Сакральные пространства — это отдельный вызов для современных архитекторов, ведь такие проекты приходится делать, учитывая множество факторов и взаимоисключающих запросов. Следовать канонам или отдать дань современным тенденциям? Ориентироваться на мнение прихожан, городских властей, инициативных групп или сторонников прогресса? Как вписать в сложившиеся исторические формы современные функции? «Большой Город» поговорил с архитекторами — авторами шести заметных проектов об этих дилеммах. 

 

 

Анненкирхе в Санкт-Петербурге (проект)

   

Адрес:

Санкт-Петербург, ул. Кирочная, 8в

Сайт:

Annenkirche.com

   

Анненкирхе — место, знаковое для Санкт-Петербурга не только с религиозной точки зрения. В Евангелическо-лютеранской церкви Святой Анны, построенной на Кирочной улице в 1779 году, и сегодня проходят службы, но история этих стен вмещает и несколько других периодов. Например, в 1935 году храм был закрыт, а затем и вовсе переоборудован в кинотеатр.

Этот храм и сейчас кажется немного необычным по сравнению с более закрытыми и традиционными религиозными общинами города. В пережившем в 2002 году разрушительный пожар здании регулярно проходят концерты, встречи, лекции. По сути, современная Анненкирхе — это и место для молитвы, и арт-пространство со своей культурной программой. 

 

 

«Анненкирхе — не просто памятник, который достался нашему поколению по наследству от далеких предков. Но, слава богу, живая, молодая и активная христианская община, которая нашла способ служить горожанам и гостям Петербурга. Наши мероприятия посещают сотни тысяч человек ежегодно. Мы уверены, что преображение Анненкирхе будет направлено не только на сохранение памятника, но также на то, чтобы здание служило общине, гостям и будущим поколениям», — говорит настоятель храма Евгений Раскатов.

Подход к реставрации оказался не самым простым и типичным. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и бюро Kamen разработали проект, опирающийся на принципы Венецианской хартии. Это значит, что, согласно основным принципам принятого в 1964 году документа, здание не будет восстанавливаться в первоначальном облике или в том виде, который имело в какой-то конкретный этап своей истории. 

 

 

Сергей Кузнецов

художник и архитектор,

главный архитектор Москвы с 2012 года  

«Наш проект я бы назвал преображением церкви Святой Анны. Я хочу быть максимально деликатным и идти от того, как пространство Анненкирхе уже сложилось, как оно сейчас живет и будет жить в будущем. Может, сделать его где-то более удобным, предложить какие-то более элегантные решения. Но не навязывать свое личное видение здания целиком.

С точки зрения сохранения наследия мы делаем важнейшую вещь — четко разделяем слои истории церкви: реконструкция по проекту Юрия Фельтена в 1779 году, превращение объекта в кинотеатр, пожар и новая жизнь Анненкирхе, которой сейчас занимаемся мы. Все это будет проявлено в деталях интерьера. Руководствуясь в нашем проекте Венецианской хартией, мы дадим возможность каждому посетителю церкви увидеть тонкую синергию сохраненных исторических элементов и новых современных архитектурных решений», — комментирует Сергей Кузнецов.

 

 

Религиозно-просветительский центр имени Ризы Фахретдина в Альметьевске

   

Адрес:

Республика Татарстан, Альметьевск,

ул. Марджани, 82а

   

Летом 2024 года в Альметьевске открылась обновленная мечеть имени Ризы Фахретдина. Архитектурная мастерская «Арканика» пошла в некотором роде на риск, спроектировав минималистичное устремленное ввысь здание, столь разительно отличающееся от предыдущего облика мечети, привычного горожанам. Вместо основательных кубических объемов, золотого купола и розовой штукатурки — белоснежный фасад из архитектурного бетона, рельефная каллиграфия и просторные, наполненные светом и воздухом пространства. 

