Мыло песчаных престолов: Что не так с сериалом «Дюна: Пророчество»
За 10 тысяч лет до событий картин Дени Вильнёва
14 ноября состоялась премьера сериального приквела к дилогии фильмов «Дюна». Сюжет «Пророчества», основанный на книгах, написанных потомками Фрэнка Герберта, разворачивается за 10 тысяч лет до событий картин Дени Вильнёва и рассказывает о появлении ордена Бене Гессерит, целью которого стало выведение Квисатц Хадераха — сверхчеловека, способного направить человечество в нужном направлении. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, почему сериал не просто не станет зрительским хитом, но и, вполне возможно, окажется первым и последним гвоздем в крышке гроба телевселенной «Дюны».
«Дюна: Пророчество»
После того как люди во главе с будущими представителями трех великих домов победили разумные машины во время столетнего Батлерианского джихада, главный триумфатор, Файкан Батлер, взявший себе фамилию Коррино, созвучную с названием планеты, где проходило решающее сражение, завоевал титул императора межгалактической Империи. Получил свою долю славы и Вориан Атрейдес со своей свитой, а вот родню Абулурда Харконнена, якобы сбежавшего с поля боя, в наказание за предательство отправили на холодную пустынную планету Ланкивэйл. Спустя годы его правнучка Валя, мечтая возродить славный род, вступает в школу женщин-ментатов, воспитываемых, чтобы прислуживать домам Ландсраада, которая впоследствии становится сестринством Бене Гессерит. Она мечтает воспитать идеального мессию из рода Харконненов, который возглавит Империю, и ради этого готова идти по головам.
Прежде чем пытаться разобраться, что, черт возьми, происходит в «Пророчестве», необходимо прояснить корни генеалогического древа нового проекта HBO. «Дюна: Сестринство» (именно так поначалу назывался сериал), по идее, основан на «Ордене сестер Дюны», одной из книг-приквелов оригинального романа Фрэнка Герберта, рассказывающей о происхождении ордена женщин-ментатов Бене Гессерит. Прикол, однако, в том, что за годы подготовки к производству у проекта несколько раз сменился состав. Дени Вильнёв, режиссер двух полнометражных «Дюн», ушел вместе со сценаристом Джоном Спэйтсом, после этого у руля появилось еще два автора, с которыми у HBO тоже не сложилось, и по итогу остановились на кандидатуре Элисон Шапкер, сценаристки «Мира Дикого Запада» и «Зачарованных» (sic!). Но и это не все перемены: сменив «Сестринство» в названии на «Пророчество», тихонько преобразилась и литературная основа. Теперь это экранизация не одного, а сразу трех приквелов к оригинальной «Дюне» — трилогии «Великие школы», куда, помимо «Ордена сестер», входят «Ментаты» и «Навигаторы».
Если вы вдруг ничего не поняли, то это нормально: чтобы разобраться в разухабистом лоре предыстории «Дюны», некоторым авторам приходится составлять целые гиды. Ведь даже перечисленные книги Брайана Герберта, сына Фрэнка, и Кевина Джея Андерсона не являются началом истории — «Великим школам» предшествуют «Легенды Дюны», а после также выходила серия книг о трех великих домах (Коррино, Атрейдесы и Харконнены). Почему это все важно? Потому что, кажется, в HBO, заполучив во владение права на экранизации книг потомков и продолжателей дела Фрэнка Герберта, не совсем поняли, что им делать со всем этим материалом. Уход Вильнёва тоже не кажется случайным: режиссер, фильмы которого отличает убористый, очень конкретный аудиовизуальный язык, как будто посмотрел, во что превращают предысторию к его собственной трилогии, и решил дистанцироваться, чтобы не иметь ничего общего с невероятно странным сериалом.
Почему странным? Вспомните фильмы Вильнёва: даже если вы не читали книгу, вы бы прекрасно поняли все — от взаимодействий Харконненов и Атрейдесов до значения спайса и шай-хулудов в культуре фрименов. Если же вы включите первую серию «Пророчества», не имея ни малейшего представления о вселенной «Дюны», то ни за что не поймете, что это за такой Батлерианский джихад, кто такие фримены и почему всесильный император Джавико Коррино вынужден преклоняться перед барыгой из некоего дома Ричеза. Просто потому, что сценаристы «Пророчества» не только решили сгрести в кучу все три книги «Великих школ» (и не только их!), но и нагнать отсебятины, попытавшись при этом уложиться в скудные шесть серий. И сделать если и не «Игру престолов» в космосе, то как минимум «Дом Дракона». Но получился «Дом червя».
«Пророчество» — это даже не «Дюна», а какой-то любительский фанфик по мотивам: вместо размашистой космической саги с шекспировскими страстями — «мыло» вселенского размаха, в котором уровень дичи порой зашкаливает до уровня шай-хулуда, вытянувшегося в полный рост. Допустим, спайс тут, как будто оправдывая его название, высшие чины дома Коррино занюхивают, словно кокаин, в барах, похожих на ночные клубы из видеоигр в жанре киберпанк. При этом масштаб сериала скачет как бешеный конь — то мы смотрим нечто в духе античной трагедии, но размаха библейской истории по интонации, то наблюдаем за локальными междоусобицами, которые выглядят как копошение в навозной куче. То вдруг заходит разговор о судьбах целых родов и даже поколений людей, то все вдруг скукоживается до быта сестринства, чье обиталище напоминает унылую версию Хогвартса.
«Дюна: Пророчество» прошел через кромешный ад производства, и во время просмотра ты прямо чувствуешь, что концепция менялась туда-сюда, мечась из крайности в крайность. От личной истории Вали Харконнен, мечтающей о мести домам Коррино и Атрейдесов, к коллективному портрету мира, который того и гляди погрузится из-за внутренних дрязг в масштабную войну всего человечества — и эти эмоциональные качели вообще не идут на пользу рыхлой, как пески Арракиса, структуре. Западные критики аккуратно хвалили сериал HBO, но у них есть склонность преувеличивать восторги и возвеличивать собственный гнев — так они подняли до небес совершенно никчемную «Барби» и незаслуженно разобрали на части «Джокера 2». Так что их положительные оценки «Пророчества» стоило бы делить минимум надвое — и тогда картина получается весьма и весьма печальная.
Фотографии: обложка — HBO Max