Понедельник

25 ноября

Археологические понедельники

Где

Музей Москвы, Зубовский б-р, 2, стр. 1

На встречах отдела «Археология» Музея Москвы представляют новейшие исследования в контексте археологии и музееведения — современные методы, итоги полевых и камеральных работ. Участники смогут обменяться опытом в сфере сохранения культурного наследия и обсудить результаты представленных докладчиками исследований.

Цель семинара — создание площадки для коммуникации и обмена научным опытом среди исследователей-археологов. Мероприятие проходит с участием одного докладчика и слушателей.

Концерт «Уджаз»

Где

МАММ, ул. Остоженка, 16

Дуэт Камиля Чалаева и Николая Голутвина исполнит новую оригинальную программу для рояля, компьютеров, электропианино, смычковых и духовых инструментов.

Сюита будет состоять из 11 частей, которые путем чередования превращаются в цикл из 22 произведений неравной длины. Это диалог между двумя музыкантами, где один бросает вызов, а другой ему отвечает. Для электронной части произведения Николай Голутвин создал музыку из фрагментов творчества Чалаева. В свою очеред, Камиль Чалаев дополнит ее своей импровизацией на множестве музыкальных инструментов.

Выставка Полины Майер «Дрема»

Где

«Объединение», Рождественский б-р, 10/7, стр. 1

Новая серия живописных работ продолжает одну из ключевых тем в практике Полины Майер — обращение к феномену сна как к форме восприятия времени. С помощью личного семейного архива Полина реконструирует события первых дней и лет своей жизни, переплетая их с настоящим.

Художница воспринимает повседневность как источник вдохновения, эстетизируя события из собственной жизни. Чаще всего работает в жанре автопортрета и исследует телесность.

Вторник

26 ноября

Паблик-ток с Матье Леаннером

Где

A—House, Большой Афанасьевский пер., 20

Матье Леаннер убежден, что объектная среда способна значительно трансформировать человека, а основная ценность предметов, которые он проектирует, раскрывается в момент человеческого взаимодействия с ними — когда совершается задуманное волшебство.

Один из самых свежих и ярких примеров его работы — дизайн факела для Олимпийских игр в Париже в 2024 году. Леаннер подключится ко встрече онлайн, разговор пройдет на английском языке без перевода.

Кинопоказ «Отдаленный гром»

Где

ГЭС-2, Болотная наб., 15

«Ты бриллиант в нашей короне» — так местные крестьяне приветствуют новоприбывшего брамина Гангачарана, которому как единственному вместе с женой представителю высшей касты и обладателю высшего образования предстоит стать здесь и священнослужителем, и врачом, и директором начальной школы.

В отличие от режиссера и зрителей, героям «Отдаленного грома» пока неведома собственная трагическая судьба — и ее свершение бенгальский классик показывает, уже отказавшись от фирменной созерцательности, почти в детективном ключе демонстрируя влияние экономики спроса и предложения на жизнь простых людей.

Лекция «Авангард как традиция: случай Моисея Гинзбурга»

Где

Филиал «Ельцин Центра» в Москве, ул. Малая Никитская, 12, стр. 1

Третья лекция цикла «Авангард и окрестности» посвящена одной из центральных фигур советской архитектуры, идеологу конструктивизма, автору программных текстов (в том числе книг «Ритм в архитектуре», «Стиль и эпоха»), проектов и сооружений (включая знаменитый дом Наркомфина на Новинском бульваре).

На мероприятии обсудят профессиональные взгляды Гинзбурга и поразмышляют над характерным сюжетом «мифологии архитектурного авангарда»: если в западной литературе тезис о преемственности модернизма по отношению к исторической архитектуре давно стал общим местом, то в отечественной традиции конструктивизм по-прежнему выступает практически исключительно как движение, направленное на радикальный разрыв с прошлым.

Среда

27 ноября

Выставка Владимира Яковлева «А в степи: бушует ветер...»

Где

Az\Art, ул. Маросейка, 11/4, стр. 1

Выставка посвящена 90-летию со дня рождения художника Владимира Яковлева. В экспозицию войдут 70 работ из собраний различных музеев, семьи художника и частных коллекций. Проект представит главные направления в творчестве Яковлева: абстракции, цветы и портреты, созданные в 50–70-е годы XX века.

Несколько работ будут показаны публике впервые, среди них: произведения из частных коллекций и три картины из собрания Третьяковской галереи, в том числе шедевр 50-х «Голова» — его покажут впервые после реставрации, которой занимался один из кураторов проекта Валерий Силаев.

Лекция «Архстояние на реке Угре: История арт-парка Никола-Ленивец»

Где

МАММ, ул. Остоженка, 16

На лекции поговорят о том, как развивалось пространство Никола-Ленивца от первых проектов до его современного вида. Посетители увидят редкие снимки из личного архива Николая Полисского, подробно рассмотрят его работы разных лет, а также узнают о других художниках и архитекторах, чьи объекты стали неотъемлемой частью арт-парка.