 

 

Однако авторы проекта не просто отдались творческому порыву, а создали его, исходя, с одной стороны, из мирового архитектурного опыта, с другой — из задач и потребностей горожан. Перед началом работ команда бюро подробно изучила сакральную архитектуру, где традиция ислама не прерывалась, и посетила мечети России, Турции, Египта, Марокко и Узбекистана, а также находилась в активном диалоге с местными жителями. Так новое здание не просто дополнилось одноэтажным стилобатом с площадью на кровле и получило функцию просветительского центра, а стало соответствовать образу современного ислама как открытой, идущей в ногу со временем религии. Проект впитал в себя и татарскую национальную эстетику, выражающуюся, например, в использовании этнического орнамента в фасадных панелях, декоративных потолках, имитирующих татарскую филигрань, а также инкрустациях из камня.

 

 

Архитекторы предложили не просто реконструировать и придать новые смыслы самому зданию мечети, но и объединить ее территорию с городской средой, создать новое пространство, в котором культовая и общественная функции взаимодополняют друг друга. Так, например, на месте парковки появился стилобат, в котором расположилось множество помещений: зал для конференций и собраний, халяльный ресторан и магазин, зона для ритуальной части. Все они, конечно, доступны и маломобильным группам населения. 

Никита Выходцев

основатель архитектурной мастерской «Арканика»

«Строительство религиозных объектов требует от архитекторов не только знания своего дела, но и глубокого понимания религиозных традиций и погружения в жизнь местного сообщества. Мне кажется, такие проекты должны способствовать объединению разных групп горожан и создавать общественную среду, которая станет своеобразным местом встречи, точкой притяжения. 

Сегодня мечеть в Альметьевске — это не просто место, где люди могут узнать что-то новое об исламе и традициях юго-востока Татарстана. Это и площадка для проведения просветительских мероприятий, и пространство для дискуссий, и знаковое место для города в целом», — говорит Никита Выходцев, основатель архитектурной мастерской «Арканика».

ПУТЕШЕСТВИЯ

Стрит-арт и велодорожки

на юго-востоке Татарстана:

Чем заняться в Альметьевске

 

 

Кафе-трапезная «Antiпa» в Москве

   

Адрес:

Москва, Колымажный пер., 8

Проект:

«Antiпa»

   

В самом центре Москвы, рядом с ГМИИ имени Пушкина находится храм Антипы Пергамского, архитектурный облик которого формировался с XVI по XIX век и впитал в себя стилевые и декоративные элементы нескольких эпох. На прихрамовой территории долгое время стояла неиспользуемая постройка, требовавшая реновации. Сложность заключалась в том, что новое здание должно было вписаться в эклектичный ансамбль храма, но при этом открыть его внешней среде, стать своеобразным мостом между камерной приходской жизнью и кипящей суетой столицы. 

Благодаря работе архитекторов Михаила Князева и Анастасии Балакиревой здание удалось сохранить в историческом контуре — а это было одним из важных условий, — но при этом раскрыть его потенциал, органично встроив все нужные функции. Фасад со стороны двора с его симметрично-строгими пропорциями и арочным остеклением заставляет вспомнить об архитектуре эпохи итальянского Возрождения или палладианства. При этом лаконичная отделка и светлое, будто очищенное от чрезмерного декора пространство выглядят очень современными. Византийская мозаика на барной стойке и мебели из натурального дерева возникает как акцент, напоминание о связи с прошлым.

 

 

Кафе «Antiпa» задумывалось не просто как место для совместных трапез прихожан, но и как открытая территория, куда могут приходить работники из ближайших офисных зданий, ученики соседней школы, туристы или просто прохожие. Здесь регулярно проводятся встречи-беседы с настоятелем храма, кинопоказы и литературные кружки.

