Французский режиссер Жан-Люк Годар скончался вчера в Швейцарии в возрасте 91 года. После многих фильмов, многих высказываний, многих женщин и многих прожитых лет в историю он войдет двумя вещами — французской новой волной, родоначальником которой Годар когда-то стал, а также влиянием на всех ваших любимых современных режиссеров. «Большой Город» рассказывает, что Годар сделал для мирового кинематографа.
Автор: Даша Лошакова
Срежиссировал свою смерть
Годар прославился своим радикализмом, неуживчивостью и скверным характером. Он не приезжал в Канны, будучи в основном конкурсе, делал противоречивые политические заявления, уходил из кинематографа и возвращался в него вновь. Даже собственную кончину придумал и срежиссировал сам. Жан-Люк умер в швейцарском городе Роль в ходе добровольной эвтаназии. Он не был болен, месье Годар просто устал жить.
Тема собственной смерти интересовала режиссера давно. В молодости он предпринял шуточную попытку покончить с собой на съемках фильма «Женщина есть женщина» после ссоры с женой — актрисой Анной Кариной. В 1968-м была еще одна попытка, по словам Жан-Люка, «чтобы привлечь к себе внимание», а в фильме 1987 года «Тренируй правую» появляется книга «Самоубийство. Инструкция по применению», запрещенная во Франции.
В 2014-м на пресс-конференции в Каннах он заявил, что не хочет быть слишком больным или передвигаться на каталке и готов прибегнуть к услугам врачей, когда это будет необходимо. С 70-х режиссер жил в Швейцарии, где эвтаназия разрешена.
Разделил кинематограф на «до» и «после»
В 1960-м он выпустил криминальную драму «На последнем дыхании», ставшую манифестом французской новой волны. Черно-белая стильная лента, молодой Жан-Поль Бельмондо в образе обаятельного преступника, угнавшего американский Oldsmobile в Марселе; Джин Сиберг в роли молодой американки, готовящейся поступать в парижскую Сорбонну. Сейчас это звучит обычно, но для французского кино 60-х подобный микс референсов Голливуду, небрежности и интеллектуальности был революционен, а образы Сиберг стали каноническим французским шиком в популярной культуре. Лоферы, черные брюки, белая футболка, черная майка, короткая стрижка, маленькие золотые часы, мужская рубашка, тренч, большие солнечные очки, тельняшка, мечты о платье Dior — все это ее Патриция Франкини в «На последнем дыхании».
Добавим, что фильм стал дебютом Годара в большом кино, из студии он перенес съемки на улицы и в отели, живой свет и живой звук, добавляющий в кадр шум французской столицы, отсутствие сценария — у режиссера были наброски сцен в блокноте, а в кадре актеры импровизировали. И одевались артисты сами, художника по костюмам не было, как не было у ленты и титров.
Сегодня эти приемы выглядят классикой, но когда-то они произвели революцию: отсутствие сценария, долгие сцены без склеек, рваный монтаж, съемка на ручную камеру, многочисленные отсылки к литературе и искусству. «В фильме должны быть начало, середина и конец, но не обязательно в этом порядке», — говорил Годар.
Бунтовал
Революционер кинематографа начал карьеру, работая кинокритиком в журнале Cahiers du Cinéma. Там и в одном из парижских киноклубов он познакомился с другими новаторами кино — Франсуа Трюффо, Жаком Риветтом, Эриком Ромером и Клодом Шабролем.
В стиле новой волны Годар снял «Карабинеров», «Мужское-женское». В его «Маленьком солдате» поднята тема алжирской войны за независимость, в «Жить своей жизнью» он показал социальные проблемы Франции, а в «Безумном Пьеро» говорил о войне во Вьетнаме.
Далее случился «маоистский период» («Китаянка»), затем — сложные политические работы без авторства, где зритель вдруг стал мешать. Познакомившись с политическим активистом Жан-Пьером Гореном, Годар изменил концепцию, критиковал Голливуд и вступил в кооператив «Дзига Вертов». Позже увлекся марксистской философией и экзистенциализмом: его работа «Замужняя женщина» построена вокруг концепции Маркса о товарном фетишизме. Каждый его фильм анализировал общество и политику, при этом не являлась политическим кино.
В 2011-м при вручении ему почетного «Оскара» разгорелся скандал из-за позиции режиссера по поводу израильско-палестинского конфликта, где Годар был на стороне Палестины.
Очень много снимал
IMDb насчитывает у Годара 130 лент. Самые понятные и известные его работы — «На последнем дыхании» (1960), «Маленький солдат» (1960), «Женщина есть женщина» (1961), «Жить своей жизнью» (1962), «Презрение» (1963), «Альфавиль» (1965), «Безумный Пьеро» (1965), «Мужское-женское» (1966).
«Оскар», несколько «Золотых пальмовых ветвей» Канн, венецианский «Золотой лев», «Сезар», статус культового режиссера и классика уже при жизни — все это Годара мало интересовало.
Он любил радикальные эксперименты, новаторство в профессии, поиск. «Было время, когда кино действительно могло положительно повлиять на общество, но это время прошло», — сказал режиссер, неприлично много снимавший с 60-х до конца 90-х, иногда по три фильма в год. С 2000 года вышло лишь шесть его картин, а после 2018-го он не снимал полный метр вовсе. В 2021-м Жан-Люк Годар официально объявил об уходе из кино.
Кажется, своей жизнью и творчеством он сказал все, что хотел. Годар ненавидел определение «мэтр», но предопределил собственную судьбу в картине «Альфавиль», где один из его героев произносит: «Тебя ждет кое-что похуже смерти, ты станешь легендой».
Фотографии: обложка — Diane Miller/Jonathan Lenard/Lightyear Entertainment LP, 1 — «Иноекино», 2 — Athos Films