Как работает киномастерская для людей с ментальными особенностями
Рассказывает ее куратор Илья Клишин
Летом в музее «Гараж» прошла инклюзивная мастерская документального кино. Туда приглашали взрослых людей с ментальными особенностями, которым было бы интересно создавать кино. В течение месяца участники воркшопа изучали цикл кинопроизводства и по итогам представили несколько видеоработ. Куратором мастерской выступил Илья Клишин — оператор-документалист, продюсер и фотограф. «Большой Город» поговорил с Ильей о том, как делать кино вместе с людьми с ментальными особенностями.
ПОЧЕМУ И КОГДА ВАС ЗАИНТЕРЕСОВАЛ ИМЕННО ОПЫТ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ С МЕНТАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ?
— Свой первый опыт инклюзивной работы я получил 10 лет назад, когда у меня появилась возможность стать частью съемочной команды и продюсером проекта, который инициировала одна из кафедр факультета журналистики МГУ. Мы проехали от Москвы до Новосибирска, посещая дома престарелых, и документировали быт — условия существования тех, кто там находится. Это был непростой опыт, в том числе в эмоциональном плане, который очень повлиял на меня тогда, подтолкнув к развитию в жанре документального повествования.
СЛОЖНО ЛИ БЫЛО ПОДСТРОИТЬСЯ, АДАПТИРОВАТЬСЯ В РАМКАХ ВЕДЕНИЯ МАСТЕРСКОЙ? КАКИЕ БЫЛИ ОЩУЩЕНИЯ, ПО СРАВНЕНИЮ С ПРИВЫЧНОЙ РАБОТОЙ?
— Не могу сказать, что я глубоко был погружен в контекст, но всегда старался принимать людей, избегая акцентов, которые могли бы травмировать. Это любопытная специфика нашей страны — желание выявить «болезнь» и поставить диагноз. В глобальном сообществе все совсем иначе, на мой взгляд. Мы все очень разные, и эмпатии, внимания заслуживает каждый. Мне кажется, что любознательность и желание узнать больше о предмете — это важная точка развития. И именно из такого состояния я собирал и продюсировал этот курс.
Сначала было сложно подбирать слова и считывать реакцию, но мы с ребятами быстро нашли общий язык. Такого искреннего стремления к результату я не видел давно.
ВОЗМОЖНО, ВЫ ХОДИЛИ НА КАКИЕ-ТО КУРСЫ? ИЛИ КАК-ТО ЕЩЕ ОБУЧАЛИСЬ?
— Мне не требовалось особое обучение, так как мои профессиональные навыки — креативное продюсирование и большой опыт работы в сфере видеопродакшена — дают мне возможность найти общий язык с абсолютно любой рабочей группой.
Также ранее мы много работали над различными проектами музея «Гараж» в рамках программ для людей с ментальными особенностями, а в процессе работы сотрудники отдела очень многое стараются пояснить, дают рекомендации по взаимодействию.
РАССКАЖИТЕ ПРО СВОЙ КУРС В «ГАРАЖЕ» — КАК ВЫ ЕГО ГОТОВИЛИ?
— К этой идее меня уже давно подталкивала руководитель продакшен-отдела «Гаража» Аня Пигарева. Именно с ней мы создали множество ключевых промороликов для выставочных проектов музея, например, Юргена Теллера, Роберта Лонго, Андро Векуа, Такаси Мураками и многих других. Наше многолетнее сотрудничество всегда сопровождалось обсуждением перспектив и точек развития для всех сторон взаимодействия, поэтому идея курса родилась довольно легко и естественно.
КАКИЕ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ТЕМЫ-ЗАЯВКИ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛИСЬ? БЫЛО ЛИ ЧТО-ТО, ЧТО ВАС ПРЯМО УДИВИЛО?
— Могу смело сказать, что у нас была потрясающая команда. Некоторые были уже хорошо подготовлены, благодаря посещению других инклюзивных курсов и мастерских Музея, например, курса мультипликации под кураторством Владимира Аверина.
Тяжело выделить кого-то, но могу поделиться историей, как на этапе просмотра заявок меня искренне поразил Денис Федоров из Тюмени, который из-за логистических трудностей прошел с нами весь курс через Zoom. Уже на этапе создания видеообращения он максимально детализированно описал свои ожидания от курса, а его опыт и насмотренность во всех сферах кинопроизводства просто поражали.
РАССКАЖИТЕ ПРО САМИХ УЧАСТНИКОВ — ЧТО ЭТО БЫЛИ ЗА ЛЮДИ? МОЖЕТ, БЫЛИ КАКИЕ-ТО ЗАПОМИНАЮЩИЕСЯ ИСТОРИИ? ВЫ СБЛИЗИЛИСЬ С КЕМ-ТО ИЗ УЧЕНИКОВ, ОБЩАЕТЕСЬ ДО СИХ ПОР?
— Безусловно, мы сблизились. Сейчас нам тяжело поддерживать отношения и быть на связи постоянно, но я всегда рад нашим редким встречам. Повторюсь, мы собрали удивительную команду.
Каждый из участников рабочей группы органично интегрировался в общий процесс. Например, Лиза Гагарина собрала невероятную подборку вопросов к нашей главной героине, талантливой художнице Ульяне Подкорковой, Боря Всесвятский, Денис Федоров, Дима Горячев и Андрей Лысенко быстро вникли в операторский блок и активно помогали со съемкой, Владимир Аверин собрал эффектный бэкстейдж из монохромных пленочных кадров.
В целом у нас получилась гармоничная команда, каждый участник попробовал себя в роли оператора, режиссера и режиссера монтажа и занял необходимое место в съемочном процессе.
ЧТО ВЫ В ЦЕЛОМ ДУМАЕТЕ ОБ ИНКЛЮЗИИ В ФОТОГРАФИИ И В КИНО — НАСКОЛЬКО ВСЕ ПЛОХО? ИЛИ, МОЖЕТ, ХОРОШО? МЕНЯЕТСЯ ЛИ ЧТО-ТО СЕЙЧАС?
— Мне тяжело ответить на этот вопрос развернуто, так как мой опыт креативного продюсирования и операторской работы базируется в совершенно иной сфере.
Я изучал этот вопрос, когда готовился к курсу, и, конечно, старался и погружался в тот опыт, который сформулирован глобально. Мне кажется, что этому стоит уделять больше внимания. И я тут говорю не только про создание контента, погружающего зрителя в данную проблематику, а про интеграцию и вовлечение, про качественную социализацию и поддержку. И подход Музея «Гараж» — это хороший пример того, как нам всем стоит двигаться дальше.
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ У ЛЮДЕЙ ПОМЕНЯЛОСЬ ОТНОШЕНИЕ К РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМ МЕНТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ?
— Мне кажется, стоит пересмотреть свой личный подход и отношение прежде всего. Наши ценности и особенности нашего восприятия базируются на определениях, которые при пристальном рассмотрении очень ограничивают наше мироощущение, накладывая отпечаток на тех, кто принимает и позиционирует себя совершенно иначе.
Прежде всего, каждый человек имеет право на реализацию своего потенциала, который необходимо выявить. И происходит ли это на уровне семьи или же под руководством чуткого ментора, удивительные проекты и творческие инициативы будут представлены широкой аудитории.
Фотографии: Владимир Аверин / «Гараж»