 

 

Анастасия Балакирева и Михаил Князев

архитекторы, авторы проекта

«Наше кафе успело проработать в тестовом режиме всего пару месяцев до локдауна 2020 года. За несколько дней до введения ограничений наш друг Даниил Анненков отснял проект. Уже в локдаун мы поделились фотографиями с коллегами из архитектурных СМИ и медиа — так запустилась волна публикаций, обеспечивших кафе узнаваемость. У нас толком никто не успел побывать, но говорила о кафе вся Москва — парадокс! После снятия ограничений потоки людей хлынули туда. Прошло уже пять сезонов, а ажиотаж все как будто не утихает. Мы очень благодарны за поддержку коллегам, друзьям и гостям.

При работе над проектом в первую очередь мы ориентировались на видение настоятеля храма, иерея Андрея Щенникова. По его просьбе мы занимались программированием места, которое долгое время пребывало в полном запустении. Дух места, для которого мы спроектировали кафе, уникален. По храму можно буквально изучать историю русского православного зодчества — он строился в трех разных веках, и каждая его часть соответствует духу своего времени. Мы сразу приняли решение ориентироваться на личные ощущения и понимание современного дизайна, не цитируя, а переосмысляя православную традицию. Надеемся, в своем высказывании нам удалось соблюсти столь важный для этого места принцип преемственности.

Весь этот проект для нас был одним большим вызовом. Непростая судьба храма, только-только входящего в новую главу своей истории, соседство с Пушкинским музеем и другими памятниками — вряд ли можно назвать такой контекст обычным. Мы очень любим этот проект и рады, что с годами кафе обретает еще больше поклонников», — комментируют работу над проектом архитекторы Анастасия Балакирева и Михаил Князев. 

 

 

Храм в Териберке (проект)

   

Адрес:

Мурманская область, Кольский район, село Териберка

   

Архитектурное бюро «Цимайло Ляшенко и партнеры» разработало уникальный проект храма в Териберке, в котором сочетаются традиции, экологичность и новаторский подход к архитектуре. Авторы тщательно изучили деревянное зодчество северных регионов, пропорции, характерные архитектурные формы и приемы, а главным источником вдохновения стал утраченный в пожаре 2018 года карельский храм Успения Пресвятой Богородицы. Днем остекленное пространство внутри деревянного каркаса храма наполняется светом, а с наступлением вечера он становится «маяком», выступая ориентиром и символом места. 

 

 

На прихрамовой территории расположатся корпус со звонницей, церковная лавка и трапезная, превращая храм в центр как духовной, так и общественной жизни села. В последние годы Мурманская область выходит в лидеры как туристический регион, куда люди со всей страны отправляются, чтобы покататься на лыжах, увидеть полярное сияние или полюбоваться заснеженными просторами. Храм, органично вписанный в местную природу, может стать важной точкой на карте достопримечательностей региона. Однако данных о реализации проекта после его анонса пока нет.

 

 

«Мы хотим создать пространство для единения людей независимо от их взглядов и конфессий», — отмечают основатели бюро Александр Цимайло и Николай Ляшенко. 

 

 

Комплекс православного храма Вознесения Господня в Коммунарке (проект)

   

Адрес:

Москва, поселение Сосенское, поселок Коммунарка

   

Еще один смелый проект будет вскоре достроен в Новой Москве. Его авторы из «Центра православного зодчества» — президент Сергей Гончаров, генеральный директор Дарья Родионова и главный архитектор Владимир Абрамов — предложили свою трактовку образа современного православного храма, которая, с одной стороны, опирается на традицию, а с другой — устремлена в будущее. В облике Вознесенского храма считывается как отсылка к традиционным формам псковского белокаменного зодчества, так и нарочитая природность и плавность линий, свойственная стилю бионика. Авторы называют свой подход «русской бионикой» и обращают внимание на то, что «природные формы — это формы, сотворенные Господом, а попытки приблизиться к ним в архитектуре отражают стремление человека к Богу». 

