кто готов столкнуться с собой и проработать это, имеет на это ресурс, благодарен за то, чему его научили, и жалеет, что об этом не рассказывают в школах.

Личный опыт

«Как я справлялась с тревогой дыхательными тренировками и открыла школу дыхания»