Сам Никола-Ленивец является важнейшей точкой на карте современного искусства и крупнейшим арт-парком в Европе. Это место притягивает тысячи посетителей, которые круглый год приезжают туда посмотреть на многочисленные арт-объекты или стать участниками событий от культового фестиваля «Архстояние» до знаменитых Маслениц.

Выставка «Совпадение горизонта»

Где

Artstory, Старопименовский пер., 14

Владимир Мигачев и Александр Кабин обращаются в своем творчестве к темам памяти, событий, процессов и явлений настоящего и прошлого; рассуждают о времени, о пространстве и восприятии, обращают внимание на роль, которую играет человек во всем вышеперечисленном. Оба исследуют пейзаж на предмет места силы или пустоты, энтропии, как соотношение величин человек-природа-стихия, человек- машина.

Используя разные технические и выразительные средства, авторы задают одни вопросы и ищут на них ответы, тем самым выстраивая общую линию повествования. Эта линия проходит тонкой нитью через все работы художников и тянется с севера на юг.

Цикл лекций «Художники зыбкого мира. Современное искусство Азии». Индия

Где

«Гараж», ул. Крымский Вал, 9, стр. 32

Во второй части цикла лекций «Художники зыбкого мира. Современное искусство Азии» рассмотрят историю индийского современного искусства, которая берет начало с художников, стремившихся соединить индийские традиции с новыми техниками и мотивами западного современного искусства и европейского авангарда.

В рамках мероприятия пройдут две лекции: Елизавета Кузина расскажет о ключевых направлениях индийского авангарда и обсудит традиции, главные имена и тренды искусства того времени, а также Дарья Воробьева проведет лекцию о наиболее знаковых художниках индийской арт-сцены последних 30 лет.

Четверг

28 ноября

Дискуссия «Видео & ИИ: тенденции и перспективы»

Где

HSE Creative hub, ул. Пантелеевская, 53

НИУ ВШЭ собирает экспертов в сфере новых технологий, чтобы разобраться, как сейчас ИИ применяется в креативных индустриях в целом и в видео-арте в частности.

Для более детального изучения новых технологий в школе дизайна НИУ ВШЭ есть «Лаборатория искусственного интеллекта», которая специализируется на исследовании и применении ИИ в креативных индустриях. В финале ивента вас ждет презентация нового образовательного направления «Искусственный интеллект и видеопродакшн».

Концерт «Сопротивление материалов»

Где

ГЭС-2, Болотная наб., 15

Исследование феномена крупной музыкальной формы как способа создания поэтической картины мира в творчестве композиторов четырех веков. Новая музыкальная программа в ГЭС-2 «Сезон призрачного мира» проводит параллели и выявляет связи между музыкой авторов, нечасто встречающихся друг с другом в концертной практике.

За каждым из героев программы стоит не стиль, но мир, а за его первоэлементами просвечивает мистическое. Одни, как Уствольская и Бетховен, создают вокруг себя мощные силовые поля, другие, вслед за Малером, Шубертом и Шостаковичем, обращают взгляд на разреженное пространство горных вершин, где все замедленно до ощущения прострации.

Выставка «Встреча двух шедевров Фрагонара»

Где

ГМИИ имени А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 12

Впервые с начала XX века Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина покажет вместе парные картины «Мальчик со шкатулкой» и «Савоярка» французского живописца, яркого дарования Жан-Оноре Фрагонара. Написанные во второй половине 1770-х годов, вероятно, для известного парижского коллекционера Луи Габриэля маркиза де Вери и купленные потом русским коллекционером, князем Николаем Борисовичем Юсуповым.

Картины были разлучены в 30-е годы. Долгожданная встреча савояров Фрагонара проходит в рамках выставочного проекта.

Пятница

29 ноября

Выставка «Чересчур»

Где

Ruarts, Трубниковский пер., 6

Кураторы предоставляют возможность для критического взгляда на определяющие черты китча: позитивное содержание, простота и однозначность, пародийность, сентиментальность и формульность, также демонстрируют устойчивые признаки его визуального языка и образной системы — цветы, драгоценности, дети, мифологические персонажи и существа, медийные личности, влюбленные и любовники.

Групповая выставка демонстрирует широкий спектр визуальных решений, стилей и техник, включая живопись, графику, фотографию, видео, инсталляцию и скульптуру. Основу проекта составляют работы из коллекции фонда Ruarts, в которой представлены художники разных поколений.

X Международный кинофестиваль о природе «Разумный кинематограф»

Где

«Эльдар», Ленинский пр-т, 105

«Разумный кинематограф» — так называли сеансы просветительских фильмов в дореволюционной России. В 2014 году проект возродили на Общероссийском фестивале природы «Первозданная Россия». Как и сто лет назад, в программе показывают научно-популярные фильмы, которые снимают современные режиссеры. В них авторы рассказывают о редких видах животных и птиц, об экологических проблемах и людях, которые ищут способы их решения.

Задача кинофестиваля — заявить о документальной киноанималистике, поднять ее престиж, стать открытой площадкой для обмена опытом между кинематографистами. На суд зрителей ежегодно выносят до 25 фильмов, снятых в разных уголках нашей страны.