 

 

Чрезвычайно сложные параболические конструкции храма отлиты из бетона, но не кажутся нам противоестественными и не спорят с окружающей средой. Видимой вертикальной доминантой стали барабан и купол храма, обрамленные восемью малыми главками и звонницей. Связь интерьеров и экстерьеров с природой поддерживается и за счет удачно выбранного места постройки. Лесная зона обрамляет храм, гармонично встроенный в пейзаж, как и лучшие образцы русского белокаменного зодчества: храм Покрова на Нерли во Владимирской области или церковь Василия на Горке в Пскове.

«Примыкая к основной зоне квартальной застройки, этот просторный, рассчитанный на тысячу человек храм может стать своеобразной архитектурной доминантой и важным центром духовной и культурной жизни Новой Москвы, — считает архитектор Владимир Абрамов. — Тем более что в проект заложено обустройство детской площадки, озеленение и размещение фонтана. Это сделает его не просто местом, куда верующие люди приходят по воскресеньям и церковным праздникам, но и новым привлекательным пространством для общественной жизни». Соавтором проекта выступает протоиерей Андрей Юревич. 

 

 

Гостевой дом в Переславле-Залесском

   

Адрес:

Ярославская область, Переславль-Залесский, ул. Сокольская, 13

   

Сакральные пространства — это не только монастыри и храмы разных конфессий, а иногда и места, находящиеся вне религиозного контекста. Так, работая над проектом гостевого дома в Переславле-Залесском, архитектурное бюро Osetskaya.Salov реализовало иное видение сакрального, выраженное в потребности современного человека в духовном развитии. 

Дом располагается на окраине Переславля-Залесского, одного из древнейших и интереснейших с историко-культурной точки зрения городов Ярославской области. Ежегодно тысячи туристов приезжают сюда, чтобы познакомиться с памятниками древнерусского церковного зодчества и посетить многочисленные музеи. Сакральная архитектура — важная часть облика города, но сам гостевой дом находится в некотором удалении от исторического центра в окружении неисторической частной застройки. Это позволило объекту развиваться в собственной неповторимой манере, выйдя из сферы притяжения традиционной для региона деревянной или белокаменной архитектуры.

 

 

Проект включает в себя ансамбль из нескольких элементов — двухэтажного дома, отдельно стоящей бани и благоустроенной территории вокруг них. Везде, начиная со сложного решения фасадной отделки и заканчивая декором внутренних помещений, видны яркие приметы различных культур и эпох. Сложная геометрия и интерьерные решения задают тон в диалоге с пространством. Так, арочные потолочные изгибы вызывают ассоциации с византийской базиликой или восточным хаммамом, а натуральные отделочные материалы и этнические орнаменты напоминают об эстетике марокканских или южноафриканских вилл. 

 

 

Татьяна Осецкая

архитектор, основатель Osetskaya.Salov

«Такой подход может показаться неожиданным на фоне доминирующего в Переславле „деревенского уюта“, — замечает архитектор Татьяна Осецкая, — но мы создавали пространство, которое впитало бы в себя древние культурные коды Африки, Индии, Европы и Латинской Америки, преломляя, трансформируя и органично включая их в современный контекст российского малого исторического города. Мы хотели, чтобы дом стал местом силы для гостей, позволил по-новому взглянуть на себя и окружающую действительность. 

Люди смогут получить здесь несколько иной опыт взаимодействия с архитектурой, чем тот, к которому привыкли, гуляя по городу с гидом и осматривая монастырские стены и залы. В отличие от музеев здесь все можно и нужно трогать, но главное — постараться осмыслить и прочувствовать».

 

 

Фотографии: обложка, 10, 11, 12 — «Цимайло Ляшенко и партнеры», 1, 2, 3 — Анненкирхе, 4, 5, 6 — «Арканика», 7, 8, 9 — Даниил Анненков/«Antiпa», 13, 14, 15 — Центр православного зодчества, 16, 17, 18 — Osetskaya.Salov