Выставка «Волшебная гора»

Где

«Триумф», ул. Ильинка, 3/8, стр. 5

Выставка образует герметичное пространство, где метафорически показаны процессы трансформации современной культуры. Название «Волшебная гора» отсылает к одноименному роману Томаса Манна, сюжет которого разворачивается в туберкулезном санатории высоко в альпийских горах, а персонажей объединяет пограничное состояние с реальным и иллюзорным.

Художники проецируют эту двойственность на современные процессы интеграции цифрового и физического. Цифровая среда в видеоинсталляциях Медведевых предстает своеобразным чистилищем, где абстрактные объекты находятся в постоянном симбиозе. Оно представляется, с одной стороны, местом, где совершается смысловая деконструкция, а с другой — полем, где начинают формироваться новые мысли, идеи и убеждения, вновь обретающие физическую визуальную форму.

Суббота

30 ноября

Выставка «Сад, в котором ты один»

Где

HSE Art Gallery, ул. Малая Пионерская, 12

«Учитель / ученик» — цикл персональных выставок в HSE Art Gallery, в рамках которого на одной площадке демонстрируются проекты преподавателей и студентов. Этот формат позволяет представить срез созданных за годы учебы наиболее значимых работ молодых авторов, увидеть известных художников в новом качестве и соотнести оптику учеников и их наставников.

Экспозиция «Сад, в котором ты один» объединяет текстильные работы преподавателя школы дизайна НИУ ВШЭ Дмитрия Цветкова и живопись его студентки Александры Бочеверовой.

Выставка «Ташкент: архитектура эпохи исторического оптимизма»

Где

МОММА, ул. Петровка, 25

Проект Александра Федорова исследует период 60–80-х годов и призван реконструировать пространства урбанистических территорий столицы одной из бывших союзных республик и познакомить московских зрителей с историей архитектуры современного Ташкента. Федоров фиксирует и воспроизводит атмосферу заново отстроенного города тех лет, дополняя ее историями местных жителей, видеоматериалами и саунд-артом.

В основе мультимедийной экспозиции плакаты самого Федорова, окруженные фотографиями, на которых можно увидеть сохранившиеся ключевые здания эпохи: гостиницу «Узбекистан», телевизионную башню, Дворец дружбы народов, Музей олимпийской славы, экспериментальный жилой дом «Жемчуг» и другие. Гостиница «Чорсу» представлена в выставочном пространстве в виде полноценного макета. Выставку дополняет серия плакатов с изображением архитектурных объектов из других городов и республик бывшего СССР.

Концерт органной музыки

Где

«Зарядье», ул. Варварка, 6, стр. 4

Главный органист и хранитель органного зала «Зарядья» представляет в концертной программе хоралы, хоральные прелюдии Баха, Франка и Таривердиева, представителей трех эпох: барокко, романтизма и XX века.

Лада Лабзина — одна из ведущих представительниц российской органной школы, заслуженная артистка Республики Татарстан и лауреат международных конкурсов.

Воскресенье

1 декабря

Выставка «Времена года Василия Поленова»

Где

Третьяковская галерея, Лаврушинский пер., 10

Государственная Третьяковская галерея представляет камерную выставку пейзажных произведений Василия Поленова из фондов и частных собраний. Выставка приурочена к 180-летию со дня рождения крупнейшего русского художника второй половины XIX — первых десятилетий XX веков.

Наиболее ярко талант Поленова-пейзажиста проявился в умении выразить тончайшие нюансы жизни в различные времена года, особенно в переходные периоды от одной поры к другой. Художник умел мастерски передавать состояние природы, пропуская впечатления от того или иного мотива сквозь призму собственной души и жизненного опыта, используя тщательно разработанную живописную технику.

Фестиваль «Шалаш»

Где

«Три вокзала. Депо», ул. Новорязанская, 23, стр. 5

Проект «А если с детьми?» представляет семейный фестиваль «Шалаш». С 10:00 до 20:00 в пространство «Три вокзала. Депо» можно будет прийти всей семьей, найти активности и мастер-классы для всех возрастов и купить подарки к Новому году на маркете.

В программе: концерт, пара спектаклей, лекции, мастер-классы и еще много всего развлекательного для детей и их родителей. Даже в «Денди» поиграть дадут.

Выставка Сардора Эркинова «Сад влюбленных»

Где

Triptych, ул. Тверская, 3

Сардор Эркинов — художник из Узбекистана, который обращается к классическим сюжетам персидской литературы и умело иллюстрирует их в своей неповторимой манере через призму современного искусства.

Художника вдохновляет культура его страны, поэтому он снова и снова обращается к классике, каждый раз находя для себя что-то новое и знакомя зрителя с героями, чьи имена давно стали нарицательными. Выставка «Сад влюбленных» рассказывает прежде всего о любви.

Фотографии: обложка, 4 — Школа дизайна НИУ ВШЭ, 1 — Музей Москвы, 2 — A—House, 3 — Az\Art, 5 — Ruarts, 6 — HSE Art Gallery, 7 — Третьяковская галерея